Музыка Элгара и Шостаковича прозвучала в зале имени Скрябина

Музыка Элгара и Шостаковича прозвучала в зале имени Скрябина Культура и искусство

В минувшие выходные  в Государственной филармонии им.В.И. Сафонова прошёл грандиозный концерт симфонической музыки Эдварда Элгара и Дмитрия Шостаковича в исполнении Академического симфонического оркестра им. В.И. Сафонова под управлением главного дирижёра оркестра, лауреата премии президента России и международных конкурсов Димитриса Ботиниса (Москва).

Это два выдающихся композитора XX века, их часто сравнивают с самим Бетховеном, что вполне заслуженно.

Бетховен родился в эпоху великих перемен, главная из которых — Французская революция. Именно поэтому тема героической борьбы стала основной в творчестве композитора. Борьба за республиканские идеалы, стремление к переменам, лучшему будущему — этими идеями жил Бетховен, это ярко отразилось в его творчестве и в творчестве его последователей.

Э.Элгару и Д.Шостаковичу тоже пришлось жить в период великих мировых потрясений. У этих композиторов много общего: они были летописцами своего времени, в своих произведениях оба отразили военную тему – Элгар Первую, а Шостакович Вторую мировую войну. Их музыка написана «на высоком нерве» и с сильным авторским подтекстом, который хочется понять и разгадать спустя много десятилетий.

В первом отделении концерта звучал  музыка Элгара «Концерт для виолончели с оркестром» вМузыка Элгара и Шостаковича прозвучала в зале имени Скрябина исполнении солиста, лауреата международных конкурсов, Александра Рамма (Санкт-Петербург).

История этого музыкального произведения очень трагична.

Во время Первой мировой войны  композитор перенёс тяжёлую операцию, но едва очнувшись от наркоза, сразу потребовал карандаш и бумагу, чтобы написать свой Виолончельный концерт. Речитатив виолончели в оркестре, словно голос автора, рассказывает  о возникающем в душах людей чувстве пустоты и одиночества, когда идёт настоящая бойня в мировом масштабе.

«Только ветер гуляет над могилами, а счастье у погибших  могло быть, но всё иллюзорно», —  так автор поведал нам через свою музыку мысли о войне. «Концерт для виолончели с оркестром» Элгара —  большое трагическое произведение, реквием Войне. Это произведение  – напоминание всему человечеству, что мир хрупок, а жизнь человека  –  это всего лишь миг.

Премьера симфонического концерта, которая состоялась 27 октября 1919 года, прошла с полным провалом.  Обидно, что случилось это по вине оркестра, который недостаточно отрепетировал новое музыкальное произведение перед премьерой. Это было настоящим ударом для композитора, и Элгар больше не брался за такие большие глобальные произведения.

Этот концерт был похоронен на целых сорок лет,  маэстро так и не услышал его при жизни. Через год также умирает его любимая супруга, которая была для него его музой и вдохновителем. Это было для него огромной трагедией.

Академический симфонический оркестр им. В.И. Сафонова под управлением дирижёра оркестра Димитриса Ботиниса блестяще справился с поставленной задачей великого Элгара, его «Концерт для виолончели с оркестром» прозвучал триумфально.

«Английский Бетховен!» – так уважительно звали композитора у себя на родине, он достиг своих вершин только благодаря своему труду и таланту. От мальчика из провинции он вырос в национального героя Англии, получив великий титул «сэра» и звание  Королевского музыканта. Его имя в Англии поставили в один ряд с Чарльзом Диккенсом и Уильямом Шекспиром. Музыка Элгара звучит уже много десятилетий во время торжественных событий в Букингемском дворце и Вестминстерском аббатстве.

Второе отделение этого симфонического концерта было посвящено музыке Дмитрия Шостаковича. На это раз звучала его самая короткая и противоречивая Девятая симфония (25 минут), премьера которой состоялась 3 ноября 1945 года в Ленинграде и прошла тогда с полным провалом.   Но в отличии от «провала Элгара» в «провале Шостаковича» скрыт более глубокий след: это назревающий конфликт с Властью, на него сознательно пошёл Шостакович, лауреат Сталинской премии.

Девятая Симфония  была заказана правительством  композитору в 1943 году, она должна была быть триумфальной подобно Девятой симфонии Бетховена,  включая масштабный хоровой финал. Эта симфония должна была быть как гармоничное продолжение двух предыдущих симфоний:  Седьмой и Восьмой, где прославлялись Победа и народ-победитель.

Дмитрий Шостакович начал работу над Девятой симфонией, но что-то пошло не так, и композитор поменял направленность темы симфонии, всё пошло в разрез начатому сценарию. Судя по сохранив­шим­ся черновикам, Девятая симфония, действительно, могла стать пышной и официозной музыкой.  Работа у автора не пошла в этом направлении, первый вариант им был отброшен, и через несколько месяцев появилась короткая, скрыто саркасти­ческая, псевдоклассическая, антибетховенская партитура, без масштабного хорового финала.

Музыкальное сообщество СССР  не ожидало такого развития событий финала. Девятая  симфония Шостаковича имела грандиозный провал, её  определили как «трагедийно-сатирический памфлет», она категорически не понравилась Сталину, симфонию запретили.  Только некоторые современники Шостаковича  поддерживали его, считая, что симфония опередила своё время, восхищаясь мужественным поступком маэстро. Большинство знакомых и как будто его друзья отвернулись от Шостаковича, чтобы «не замарать свою партийную честь». Сложное решение выбрал автор победоносных симфоний, Седьмой и Восьмой — отказаться от пафоса в своей Девятой симфонии. Если бы симфония вышла в той редакции, в которой планировалось – это напоминало бы пир во время чумы.  Пришло другое время.  Автор официально отказался создавать браваду, так как в 1945 году, сразу после великой Победы над фашисткой Германии началась «чистка рядов» народа — Победителя.  Д.Шостакович был заранее  включён в список номинантов на очередную Сталинскую премию за Девятую Симфонию, но это его не остановило в замыслах.

Представьте картину: Большой зал Ленинградской Консерватории, элитная публика, много военных с жёнами, заполнена Правительственная ложа, все застыли в ожидании триумфа нового произведения знаменитого Шостаковича.  А тут короткая симфония на «разрыв аорты»!  Музыковед И. Нестьев писал по поводу Девятой: «Пламенный оратор, только что произносивший надгробную речь, вдруг превращается в игриво подмигивающего, хохочущего комика».

Гражданский подвиг человека со слабым здоровьем, но сильным характером – Дмитрий Шостакович отказался  «лакировать» действительность.  Композитор тонкими струнами души почувствовал, что его народу грозят новые испытания. Народ-победитель Великой войны 1941-45 г.г., победивший фашизм, был беззащитен перед новыми репрессиями внутри страны. Это понимал великий гражданин великой страны – композитор Дмитрий Шостакович, он не смог остановить сталинские репрессии, продолженные после войны.  Но он свой голос вложил в  Девятую симфонию, чтобы сказать прямо о грядущих событиях.

Он знал, что его осудят и, возможно, «удалят», но автора знаменитой Седьмой симфонии власти не могли просто так «убрать», его только «задвинули», он снова оказался в опале.  Дмитрий Дмитриевич Шостакович – это  музыкальная гражданская  совесть военного и послевоенного времени народа — победителя в СССР.

Симфонический концерт классической музыки Элгара и Шостаковича стал своего рода философским диалогом между слушателями классической музыки и ее гениальными авторами.

Наталья Рожнова
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Наталья Р

    Музыка великих композиторов воспитывает,учит, вдохновляет, даёт смысл жизни! Автору спасибо отдельное за раскрытие темы.

    Ответить
  2. Владимир

    Браво, Дмитрий Шостакович! Преклоняюь перед его талантом и мужеством! Автору стптьи спасибо. Больше узнал.

    Ответить
  3. Галина

    Наталья! ВЫ у нас музыкальный просветитель!! Очень хорошо отразила и лично своё отношение к вышеописанным муз. произведениям. Очень захотелось их послушать… Это и является истинной целью просветительской работы. Спасибо.

    Ответить