На IV всероссийский кинофестиваль «Хрустальный источникЪ», который прошел в Ессентуках, приехал актер театра и кино, сценарист, кинопродюсер, мастер дубляжа Константин Юшкевич. Его фильмография насчитывает более ста работ в полнометражных фильмах и сериалах, также у него более двадцати больших театральных работ. На Кавказских Минеральных Водах артист уже бывал на гастролях, но признается — только сейчас задумался о возможности провести здесь оздоровительный отдых. Но пока не отпускает любимое кино.
— Почему вы приняли решение посетить фестиваль «Хрустальный источникЪ», чем он вам интересен?
— Не буду лукавить – во-первых, потому, что меня позвал Эвклид Кюрдзидис. Мы давние товарищи, и я приехал по его приглашению, поддержать его, потому что я приехал сюда без картины. На фестивали очень редко езжу, в основном по поводу, стараюсь, чтобы была картина, а не просто по ситуации приехать. Но это особый случай, поэтому я здесь. Потом, мне кажется, очень удачно придумано название фестиваля. «Хрустальный источникЪ» — очень креативно. Надеюсь и думаю, что у этого фестиваля огромное будущее. Потому, что все придумано очень хорошо и регион интересный. Желаю фестивалю сильных картин, интересного конкурса. А городу Ессентуки – процветать и развиваться.
— А сам город какое произвел на вас впечатление?
— Вы знаете, я тут в третий раз. Был в разное время года. Но предыдущие два раза был с гастролями, поэтому что-то удалось посмотреть – съездить в Кисловодск погулять, здесь в Ессентуках пройтись. Но когда ты на работе – ощущение совершенно другое. Все равно в голове, что ты вечером занят, поэтому тебе расслабляться нельзя, – и не расслабишься. А сейчас приехал без картины, я здесь просто гость, поэтому совершенно другое ощущение. Сегодня погуляли по парку – прекрасное место, попили воды минеральной.
— Не возникло ли желания купить путевку в санаторий и приехать сюда отдыхать?
— Конечно, возникло! Если не только приезжать сюда с целью отдыха, но еще попробовать привести организм в порядок благодаря целебным водам, которые здесь присутствуют вокруг, нужно приезжать дней на 10 и больше. Тогда будет какой-то эффект. Надо выкроить большое время – это сложно очень. Но такое желание возникает, конечно.
— То есть, вы рассматриваете для себя отдых на российских курортах и, в частности, на Кавминводах?
— На Кавминводах — может быть.
— В каком проекте вы сейчас работаете?
— Сейчас снимается 6-й сезон проекта «Балабол». Самый разгар как раз натурных съемок, это и диалоговые сцены, и экшн-сцены, но это часть проекта. Мордобои, перестрелки – это часть проекта (смеется). Очень «прекрасно» сниматься в 32 — 34 градуса на жаре, но, что делать – такое лето у нас. Все только жаловались, что лета нет, – и вот, пожалуйста, такое жаркое лето.
— Балабина полюбили, кажется, уже все наши зрители. Какое у вас отношение к этому персонажу?
— Проект уже идет давно. Этот персонаж поселился где-то в голове. И когда сценарий написан, приходишь и смотришь текст — ты уже даже не думаешь, как играть, – просто он есть. Это не я, это персонаж, которого играю. Но если это какая-то часть меня, какое у меня может быть отношение?
— Поэтому не только Константин Юшкевич что-то привнес в Балабина, но и он в вас — какие-то черты?
— Естественно, там есть что-то от моей скромной личности. Сценарий написан, но на площадке у нас, как это называется — союз единомышленников. Поэтому еще что-то додумываем, какие-то репризы, шутки, комедийные ситуации, если есть, дожимаем на площадке уже. Иногда можно на бумаге что-то придумать, а на площадке будет все по-другому. Понимаешь, что здесь забавнее так. Поэтому оно в принципе все делается прямо на съемочной площадке, с режиссером, совместным творчеством.
— Вы играете такого супермена, сильного и непобедимого бойца, и, как вы сказали, в фильме много «мордобоя» и экшн-сцен. Такая роль требует хорошей физической формы. Насколько тяжело на протяжении 6 сезонов ее поддерживать?
— Мы такую фразу придумали, когда сочиняли вместе с Виктором Шамировым и Гошей Куценко сценарий фильма «Упражнения в прекрасном». Там у главного героя есть монолог о возрасте. Ключевые слова в монологе: «Лучше уже не будет, с возрастом будет только хуже». Этот проект действительно связан с большой физической нагрузкой. Как только окончательно пойму, что мне уже тяжело и это смотрится отвратительно в кадре, больше не буду этим заниматься. Я не знаю, сколько еще он будет длиться.
— Но он же, наверное, и держит в хорошей физической форме?
— Естественно, держит, не ходя даже никуда в зал, на площадке получаешь какую-то физическую нагрузку, особенно сейчас, когда климатические условия потеплели очень в Москве, и ты веса не наберешь критично лишнего. А так, когда проект — в зал ходить сложно, потому что много времени забирает. В перерывах хожу, конечно. Но так – без фанатизма. Потому что надо все в меру.
— С кем из режиссеров вам понравилось работать? С кем хотели бы поработать еще?
— Если брать неблизкие времена, подальше — очень интересно было работать с Михаилом Сегалом. С Виктором Шамировым — необычайно интересно. Он человек со сложным характером, но никто не говорит, что художник должен быть ангельским каким-то. С ним безумно интересно. Потому, что его IQ зашкаливает и то, что он говорит, кажется всегда истиной в последней инстанции. На данный момент – это, конечно, два проекта, которые идут параллельно – «Склифосовский» — там режиссер Юлия Краснова, и «Балабол» — режиссер Владимир Мельник. У нас, вроде, повторюсь, такой творческий союз, потому что я не люблю быть просто исполнителем, мне нравится, когда ко мне прислушиваются, тем более, у меня есть с давних времен тяга что-то еще сочинить, проработать, улучшить. И, как практика показывает, в большинстве случаев это получалось на пользу проекту, где я работал. Из последних, может быть, еще Нурбек Эген, проект «Шерлок Холмс», где, не буду говорить, кого я играл, потому что это спойлер будет. Там есть детективная составляющая. Роль была для меня не характерная, очень много грима было. Давно я так не работал, это не просто, как оказалось.
— Вы сейчас продолжаете писать сценарии?
— У меня есть желание. Иногда такие всплески появляются, где-то с кем-то ночью посидим, придумаем… Но надо понимать, что этот формат, он такой — непредсказуемый. И он занимает слишком много времени. И потом я человек ленивый, мне одному скучно и лень. Мне нужна обязательно какая-то компания. Тогда получается, прежде всего, написание, но это еще и отличное времяпрепровождение, потому, что в хорошей компании сочинишь какую-то интересную историю, получается как бы коллективное творчество. Поэтому сейчас какие-то идеи есть, но надо, чтобы сложилось с кем-то, и было время еще. И, конечно, была бы мотивация, чтобы не просто так придумать, а понимали, что это возможно воплотить.
— Говорят, хороший сценарий – самый большой дефицит в кинематографе. Многие жалуются, что не хватает качественного материала. Сильвестр Сталлоне говорил: «Все сидят и ждут сценарий, а я сел и написал его себе сам». Получается, что у вас есть и опыт, и возможность не ждать хорошего материала, а самим его создать?
— В свое время так и получилось. Когда писали мы «Упражнения в прекрасном» (авторы сценария Гоша Куценко, Виктор Шамиров и Константин Юшкевич – прим. ред.), что, кстати, очень интересно – у нас была возможность обыграть это еще до съемок фильма, в спектакле. Мы сначала написали пьесу. Она полностью оригинальна. Никаких идей мы не заимствовали. Мы ее поиграли, а потом сняли фильм. И, в общем-то, мы тогда были на «Кинотавре», и на троих получили приз за лучший сценарий. Приз Григория Горина. Это было очень лестно, что так оценили наши сценарные возможности. Сталлоне прав! (улыбается). Единственное, надо, чтобы сошлось. То, что ты сочиняешь, желательно, чтобы ты очень разбирался в этой теме. Если мы пишем про актеров, то, естественно, все нюансы знаем. В этих нюансах правда есть. И чтобы тема тебя очень волновала. Может, у кого-то получается писать по заказу. Но у меня так не получится. Надо обязательно, чтобы что-то волновало на данный момент.
— Сегодня многих волнует пандемия коронавируса. Как вы пережили карантин?
— Я пережил как все, сидел дома. Пытался заниматься спортом каким-то дома. Изредка выходил в магазин. Выезжал, когда давали пропуск в Москве. Возможности пожить за городом у меня не было, потому что нет загородного дома. Если жили бы за городом, наверное, все было бы гораздо радужнее. Как только закончился карантин в Москве, слава Богу, у меня начались съемки. Потому что, как ни крути, без контента вот так дома народу сидеть совсем тяжело. Как бы ни ругали наши сериалы, все равно не все же плохие, есть и неплохие сериалы, можно посмотреть. А если совсем по телевизору смотреть нечего – что это будет? Поэтому контент оказался важен.
А вот с театром все намного печальнее. Особенно с коммерческими, независимыми, кто не берет у государства, а существует только по прозрачной схеме самоокупаемости благодаря зрительскому интересу. С ними все хуже. Потому что в Москве до сих пор рассадка 50%. Да, артисты все играют в половину своего гонорара. А в Москве, допустим, чтобы арендовать площадку, цены очень невероятные. Поэтому невыгодно продюсерам. На гастролях в некоторых регионах есть рассадка 75% , уже как-то можно. Но все ждут. Может, как-то ситуация изменится. Репертуар в государственных театрах прекрасный, все-таки в последние годы многие театральные компании ставили полноценные спектакли, с эффектами декораций, важными темами, которые поднимались. Сейчас все довольно печально.
— А ваши театральные работы? Сейчас продолжаете участвовать в спектаклях?
-Да, но некоторые спектакли закрылись в связи с этой ситуацией. Они были полноценные, достойные спектакли, но они были, что называется, недешевые. Это затратное дело декорации перевозить на гастроли. Если это полноценные декорации, то и расходы другие. Но я умудрился после пандемии выпустить спектакль.
— Как режиссер выпустили?
— Нет, как артист. Этот спектакль (маленький спойлер), там есть ситуации с моим героем, когда ему приходится изображать из себя женщину, в силу объективных причин. Когда мне предложили, я сначала слегка напрягся. Во-первых, думал, что у меня не получится. Потому что не всем дано сыграть забавно, чтобы это не было пошло. Думал: «У меня, наверное, не выйдет, у меня нет такого опыта». Но потом, когда начали играть пьесу, я рискнул. Это уже зрителю судить – получилось или нет. Но, вроде, по тем немногим спектаклям, которые мы сыграли, отклик есть публики. В этом спектакле, может, нет какого-то глубокого смысла, но он добрый, смешной, если можно сказать, такой микс «Тутси» и «В джазе только девушки». Это не весь спектакль, там пара сцен, но больших, полноценных. Я понимал, что у меня никогда не получится натурально сыграть женщину, чтобы мне поверили. Это все равно ситуация комедийная – мужчина, изображающий женщину, потому что он в таких ситуациях. Спектакль уже вышел. Называется: «У каждого свои недостатки». Поставил его Валерий Борисович Гаркалин. Партнеры у меня там — Александр Феклистов, Евгения Дмитриева, Анна Якунина, Анастасия Крылова и Валерия Бурдужа. Возможно, когда-нибудь в Ессентуки тоже приедем.
Беседовала Лидия ТКАЧЕВА
Фото автора и из открытых источников