В минувшие выходные в Государственной филармонии им.В.И. Сафонова прошёл грандиозный концерт симфонической музыки Эдварда Элгара и Дмитрия Шостаковича в исполнении Академического симфонического оркестра им. В.И. Сафонова под управлением главного дирижёра оркестра, лауреата премии президента России и международных конкурсов Димитриса Ботиниса (Москва).
Это два выдающихся композитора XX века, их часто сравнивают с самим Бетховеном, что вполне заслуженно.
Бетховен родился в эпоху великих перемен, главная из которых — Французская революция. Именно поэтому тема героической борьбы стала основной в творчестве композитора. Борьба за республиканские идеалы, стремление к переменам, лучшему будущему — этими идеями жил Бетховен, это ярко отразилось в его творчестве и в творчестве его последователей.
Э.Элгару и Д.Шостаковичу тоже пришлось жить в период великих мировых потрясений. У этих композиторов много общего: они были летописцами своего времени, в своих произведениях оба отразили военную тему – Элгар Первую, а Шостакович Вторую мировую войну. Их музыка написана «на высоком нерве» и с сильным авторским подтекстом, который хочется понять и разгадать спустя много десятилетий.
В первом отделении концерта звучал музыка Элгара «Концерт для виолончели с оркестром» в исполнении солиста, лауреата международных конкурсов, Александра Рамма (Санкт-Петербург).
История этого музыкального произведения очень трагична.
Во время Первой мировой войны композитор перенёс тяжёлую операцию, но едва очнувшись от наркоза, сразу потребовал карандаш и бумагу, чтобы написать свой Виолончельный концерт. Речитатив виолончели в оркестре, словно голос автора, рассказывает о возникающем в душах людей чувстве пустоты и одиночества, когда идёт настоящая бойня в мировом масштабе.
«Только ветер гуляет над могилами, а счастье у погибших могло быть, но всё иллюзорно», — так автор поведал нам через свою музыку мысли о войне. «Концерт для виолончели с оркестром» Элгара — большое трагическое произведение, реквием Войне. Это произведение – напоминание всему человечеству, что мир хрупок, а жизнь человека – это всего лишь миг.
Премьера симфонического концерта, которая состоялась 27 октября 1919 года, прошла с полным провалом. Обидно, что случилось это по вине оркестра, который недостаточно отрепетировал новое музыкальное произведение перед премьерой. Это было настоящим ударом для композитора, и Элгар больше не брался за такие большие глобальные произведения.
Этот концерт был похоронен на целых сорок лет, маэстро так и не услышал его при жизни. Через год также умирает его любимая супруга, которая была для него его музой и вдохновителем. Это было для него огромной трагедией.
Академический симфонический оркестр им. В.И. Сафонова под управлением дирижёра оркестра Димитриса Ботиниса блестяще справился с поставленной задачей великого Элгара, его «Концерт для виолончели с оркестром» прозвучал триумфально.
«Английский Бетховен!» – так уважительно звали композитора у себя на родине, он достиг своих вершин только благодаря своему труду и таланту. От мальчика из провинции он вырос в национального героя Англии, получив великий титул «сэра» и звание Королевского музыканта. Его имя в Англии поставили в один ряд с Чарльзом Диккенсом и Уильямом Шекспиром. Музыка Элгара звучит уже много десятилетий во время торжественных событий в Букингемском дворце и Вестминстерском аббатстве.
Второе отделение этого симфонического концерта было посвящено музыке Дмитрия Шостаковича. На это раз звучала его самая короткая и противоречивая Девятая симфония (25 минут), премьера которой состоялась 3 ноября 1945 года в Ленинграде и прошла тогда с полным провалом. Но в отличии от «провала Элгара» в «провале Шостаковича» скрыт более глубокий след: это назревающий конфликт с Властью, на него сознательно пошёл Шостакович, лауреат Сталинской премии.
Девятая Симфония была заказана правительством композитору в 1943 году, она должна была быть триумфальной подобно Девятой симфонии Бетховена, включая масштабный хоровой финал. Эта симфония должна была быть как гармоничное продолжение двух предыдущих симфоний: Седьмой и Восьмой, где прославлялись Победа и народ-победитель.
Дмитрий Шостакович начал работу над Девятой симфонией, но что-то пошло не так, и композитор поменял направленность темы симфонии, всё пошло в разрез начатому сценарию. Судя по сохранившимся черновикам, Девятая симфония, действительно, могла стать пышной и официозной музыкой. Работа у автора не пошла в этом направлении, первый вариант им был отброшен, и через несколько месяцев появилась короткая, скрыто саркастическая, псевдоклассическая, антибетховенская партитура, без масштабного хорового финала.
Музыкальное сообщество СССР не ожидало такого развития событий финала. Девятая симфония Шостаковича имела грандиозный провал, её определили как «трагедийно-сатирический памфлет», она категорически не понравилась Сталину, симфонию запретили. Только некоторые современники Шостаковича поддерживали его, считая, что симфония опередила своё время, восхищаясь мужественным поступком маэстро. Большинство знакомых и как будто его друзья отвернулись от Шостаковича, чтобы «не замарать свою партийную честь». Сложное решение выбрал автор победоносных симфоний, Седьмой и Восьмой — отказаться от пафоса в своей Девятой симфонии. Если бы симфония вышла в той редакции, в которой планировалось – это напоминало бы пир во время чумы. Пришло другое время. Автор официально отказался создавать браваду, так как в 1945 году, сразу после великой Победы над фашисткой Германии началась «чистка рядов» народа — Победителя. Д.Шостакович был заранее включён в список номинантов на очередную Сталинскую премию за Девятую Симфонию, но это его не остановило в замыслах.
Представьте картину: Большой зал Ленинградской Консерватории, элитная публика, много военных с жёнами, заполнена Правительственная ложа, все застыли в ожидании триумфа нового произведения знаменитого Шостаковича. А тут короткая симфония на «разрыв аорты»! Музыковед И. Нестьев писал по поводу Девятой: «Пламенный оратор, только что произносивший надгробную речь, вдруг превращается в игриво подмигивающего, хохочущего комика».
Гражданский подвиг человека со слабым здоровьем, но сильным характером – Дмитрий Шостакович отказался «лакировать» действительность. Композитор тонкими струнами души почувствовал, что его народу грозят новые испытания. Народ-победитель Великой войны 1941-45 г.г., победивший фашизм, был беззащитен перед новыми репрессиями внутри страны. Это понимал великий гражданин великой страны – композитор Дмитрий Шостакович, он не смог остановить сталинские репрессии, продолженные после войны. Но он свой голос вложил в Девятую симфонию, чтобы сказать прямо о грядущих событиях.
Он знал, что его осудят и, возможно, «удалят», но автора знаменитой Седьмой симфонии власти не могли просто так «убрать», его только «задвинули», он снова оказался в опале. Дмитрий Дмитриевич Шостакович – это музыкальная гражданская совесть военного и послевоенного времени народа — победителя в СССР.
Симфонический концерт классической музыки Элгара и Шостаковича стал своего рода философским диалогом между слушателями классической музыки и ее гениальными авторами.
Музыка великих композиторов воспитывает,учит, вдохновляет, даёт смысл жизни! Автору спасибо отдельное за раскрытие темы.
Браво, Дмитрий Шостакович! Преклоняюь перед его талантом и мужеством! Автору стптьи спасибо. Больше узнал.
Наталья! ВЫ у нас музыкальный просветитель!! Очень хорошо отразила и лично своё отношение к вышеописанным муз. произведениям. Очень захотелось их послушать… Это и является истинной целью просветительской работы. Спасибо.