В рамках проекта «Музыка городов» 29 апреля 2024 года прозвучала мировая премьера — Concerto grosso Дмитрия Онищенко «Кисловодск». Это классическое по форме произведение написано для оригинального состава: фортепиано, скрипки, баяна и виолончели.
За роялем на сцене был автор — лауреат международного конкурса имени Чайковского и многочисленных зарубежных конкурсов, член Союза композиторов России, педагог и музыкальный блогер Дмитрий Онищенко.
Партию баяна исполнил Иосиф Пуриц — представитель московской музыкальной династии, лауреат более 30 международных состязаний, первый в истории академический музыкант BBC-introducing, в настоящее время — концертирующий солист и преподаватель РАМ имени Гнесиных.
Партию скрипки и виолончели исполнили солисты Мурманской филармонии: концертмейстер Мурманского филармонического оркестра, преподаватель Мурманского колледжа искусств, лауреат международных конкурсов Евгений Попов и Екатерина Охраминская.
Екатерина Охраминская поговорила со всеми участниками проекта и узнала много любопытного о творческом процессе, совместной работе музыкантов из разных городов, перспективах подобного сотрудничества и современной музыки в целом.
— Не так часто в Мурманской филармонии проходят мировые премьеры. Для нас быть частью такого события — большая честь. Расскажи, почему не Москва? Что привело тебя на сцену именно Мурманской филармонии?
Дмитрий Онищенко: Мой ответ простой — дружба. Из дружбы, из взаимной симпатии людей вытекает очень многое в этой жизни. В том числе и создание музыки. А что касается места — с Мурманском у нас случилась любовь с первого взгляда в далеком 2012 году, когда я впервые сюда приехал, чтобы сыграть 3-й концерт Рахманинова с Мурманским филармоническим оркестром.
С тех пор многое поменялось в лучшую сторону: здание филармонии обрело современный вид и потрясающий акустический зал. Здесь стремятся выступать солисты и дирижеры самого высокого уровня, и меня это очень радует.
— Расскажи, пожалуйста, нашим читателям историю создания твоего Concerto grosso. Почему оно называется «Кисловодск»?
Д.О.: Дело в том, что три года назад в городе Кисловодске, а точнее, в буфете Кисловодской филармонии, состоялась случайная встреча участников будущей премьеры. Мы с Иосифом (Пурицем) путешествовали по Кавказу, а Женя (Евгений Попов) и Катя (Екатерина Охраминская) оказались в Кисловодской филармонии по работе.
Звезды сошлись для того, чтобы мы встретились, и нам это показалось не простым совпадением. Гуляя по курортному бульвару, наслаждаясь красотой южной ночи и музыкой, звучавшей на открытых эстрадах, я внезапно ощутил желание сохранить все это в памяти, остановить время. Друзья меня поддержали, и тем самым выдали будущему Concerto grosso путевку в жизнь.
— Правильно ли я тебя поняла, что в своей музыке ты стремился передать свои чувства от необыкновенной встречи, которая помогла тебе увидеть и услышать город Кисловодск?
Д.О.: Получается, да. Я вкладывал туда попутно разные образы и элементы: и городские, увиденные и услышанные на улицах Кисловодска, и людей, которые часто там бывали (например, моего любимого Сергея Сергеевича Прокофьева). Это не значит, что нужно догадываться, что имел в виду я; важнее то, что откликается в каждом отдельном человеке. Слушатель, как любой первооткрыватель, всегда прав.
— Concerto grosso — барочная форма. Почему именно она была выбрана для произведения о современном Кисловодске?
Д.О.: Дело в том, что барочность как явление — это прямое высказывание о современности.
Как композитор, я всегда стремлюсь к этому. Кроме того, для меня барокко — это знак качества, сияние высоты. Первая часть моего Concerto grosso написана в жанре французской увертюры. А вот дальше идут интересные вещи. Можно назвать их моими находками. В 3-й части звучит танго. Но это не аутентичное танго; оно окрашено в наши, русские, советские, задушевные тона.
В нем кое-где даже проглядывает лезгинка, как дань колориту Кавказа. Кроме того, слушатель наверняка заметит ритмические и мелодические аллюзии на современную музыкальную поп-культуру. Это то, что позволило мне передать колорит улиц южного города, который большинство из нас знает очень хорошо.
— Дима, позволю себе реплику: когда я только познакомилась с нотами твоего сочинения, я обратила внимание на соло виолончели из 4-й части. Мне показалось, что это твоя песня, и история ее связана с Мурманском… Я права?
Д.О.: Совершенно верно. Мне приятно, что мои песни узнают. В первый раз эта тема, которая впоследствии стала темой финала, пришла ко мне в Мурманске в далеком 2012 году. Меня поселили в гостинице «Меридиан», главной гостинице города. И вот, подойдя к окну, я увидел внизу широкую площадь, а на карнизе — маленькие снежинки. Я стоял и смотрел, и в этот момент у меня зазвучала музыка.
Подробнее https://www.classicalmusicnews.ru/interview/v-murmanske-sostoyalas-mirovaya-premera-concerto-grosso-kislovodsk/