История, о которой мы рассказываем, еще недавно показалась бы невероятной. Сегодня же это жестокая реальность: прецедент, созданный одним из московских банков, поставил под большое сомнение надежность всей банковской системы, вскрыв в ней опасную брешь. Как оказалось, вкладчик, доверивший свои сбережения банку в надежде на проценты, рискует лишиться не только процентов, но и самого вклада. И выиграть дело против финансово-кредитного учреждения, бесследно поглотившего его кровные, не удастся ни в каких судах. Это горькое открытие довелось сделать жителям Кисловодска с помощью банка, который, наверное по воле рока, носит именно это название.
Исчезнувшие миллионы
ОАО Банк «Открытие» у кисловодчан сомнений не вызывал. Управляющего его кисловодским филиалом Владимира Малхозова, бывшего депутата городской думы и лидера местных единороссов, члена респектабельной семьи, в маленьком курортном городе знали хорошо. И возглавляемому им банку на Курортном бульваре охотно доверяли свои средства под текущие на тот момент проценты – от 2 до 12% годовых. А лично финансисту доверяли настолько, что порой по дружбе отдавали денежные суммы… просто под расписку. В течение трех лет учреждение, казалось бы, функционировало успешно, открывая счета, выдавая кредиты, заключая договора срочных банковских вкладов, люди получали начисленные проценты. Неприятности начались в 2013 году, когда при наступлении срока возврата вкладов и процентов по ним банк… стал отказывать клиентам. В том же году была осуществлена проверка «Открытия» следственными органами, заинтересованными возможным выводом владельцами активов из банка. Однако люди, очевидно не знавшие об этих тревожных симптомах, еще продолжали вносить свои деньги. Позже потерпевшие заявят в суде, что передали их непосредственно управляющему или сотруднику банка, «который отнес их в кассу и выдал квитанцию к приходному ордеру», но большинство клиентов вносили суммы непосредственно в кассу.
Тем, кто обратился за своими вкладами в 2014 году, по истечении договорного срока, Владимир Малхозов советовал не спешить со снятием денег, ссылаясь на колебания валютного курса. В конце августа он уже сообщал этим вкладчикам, что якобы «заказал деньги, и их можно будет получить в первых числах сентября». Однако 3 сентября, спустя всего несколько дней, город был шокирован вестью о загадочном самоубийстве управляющего. Нелепая, скоропостижная гибель 42-летнего банкира, блестяще образованного молодого ученого, успешного бизнесмена, профессионала, отца двоих детей, породила в городе множество слухов и разной информации, в том числе об уголовном преследовании. Они не перестают будоражить умы и сегодня, ведь события, связанные с банком «Открытие», развиваются самым непостижимым образом. Около шестидесяти человек, преимущественно пожилых людей, сумевших в течение жизни отложить какие-то средства для детей и внуков или по русскому обычаю как стариковские «гробовые», своих денег не получили до сих пор. Общая сумма вкладов, бесследно сгинувших в банке, составляет более 100 миллионов рублей.
Точка невозврата
Дальнейшую картину мы восстанавливаем со слов руководителя инициативной группы, известного общественника и бизнесмена Павла Мартиросова, оказавшегося в числе клиентов. В первые же дни после самоубийства Владимира Малхозова вкладчики попытались воспользоваться своим законным правом и вернуть средства с помощью головного Нальчикского филиала. Людей вежливо выслушали и приняли у них копии документов: договоров, приходных кассовых ордеров и квитанций. Но — договорные отношения с ними банком были прекращены в одностороннем порядке. По сведениям, которые удалось добыть от сотрудников кисловодского офиса, служба безопасности изъяла из него все электронные и бумажные носители информации, однако судьба этой информации осталась для клиентов неизвестной, и они очень сомневаются, что она была передана в полицию. Успокоить встревоженных людей лично постарался прибывший в Кисловодск начальник отдела розничной сети Нальчикского филиала Азамат Нахушев. При этом он убедительно попросил вкладчиков не торопиться с подачей заявлений в правоохранительные органы, а войти в положение банка и дать ему хотя бы месяц, чтобы разобраться в документах. Люди в положение вошли, в органы не побежали, время разобраться дали. Но месяц прошел, за ним второй. Нервничающим вкладчикам то говорили, что их договора недействительны, то якобы они и вовсе пропали – а ведь оригиналы договоров с приходными ордерами находились у них на руках! На очередное обращение по телефону клиентов коротко, без объяснений поставили в известность, что «внутреннее расследование продлевается еще на месяц». А вскоре дело получило абсолютно новый поворот, на все 180 градусов.
10 ноября банк закрыл операционный офис в Кисловодске. Телефоны, указанные на сайте «Открытия», замолчали. Потом поступил звонок из ОБЭП: вкладчиков вызвали в отдел для беседы со следователем. После опроса клиентов следователь сообщила им, что вина за пропавшие без вести деньги, очевидно, полностью лежит на погибшем управляющем. А вкладчиков попросила предоставить оригиналы документов для проверки их на подлинность.
Основанием для расследования стало… заявление банка. Но, как выяснилось, банка уже совсем другого: пока доверчивые кисловодчане по наивности «входили в положение» и надеялись, что в Нальчике разберутся с их вкладами, ОАО Банк «Открытие» зря времени не терял.
С новым лицом и новым именем
ОАО Банк «Открытие» уже в начале сентября был готов к предстоящей реорганизации, прекращению своей деятельности и изменению наименования. Об этом свидетельствует решение внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Ханты-Мансийский банк», состоявшегося 8 сентября 2014 года, то есть сразу после трагических событий в кисловодском филиале. Красноречивое свидетельство этому — сообщение о реорганизации, расположенное на официальном сайте нового, объединенного банка: «В рамках консолидации банковского бизнеса группы «Открытие» до конца 2014 года к Ханты-Мансийскому банку будут присоединены Новосибирский муниципальный банк и Банк «Открытие», — Цель данных изменений – создание крупнейшей в России полнофункциональной частной финансовой группы. После завершения интеграционных процессов «Ханты-Мансийский банк Открытие» войдет в ТОП-15 российских банков. Головной офис будет располагаться в г. Москве. Такое решение принято в связи с рекомендациями Центрального Банка РФ и с учетом масштабов бизнеса кредитной организации, которая по большинству параметров переросла региональный уровень и уже давно является банком федерального значения… «Открытие» является крупнейшей частной финансовой группой России по размеру активов… Суммарные активы группы составляют около 2 трлн рублей, а число клиентов превышает 4 000 000 физических и 188 000 юридических лиц. Банковский бизнес является ключевым направлением деятельности группы. По размеру активов он занимает первое место среди крупнейших частных банков России и пятое — среди российских банковских групп, а по размеру капитала первого уровня входит в ТОP-350 банковских групп в мире и ТОP-15 – в Восточной Европе».
Понятно, что голос шестидесяти кисловодских вкладчиков на фоне столь грандиозных событий и триллионных активов попросту не слышен. А не мешало бы прислушаться: на ту же чашу весов могу лечь и уголовное дело в Нижнем Новгороде, да и на форумах в интернете немало сообщений о конфликтных ситуациях в других городах, связанных с филиалами банка «Открытие». Кисловодчане же, не собирающиеся дарить обманувшей их системе свои сто миллионов, хоть и запоздало, но обратились за помощью к правозащитникам, в СМИ и в суд. Если потребуется, они намерены отстаивать свои права даже перед Президентом РФ.
Ситуация абсурда
Что же касается «перелицованного» банка, то он занял конкретную позицию, считая претензии в свой адрес необоснованными: документы вкладчиков кисловодского филиала недействительны, вся вина ложится на Владимира Малхозова, а клиентам надо было быть внимательнее при оформлении документов.
«Некоторое время назад в банк стали обращаться люди, которые утверждали, что являются вкладчиками «Открытия». Однако предоставленные ими договоры не были зарегистрированы в банке, а при более внимательном изучении оказалось, что документы оформлены с рядом серьезных нарушений, которые заставляют усомниться в их подлинности, — такой ответ дала СМИ пресс-служба банка «Открытие». — Речь, в частности, идет о таких серьезных вещах, как несоответствие договоров установленной в банке форме; указание на дату лицензии банка, не действующей на даты оформления операций; отсутствие приходно-кассовых ордеров, подтверждающих факт внесения средств в кассу банка; использование в документах неверных печатей, в ряде случаев указание на номера доверенностей сотрудников банка, которые никогда не выдавались, указание счетов, которые не могли быть открыты по нормативным документам Банка России и прочее. Отсутствие корректных приходно-кассовых ордеров, подтверждающих внесение денег на депозиты, также говорит о том, что эти договоры в действительности не были заключены». На этих же данных построены и встречные иски ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» к вкладчикам. В частности, погибший управляющий имел доверенность на подписание типовых договоров, однако соглашения, которые он заключал с пострадавшими клиентами, не были типовыми и содержали условия, отличавшиеся от условий банка. Не соответствуют требованиям также подписи на кассовых ордерах. Наконец, суммы вкладов, составляющие в совокупности 100 миллионов рублей, которые требуют вернуть вкладчики, якобы в ОАО Банк «Открытие» никогда не поступали.
— Прокуратурой были подтверждены и законность заключенных договоров, и факт внесения денег на счет банка, — рассказывает Павел Мартиросов. – Экспертиза, за которую люди заплатили более 20 тысяч рублей, подтвердила подлинность печатей и подписей на наших документах. Однако данные экспертизы даже не рассматривались, зато все бумаги, представленные банком, даже не заверенные печатями, прилагались к делу. И решения кисловодского суда по всем искам, которые почему-то неизменно рассматривал один и тот же судья Домоцев, оказались в пользу банка. Ситуация складывается абсурдная. Клиенты банка «Открытие» не понимают: каким образом они могли предположить злонамеренность действий сотрудников финансового учреждения, усомниться в договорных процентах, проверить прохождение и правомочность внутренних документов, а тем более провести экспертизы их собственных печатей, если в самом отделении заключались договора, оформлялись приходные ордера, ставились подписи уполномоченного банком управляющего, кассира, действующих по их доверенностям и подкреплялись официальными печатями? А ведь именно эти доводы юристы банка сейчас ставят в вину клиентам. И вообще, какое отношение имеют вкладчики к внутрибанковской деятельности!? Почему вдруг клиент должен нести ответственность за преступную деятельность филиала банка, его сотрудников, за форму документов, почему вообще он должен об этом думать, а не руководство банка, которое нанимает сотрудников, выдает им доверенность и дает право подписывать договора и принимать деньги?! Для чего существуют службы безопасности этих финансовых учреждений? И почему кисловодский и краевой суды согласились с этими доводами банка? Этот прецедент показал ненадежность нашей банковской системы, отсутствие контроля, гарантий — черную дыру, способную в любой форс-мажорной ситуации поглотить чужие деньги. Да и любой оказавшийся мошенником менеджер может безвозвратно лишить клиента вложенных средств. А суд встанет на его сторону…
Продолжение следует
В соответствии с Гражданским кодексом банк должен прежде всего возместить ущерб клиентам, а уже потом разбираться с сотрудником, виновным за происшествие. Но, очевидно, дышла российских законов позволяют судьям находить другие решения. Сегодня лишившиеся своих вкладов клиенты банка «Открытие», от которых отвернулся кисловодский суд, возлагают надежду на известных правозащитников и влиятельных лиц, протянувших им руку помощи. Это председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, Депутат Государственной Думы РФ Илья Дроздов, финансовый омбудсмен Павел Медведев.
— Люди отдали деньги сотруднику банка, заключая договор вклада, и они не должны проверять, является ли он сотрудником банка или нет, это проблема банка. Людям должны возместить ущерб. У граждан нет способа проверить честность сотрудника банка: положил он деньги в банк или свой карман, — поддержал пострадавших вкладчиков Павел Медведев.
Кирилл Кабанов обещал передать коллективное обращение обманутых кисловодских клиентов банка «Открытие» лично Президенту России В.В. Путину на следующем заседании Совета при Президенте РФ по правам человека, членом которого он является.
Не исключено, что яркий свет на эту историю прольет еще одно ЧП, на днях потрясшее Кисловодск и также, вероятно, связанное с описываемыми событиями– самоубийство бывшего сотрудника того же кисловодского филиала банка «Открытие. Не слишком ли много жертв для одного банка? Или – не слишком ли велика цена человеческой совести и человеческой жизни?
Ирина СТРЫЖКОВА
я в шоке!