Недавно озвученная в федеральных ведомствах идея перевести курортный сбор в разряд налога не вызывает энтузиазма ни у санкура, ни у туристов. Напомним, эксперимент по введению курортного сбора, который стартовал в мае 2018 года, действует в Краснодарском крае, на Алтае и Ставрополье.
Срок его проведения недавно продлили до конца 2024 года, включив Санкт-Петербург и территорию «Сириус». За это время сбор доказал свою эффективность в нашем крае благодаря тщательно проработанному механизму, адресности направляемых инвестиций, а также качественному администрированию за счет операторов сбора, которое осуществляли его безвозмездно.
За счет собранных средств и совместного финансирования в рамках федеральных и региональных целевых программ инфраструктура курортов серьезно улучшилась, появились новые привлекательные зоны отдыха с фонтанами, клумбами и скульптурными композициями. На недавнем заседании комитета по инвестициям, курортам и туризму Думы Ставропольского края озвучили предложение пролонгации краевого закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры» до 2029 года.
Результативное использование собранных денег проходило под пристальным вниманием курортного сообщества: руководителей санаторных объединений, гостиниц, туроператоров — многие из которых входят в состав Ассоциации Курортной индустрии Ставропольского края (АКИСК).
Руководителю Ассоциации Герману Шаклеину мы задали несколько вопросов, которые в связи с ситуацией волнуют всех.
— Герман Сергеевич, складывается впечатление, что курортный сбор могут, так сказать, обезличить, средства уже не будут «привязаны к месту сбора?
— Сейчас можно уверенно сказать, что все собранные средства идут конкретно на создание и реконструкцию общекурортных объектов. А в случае, если сбор станет налогом, есть опасность «размывания» этих сумм: их можно будет направлять уже на совершенно иные цели, на финансирование городских объектов, не имеющих отношения к курортной сфере. Это снизит эффективность расходования и превратится в некий оброк на курортную деятельность. Это, на наш взгляд, противоречит интересам населения и государства.
— Есть ли правовые механизмы, которые позволят увеличить поступления от курсбора?
— Безусловно: нужно упорядочить саму процедуру, внести изменения, позволяющие собирать его со всех средств размещения. Сегодня почти 50% этих мест — частные квартиры и гостевые дома, которые почему-то не
являются операторами курортного сбора. Пока же вся нагрузка – лишь на ответственных плательщиках:
отелях и здравницах. Получается, что владельцы мини-отелей и квартир пользуются курортной инфраструктурой, а их гости не платят сбор. Было бы справедливо внести изменения, которые расширят список операторов сбора, чтобы все средства размещения были в одинаковых условиях. Эта мера позволит увеличить сумму сбора на 50 процентов! Было бы правильнее пойти по этому пути, прежде чем повышать ставку сбора.
— В последнее время много говорят о том, что в городах Кавминвод создадут особые экономические зоны. Какие перспективы это открывает?
— Действительно, обсуждается вопрос строительства большого числа объектов, что приведет к увеличению номерного фонда. В краевом Минэкономразвития рассказали о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Кавказских Минеральных Вод. На первом этапе такую зону создадут в Железноводске, Ессентуках и городе Лермонтове. Подписано 8 инвестсоглашений по работе на инвестиционной площадке «Гора Развалка» в Железноводске, где на 120 га площади появятся апарт-отели и гостиницы от четырёх звёзд. Ещё четыре соглашения подписаны по площадке «Капельная балка» в Ессентуках — территория 29 га. Ведётся и подготовка площадки «Гора Бештау» в Лермонтове. Однако, построив дополнительные места размещения, надо обеспечить их загрузку, а для этого — создать стимулирующие условия. Необходимо поощрять людей, которые стремятся в санатории, чтобы укрепить здоровье, в том числе, снижая налоговое бремя. Поэтому вопрос вычета по подоходному налогу на полную стоимость санаторно-курортной путевки еще актуальнее!
— Число гостей на курорты растет, это значит, что россияне стали серьезнее относиться к семейному здоровью?
— Да, и такая тенденция очень радует. Здоровая нация – важное условие обороноспособности державы, ее способности противостоять любым вызовам. В связи с этим очень удивляют действия госкорпорации «Кавминкурортресурсы»: здесь вместо того, чтобы сдерживать рост стоимости основного бальнеофактора – минеральной воды для санаториев — неожиданно увеличили цену на 12%!
Представители АКИСК обратились в
госкорпорацию с тем, чтобы добиться ограничения роста цен на важнейший ресурс, занять позицию истинных государственников. Поскольку именно здоровье населения является основой национальной безопасности!
— Новый 469-й федеральный закон от 04.08.2023 «О внесении изменений в ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» во многом пересматривает отношение к горно-охранным санитарным зонам, а, значит, и к природным лечебным ресурсам. Как Вы это прокомментируете?
— Речь – об упрощении предмета охраны: если ранее им являлись не только природные лечебные ресурсы, но и лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли, теперь предмет охраны значительно сужен: охраняться будут лишь природные лечебные ресурсы.
Расширение границ зон ГСО может привести к их неконтролируемой застройке, появлению объектов, не имеющих отношения к санаторно-курортному лечению и медицинской реабилитации, расширению возможностей для хозяйственной деятельности, что повлияет на состояние источников минеральной воды.
К тому же на курорты КМВ, где природа создала прекрасные климатические условия, будут стремиться переехать люди из других регионов – в то время как государство прикладывает большие усилия по увеличению населения в малозаселенных регионах Дальнего Востока и Сибири. Здесь в итоге могут возникнуть новые микрорайоны, хотя коммунальные сети в регионе давно уже изношены и работают на пределе возможностей.
Рост антропогенной нагрузки ускорит процесс истощения природных лечебных ресурсов, приведет к утрате возможности их использования для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
Вызывает недоумение и тот факт, что вопросом определения границ природоохранных зон занимается не Минприроды, а Минздрав, где нет специалистов в подобной области.
Помимо этого курортное сообщество встревожено установлением новых требований и условий для санаторно-курортного лечения и реабилитации. В статье 15 Федерального закона No 26 появился пункт 3, согласно которому использование санаториями природных лечебных ресурсов допускается лишь при условии наличия сведений о них в
государственном реестре курортного фонда.
Это требование влечет риск невозможности использования для лечения и реабилитации ресурсов, в отношении которых не получены специальные медицинские заключения. В итоге может сложиться странная ситуация,
когда целебные свойства конкретной минеральной воды издавна прекрасно известны и доказаны, но ее не внесли в Реестр, а значит использовать её в санаторно-курортном лечении нельзя.
Это ставит под сомнение сложившуюся за 220 лет практику санаторно-курортного лечения с использованием минеральных вод, грязей, других природных ресурсов. Плюс влечет расходную нагрузку: плату за выдачу специального медзаключения.
Непонятна и цель законодателя, который обусловил возможность ремонта имущества необходимостью внесения его в Реестр. Мы убеждены: к принятию столь ответственных решений следует относиться с осторожностью, требуется подробное разъяснение и корректировка законодательства, новые подзаконные акты, которые четко расставят все акценты.