Формула успеха Татьяны Чеченковой

Формула успеха Татьяны Чеченковой Образование

Руководитель гимназии «Интеллект» из Ессентуков Татьяна Чеченкова победила в финале краевого конкурса «Директор школы Ставрополья – 2022». За это звание состязались директора, которые достигли значимых результатов в управлении школ. Каждый из них делился своим опытом, идеями и наработками. Настоящее и будущее гимназии «Интеллект» признаны самыми перспективными и интересными в Ставропольском крае.

Становиться лучшим директором школы для Татьяны Чеченковой не впервой. В 2016-ом  году, в Москве проходил Всероссийский конкурс «Директор школы-2015». В сложнейшей борьбе из 635 участников – руководителей лучших школ России, победила Татьяна Николаевна в номинации «Директор-стратег». Плюс – Гран-при жюри, который называется «Портфель руководителя». «Взять край» после этого для нее не стало чем-то особенно сложным.

— Я еще раз была горда тем, что мы идем впереди. Мы не останавливаемся, — делится впечатлениями Татьяна Николаевна. – Наш педагогический состав участвует во многих проектах краевого и всероссийского уровня. И с каждого выносим новые знания, расширяем круг общения с коллегами, если есть оригинальный, новаторский опыт, с которым всегда интересно ознакомиться.

Чтобы победить в таком конкурсе, недостаточно быть грамотным, профессиональным руководителем, умеющим уверенно держаться на сцене, обладать эрудицией, разными талантами, выдерживать многочасовой мозговой штурм, быстро реагировать на сложные и неоднозначные вопросы, находить выход из непредсказуемых ситуаций. Нужно еще иметь материал, с которым директор изначально выходит на конкурс. Этот материал – миссия гимназии «Интеллект».

ГИМНАЗИЯ «ИНТЕЛЛЕКТ»

Гимназия «Интеллект» появилась в Ессентуках более чем четверть века назад. Срок немалый, и все это время здесь строго соблюдаются свято чтимые традиции. Первая из них – бережное посвящение детей в большую гимназическую семью. Чтобы стресс от нового этапа в жизни свести к минимуму, здесь разработана целая система подготовки ребенка к учебе в гимназии.

Знакомство детей со школьной партой  в гимназии начинается задолго до первого звонка. Сначала малыши приходят сюда на экскурсию. Встречаются с будущей учительницей, которая рассказывает им о школе, отправляется с ними на прогулку по классам, коридорам и залам.  Дети могут посидеть за партами, имеют возможность привыкнуть к классу, познакомиться с будущими одноклассниками и первым учителем. Чтобы адаптация к новому месту прошла успешнее, дело берут в свои руки старшеклассники. Ребята знакомятся с малышами, устраивая для них развлекательные программы, окружают их вниманием, берут над крохами шефство. Так, малыши приходят 1 сентября в школу, уже как в родной дом, где их ждут доброжелательные учителя и новые надежные друзья.

-У нас всегда дружат одиннадцатый класс и первоклассники, — рассказывает Татьяна Чеченкова, директор гимназии «Интеллект». Старшие сразу берут патронаж над малышами, присутствуют на всех знаковых для первоклассников мероприятиях. Первое – это «День знаний», когда будущие выпускники встречают малышей, ведут их за руку на первый в их жизни урок, гарантируя и в будущем свою поддержку и заботу. Второе — «Посвящение в читатели», когда первоклассники осваивают азы азбуки. И третье —  «Посвящение в гимназисты».  Это красивая трогательная традиция, когда первоклассник официально вступает в ряды учеников, принимая на себя все обязательства гимназиста, принося символическую клятву и исполняя Гимн гимназии вместе со старшеклассниками и учителями.

В 1993 году гимназия «Интеллект» в Ессентуках открывалась, как инновационное образовательное учреждение. Его создатели много ездили по стране, смотрели, как поставлена работа в разных школах, гимназиях и лицеях. Взяли лучшее, разработали свои уникальные методики, стали действовать на результат. В итоге получили удивительное учебное заведение, так похожее на классические гимназии 19 века, откуда выходили умные, образованные люди, с глубокой внутренней культурой, самосознанием, имеющие свои традиции, уважающие свою историю, народ, страну, настоящие патриоты России, гордость нации.

Гимназии «Интеллект» — это не обычная школа. Здесь все немножко по-другому. Начиная от самого образовательного процесса. Здесь не только преподают базовые школьные знания, но и  учат думать, анализировать, сомневаться, искать другие, нестандартные пути решения, добывать доказательства. Методы подачи материала – нестандартные, развивающие. В гимназии ведётся углубленное изучение русского, английского языков, с седьмого класса вводится второй язык – испанский или французский. Русскому языку – внимание особое. Его здесь изучают по трем учебникам. Великому и могучему отведено ни много, ни мало – 9 часов в неделю. И это правильно: ведь научиться правильно и грамотно говорить – значит научиться мыслить.

-Наш учебный план отличается от плана обычных общеобразовательных школ тем, что мы обучаем гуманитарным предметам на углубленном уровне, — рассказывает  Татьяна Чеченкова.– Дети у нас хорошо подготовлены, достойно сдают итоговые экзамены, поступают в престижные ВУЗы страны. Для этого, конечно, приходится много и творчески работать, находить новые методы и подходы к обучению. Но полученный результат стоит того.

Здесь ведется огромная работа по обучению, развитию, формированию личности и характера, патриотизма и духовно-нравственного воспитания детей.

Дети живут в гимназии целый день.  После уроков здесь домашняя, семейная атмосфера. После обеда  начинается вторая половина дня, которой уделяется ничуть не менее внимания, чем первой. Это – продолжение образовательного процесса – факультативы, кружки, развивающие секции, занятия.

-Нахождение детей в гимназии целый день не является обязательным, по желанию, — продолжает Татьяна Чеченкова. – Но, как правило, к нам идут, уже зная, что у нас есть такая возможность. Дети с первого по шестой класс весь рабочий день находятся под присмотром. И даже старшеклассники-выпускники,  привыкнув на младших этапах находиться в стенах родной школы в течение всего дня, с удовольствием остаются и занимаются здесь и после уроков. Школа полного рабочего дня позволяет развить и закрепить то, что получили во время основного учебного процесса, но уже в других, порой нетрадиционных формах.

НОВАЯ МИССИЯ ГИМНАЗИИ

На конкурс Татьяна Чеченкова представила инновационную идею по развитию школы —  педагоги гимназии поставили перед собой масштабные и амбиционные цели.

— Это создание некоего идеала, на который должны быть направлены все сферы жизни учреждения – воспитания, образования, управления, – рассказывает Татьяна Николаевна.  – У нас и сейчас в гимназии есть своя миссия. Но она зависит не только от возможностей коллектива и детей, но еще и самого здания школы. Сейчас мы находимся в маленьком здании, посреди спального, густонаселенного жилого микрорайона. У нас все направлено больше на внутреннее совершенствование детей, педагогических приемов, воспитательного пространства.

Но, через полтора года для гимназии «Интеллект» обещают построить современное, просторное здание в новом районе «Северный». Там будут не только гимназические классы, но и общего профиля для детей района. Таким образом, и миссия школы изменится. Это район, который только обустраивается, развивается. И именно школа должна стать центром притяжения всего «Северного»!

—  Мы хотим сделать гимназию, в том числе и здоровьесберегающим центром, — делится планами Татьяна Чеченкова. —  У нас будут бассейны, корты, спортивные залы. Предусмотрен и концертный зал. Наша миссия будет не просто обучение и воспитание, а создание Центра -интеллекта, развития, здоровья, досуга. Не только для учеников, но и для жителей микрорайона тоже.

Чем глобальнее здание у школы, чем больше учеников учится в ней, тем масштабнее и грандиознее должна быть ее миссия, уверена Татьяна Чеченкова. И она знает механизмы и рычаги, с помощью которых эти планы можно реализовать, как для сельской школы, так и для городской. Именно этими знаниями и делилась с другими участниками конкурса Татьяна Николаевна. После конкурса некоторые директора признавались, что даже не задумывались о том, что у школы должна быть своя миссия. А теперь, изучив новаторский опыт коллеги, будут внедрять это и в своих школах.

— Победить всегда приятно, — говорит Татьяна Николаевна. – Но, победы бывают разные. Бывает, когда человек побеждает, другие участники конкурса сомневаются в объективности судейства и честности победы. А здесь я видела искренние эмоции конкурсантов, которые признавались, что наша идея действительно интересная, перспективная и полезная, ее можно и нужно взять на вооружение. Сами соперники подходили и говорили, что есть такие моменты, о которых они даже не слышали, и не знали. Благодарили. Сама атмосфера конкурса была очень приятная, была взаимопомощь и взаимоподдержка, особенно в полуфинале.

Так в чем же секрет профессионального успеха Татьяны Чеченковой? Сама она из него секрета не делает. Говорит, что крайне важно иметь профессиональное любопытство и не бояться делать что-то новое.

— Я всегда интересуюсь работой коллег, другим опытом, — говорит она. – Когда бываю в разных городах, на семинарах или на отдыхе, особенно в дальних регионах, стараюсь обязательно посетить местную школу. И посмотреть, как они работают, какие используют механизмы развития, в чем их прогресс. Мне действительно интересно. Изучаю новые образовательные проекты и, если вижу перспективные, обязательно стараюсь принимать в них участие. И к этому же побуждаю свой коллектив. У нас говорят: «Если Татьяна Николаевна поехала на курсы – все, жди, будем что-то новое внедрять».

Поэтому и коллектив в гимназии подобрался новаторский, смелый, ищущий, готовый к экспериментам.

— И мы не боимся входить в эксперименты, и не боимся их отвергать, если что-то не идет, — говорит Татьяна Чеченкова. – А если что-то получается внедрить успешно, мы это развиваем. Плюс коллеги привозят свои идеи, приемы, новые формы обучения. У нас нет консерваторов. Мы в постоянном поиске.

Сегодня в гимназии наработано много хорошего, есть уникальный опыт, который необходимо сохранить в будущем большом здании, и в тоже время привнести туда много новых, интересных задумок. И директор, и педагогический коллектив, с нетерпением ждут переезда, чтобы начать реализовать свои грандиозные и амбициозные планы, и уже на практике доказать, что, чем интереснее и масштабнее концепция развития школы, тем важнее и глобальнее ее миссия.

 

Лидия Ткачева
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.