В декабре 2024 года в Северо-Кавказской Государственной филармонии им. В.И. Сафонова на сцене им. Шаляпина впервые прошла премьера комедии-мюзикла «Двенадцать стульев» режиссёра Аллы Чепинога.
31 января мне повезло увидеть эту премьеру тоже. Комедия-мюзикл «Двенадцать стульев» подняла все ожидания и впечатления зрителей до высоты, сравнимой только с Эльбрусом! По-другому не скажешь, мой дорогой читатель. Это, несомненно, лучшая театральная постановка такого жанра в России, я это говорю, как очевидец. Невероятный успех у публики был обеспечен прекрасной режиссёрской работой Аллы Чепинога и звёздным составом артистов Северо-Кавказской Государственной филармонии. У режиссёра были очень сильные «козыри», чтобы создать, не побоюсь, мой дорогой читатель, этого слова — театральное Чудо!
Ведь только здесь, на Кавказе, где бурлит нарзан, горный воздух опьяняет и манит к приключениям, в 1927 году мог возникнуть в замыслах писателей: Ильфа и Петрова — такой интересный «закрученный» сюжет с великими комбинаторами. Сейчас в Пятигорске даже есть туристический маршрут по следам этих двух обаятельных авантюристов: Оси и Кисы. Второй раз авторы пьесы тоже побывали на Кавказе, только уже на лайнере с названием «Красный Кавказ» Черноморского флота, который увозил их с дружественным визитом в Неаполь в качестве журналистов.
Казалось, тысячу раз было прочитано это произведение, но не устарел его сюжет. Парадокс, не правда, ли? Нет, — отвечу я вам: все персонажи пьесы взяты из жизни, и их комический вид только в сто крат усиливает сходство героев пьесы с реальными людьми. Посмотрите вокруг, сколько их кругом, таких как Бендер, Грицацуева, Изнурёнков и т. д. Знаменитый сюжет Ильфа и Петрова был экранизирован дважды, и ведь каждый из этих фильмов режиссеров: Гайдая и Захарова — достоин восхищения и интересен до сих пор зрителю. Но творческий союз композитора Гладкова, поэта Юлия Кима и режиссёра Марка Захарова сделал их киноработу с участием Андрея Миронова и Анатолия Папанова лёгким, музыкальным и запоминающимся киношедевром. По их пути пошла и режиссёр Алла Чепинога. И она заслуженно продолжила работу своих предшественников в 21 веке. Её театральная работа «Двенадцать стульев» на КМВ перешагнула время и достойно встала рядом с великими мастерами 20 века.
Итак, начнём своё повествование, мой дорогой читатель.
Открывается занавес, и перед зрителями съёмочная площадка, где снимается 3-й фильм «Двенадцать стульев» со своей рабочей группой, тапёром и монтировщиками. Главные герои в кадре: великий комбинатор Остап Бендер (Данил Литвинов) и бывший работник загса Киса Воробьянинов (Михаил Ходжигиров). Замечательная находка режиссёра — показать рабочие съёмки аналогичного фильма на сцене. В премьерном спектакле проходили увлекательные приключения героев со сменой декораций, костюмов, переходов из кадра в кадр лихо закрученного сюжета. Зрители с большим удовольствием воспринимали моменты съёмки кино, это напоминало им необычную «поездку» в экспресс-поезде по страницам знаменитой книги, где каждый вагон – это один удавшийся дубль.
Здесь, на сцене зала им. Шаляпина, было всё и сразу: музыкальное сопровождение высокого класса, хорошо поставленные оперные голоса артистов, великолепный балет, филармонический хор, создающий общий колорит атмосферы съёмок. Юмор героев в мюзикле блистал, как тёщины брильянты. Костюмы героев полностью соответствовали периоду НЭПа. Особенно зрителям понравились сцены с юной Лизонькой ( Юлия Колеватова) и Кисой Воробьяниновым (Михаил Ходжигиров) в ресторане, свадьба Остапа Бендера (Данил Литвинов) и мадам Грицацуевой ( Наталья Старкова) и встреча Кисы и его бывшей возлюбленной Елены Боуар (Элеонора Кипренская).
Мюзикл вызвал общий восторг публики и сопереживания героям. Атмосфера в зале накалялась с каждым потерянным стулом. Увы, но шансы главных героев найти заветные бриллианты возрастали, но вместе с тем уменьшалось время свидания их со зрителями, которые за 2,5 часа успели сильно привязаться к ним. Вот имена героев, сделавших вновь «живым» бессмертное произведение «Двенадцать стульев»:
Либретто: Марк Захаров и Юлий Ким. Музыка Геннадия Гладкова
Режиссер Алла Чепинога
Остап Бендер, великий комбинатор – Данил Литвинов
Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса) – Михаил Ходжигиров
Тётушка Воробьянинова – Ольга Захарьева
Лиза, молодой экскурсовод в музее мебели – Юлия Колеватова
Завхоз в богадельне – Игорь Дробышев
Грицацуева, вдова, «невеста» Остапа – Наталья Старкова
Елена Боур, гадалка, бывшая возлюбленная Воробьянинова – Элеонора Кипренская
Генерал, гость Боур – Алексей Ерёмин
Прокурор, гость Боур – Виктор Журавлёв
Психиатр, гость Боур – Игорь Дробышев
Бизнесмен, гость Боур – Илья Точилкин
Элла, модница – Наталья Чувьюрова
Фима, модница – Ксения Трофимова
Изнурёнков, фотохудожник – Илья Точилкин
Константин Эмильевич, худрук театра Колумба – Виктор Журавлёв
Яков Менелаевич, завпост театра Колумба – Игорь Дробышев
Иван Егорович, актёр театра Колумба – Алексей Ерёмин
Арчибальд Арчибальдович, владелец клуба «4-х коней» – Иван Буянец
Мать – Марина Ярская
Таким фееричным и звёздным был заключительный выход артистов на сцену! Все артисты пели вместе Остапом Бендером его коронную песню про Рио. После этого звучал несокрушимый гром аплодисментов. Овации длились настолько долго, что можно было отбить себе все ладони, но пострадавших в зале не было, к счастью. Были только одни счастливчики. Ими стали те, кто зажёг яркий сценический «огонь»: режиссёр-постановщик и его помощники, художники по костюмам, декорациям, свету, концертмейстер, хореограф, хормейстер и артисты. И счастливчиками были те, для кого создавалось это пиршество из сочных красок талантов, ими были мы, зрители.
NB! Режиссёр Алла Чепинога допустила персонажа пьесы-отца Фёдора на сцену только к развязке сюжета. В этом был её режиссёрский ход, а с другими интересными режиссёрскими находками зритель сможет познакомиться самостоятельно, когда увидит этот прекрасный мюзикл.
Ссылки на видео
https://rutube.ru/video/private/7a7e41fb067aaecc4a0c129d81fd4a07/?p=-7ry_ktoInnXIolWbCixnQ
https://rutube.ru/video/private/fa9872342d802671a44e78551404c88e/?p=4TBMvv59D1To7HIcEwRfGQ
Замечательно!!! Новый шедевр!!! Новое знакомство с актерами и премьерой!!! Браво!!!
Браво! Так и хочется сказать: «Возвращение великого комбинатора на Кавказ состоялось!» Постановка классики, да ещё и после именитых режиссёров, всегда таит в себе опасность скатиться в «бледное подобие». Но тут, даже не побывав на спектакле, а просто прочитав статью нашего многоуважаемого автора понимаешь, что режиссёру Алле Чепиноге и её команде удалось наполнить бессмертное произведение новыми красками! Так держать!