Так в современном стиле можно задать вопрос любому молодому человеку на улице и услышите, наверное:
— А кто это? А не всё ли равно Мане или Моне?
Итак, начнём. Я записалась на экскурсию в историко-краеведческий музей «Крепость», где с конца декабря открыта экспозиция революционных работ в живописи, прародителей импрессионизма: Клода Моне и Эдуарда Мане. Желающих экскурсантов было почти 50 человек. Как говорится, и стар и млад. Экскурсию вёл заместитель директора по научной работе музея «Крепость» Михаил Есаулов. С первого мгновения до последнего, как захватывающая книга с приключениями и историями о неординарных людях, был его рассказ. Групповая экскурсия длилась два часа. Невозможно было объять сразу рассказы о художниках — эти два гиганта, две «глыбы» имели непростые судьбы. Но ясно было одно, что их биографии, как целые романы, можно было описать в больших томах. Эти два французских художника были почти однофамильцами, и были притянуты друг к другу магнитами своих талантов и одновременно своей непохожестью. А, как известно, два разных по полярности заряда притягиваются с большой силой.
Начнём с того, что их родственники не хотели, чтобы они были художниками и занимали эту неблагодарную нишу социального слоя, как они считали, дна общества. Но против таланта нет аргументов, он пробьётся даже через «толщу» любых жизненных препятствий. И они оба стали всемирно известными художниками, их дружба была больше поначалу, как соратников по несчастью, которых демонстрировали только в салонах «непризнанных». И вот пришло их время, революция в сознании людей произошла, и у них появились поклонники и много поклонников.
А мы, экскурсанты, посетители современного вернисажа со знаменитыми и некоторыми даже скандальными работами конца19- начала 20 столетия, тоже стали поклонниками импрессионистов.
Новое течение импрессионизма в мировой живописи началось с лёгкой руки Клода Моне, а именно, с его такой нежной работы «Впечатление. Закат солнца». Дело в том, что впечатление на французском языке звучит как impression. Вот вам и ответ на вопрос, что такое импрессионизм. Небрежный тон в написании картин был очевиден для таких художников. Первоначально их стиль в живописи был отвергнут обществом. Затем постепенно появилось потепление в сторону понимания искусства импрессионизма как целого течения. Это было мощным началом великого пути в мировом искусстве, который затронул все стороны жизни общества, включая живопись, литературу, природные ландшафты. Сторонникам естественного сада был Клод Моне, он любил свой сад и готов был отображать его много раз. Существует его целая коллекция кувшинок, а также мостик через пруд ит.д. Всё это великолепие представлено на вернисаже.
И, правда, также получилось и у нас, экскурсантов, после грамотного подхода к этим работам под чутким руководством Михаила Есаулова. Каждый из нас перерождался в поклонников. Мы все, как слепые котята, послушно следовали за экскурсоводом от полотна к полотну, и нам открывался необъятный космос видения и чувств таких непростых Мастеров. Мироощущение природы и человеческой натуры были представлены небрежными мазками художников во всех их проявлениях: в живописи, в портретной коллекции, а также в натюрмортах. Во всех живописных отображениях эти два великих француза писали свои письмена для людей будущего, зашифровав в них больше вопросов, чем ответов.
Итак, на выставке представлено почти 80 художественных полотен, оригиналы которых находятся сейчас в 20 музеях мира. Это настоящее чудо 21 века, когда всё это богатство можно увидеть в одном месте, в знаменитой «Башне» Кисловодской крепости. Такое событие стало возможным благодаря копиям, выполненным в технике жикле. Бессмертные шедевры оживали с новой технологией на натуральных холстах, отображая мельчайшие нюансы цвета и светотеней оригиналов. Перед нами прошли в вернисаже знаменитые работы двух гениев: Моне и Мане, которых путали даже современники. Так же хитро, чтобы запутать зрителя, предварительно научив их отличать Клода от Эдуарда по художественному почерку, они были представлены в залах музея. Необыкновенно доходчиво, интересно, как будто он сам был очевидцем событий 19 столетия, рассказывал Михаил Есаулов о творчестве и жизни выдающихся импрессионистов. Экскурсия завершилась громом аплодисментов, как в театре. «Спектакль» завершён, необыкновенное послевкусие от живописных полотен великих художников, многослойной экскурсии останется навсегда.
Такую же экскурсия проводит старший научный сотрудник Рахима Гочияева. Кто услышал её экскурс в импрессионизм, судя по отзывам, испытал яркие эмоции и впечатления. Не упустите и вы свой шанс, дорогие мои читатели, побывать здесь! Выставка продолжит работу до 24 февраля.