По сведениям ГУОБДД МВД России, на протяжении последних лет отмечается увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в которых вред причинен только имуществу и материалы о которых оформлялись сотрудниками Госавтоинспекции. Если в 2007 г. зарегистрировано 2,8 млн. таких ДТП, то в 2014 г. их число возросло до 3,6 млн.
Доля таких происшествий от общего числа ДТП составляет около 95%, из них преобладающая часть — аварии с незначительным материальным ущербом. В настоящее время практически все указанные происшествия оформляются сотрудниками Госавтоинспекции с соблюдением норм законодательства об административных правонарушениях, что требует значительных временных и ресурсных затрат. При этом не только снижается и без того недостаточная пропускная способность улично-дорожной сети, вплоть до создания заторовых ситуаций, при которых увеличивается опасность возникновения новых ДТП, но и минимизируется возможность реагирования сотрудников на изменения дорожно-транспортной ситуации, в том числе на факты совершения других происшествий.
Несмотря на это продолжается практика необоснованного затягивания оформления документов о ДТП, составления на месте происшествия протоколов об административных правонарушениях, вынесения определений о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в ситуациях, когда обстоятельства случившегося очевидны и имеются основания для вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 2.6.1 Правил дорожного движения (далее – ПДД) участники ДТП не вправе переадресовывать и перелагать свои обязанности на других лиц или сторонние организации. Несмотря на это в ряде регионов Российской Федерации существует практика, когда участники ДТП переадресовывают свои обязанности по прибытию в подразделение полиции для оформления происшествия на сторонние организации (аварийные комиссары), что является нарушением закона. Подобная практика не стимулирует самостоятельное оформление ДТП его участниками и не способствует применению Европротокола.
Продолжают иметь место факты составления фиктивных материалов о ДТП с целью незаконного получения страховых выплат (страховые мошенничества). Только в текущем году отмечено 10 случаев привлечения за это сотрудников Госавтоинспекции к уголовной ответственности (республики Дагестан, Татарстан, Ставропольский край, Воронежская, Оренбургская, Псковская и Ростовская области, г. Москва).
В связи с актуальностью вопроса сокращения времени оформления ДТП постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2014 года № 907 «О внесении изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» внесены изменения в ПДД, конкретизирующие порядок действий участников ДТП на месте происшествия, в том числе по фиксации обстановки средствами фотосъемки, видеозаписи и освобождению проезжей части, расширяющие круг обстоятельств, при которых они могут покинуть место ДТП, а также позволяющие сотрудникам полиции не выезжать для оформления ДТП при отсутствии пострадавших и разногласий между его участниками.
В целях обучения самостоятельному оформлению документов о ДТП его участниками, расширения практики применения Европротокола, а также не привлечения водителей к административной ответственности за невыполнение обязанностей в связи с ДТП на официальном сайте Госавтоинспекции создан сервис, ориентирующий участников ДТП на совершение определенных действий в зависимости от конкретных условий: (http://www.gibdd.ru/assistant/dtp/).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 1197 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» в пункт 4.1 ПДД внесены изменения, обязывающие пешеходов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Также, Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» внесены изменения, предусматривающие заключение договора обязательного страхования в виде электронного документа и направления страхователю страхового полиса в виде электронного документа.
Указанные изменения вступили в силу с 1 июля 2015 года.
Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2014 г. N 907
«О внесении изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации
от 23 октября 1993 г. N 1090″
Правительство Российской Федерации постановляет:
- Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029;2008, N 17, ст. 1882; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 15, ст. 1780).
- Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2015 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
Изменения,
которые вносятся в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2014 г. N 907)
Пункты 2.5 — 2.6.1 изложить в следующей редакции:
«2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:
оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.»
Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1197
«О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации»
Правительство Российской Федерации постановляет:
- Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1029; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2010, N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2013, N 31, ст. 4218; N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625).
- Установить, что пункт 2 изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 июля 2015 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
Москва
14 ноября 2014 г. N 1197
Изменения,
которые вносятся в Правила дорожного движения Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1197)
- В пункте 1.2 в определении термина «пешеходный переход» после слов «проезжей части» дополнить словами «, трамвайных путей».
ГАРАНТ:
Пункт 2 вступает в силу с 1 июля 2015 г.
а) слова «При движении» заменить словами «При переходе дороги и движении»;
б) после слов «пешеходам рекомендуется» дополнить словами «, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны».
- В абзаце первом пункта 4.3 слова «пересекать проезжую часть» заменить словами «переходить дорогу».
- В пункте 4.5:
а) предложение первое после слов «проезжую часть» дополнить словами «(трамвайные пути)»;
б) в предложении втором слова «пересечении проезжей части» заменить словами «переходе дороги».
- Пункт 4.6 после слов «проезжую часть» дополнить словами «(трамвайные пути)».
- Пункт 4.7 изложить в следующей редакции:
«4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).».
- В абзаце третьем пункта 11.4 слова «при наличии на них пешеходов» исключить.
- Пункты 14.1 и 14.2 изложить в следующей редакции:
«14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.».
- Пункт 14.3 после слов «проезжей части» дополнить словами «(трамвайных путей)».
- Пункт 24.8 дополнить абзацем следующего содержания:
«пересекать дорогу по пешеходным переходам.».