Вряд ли кто-то еще не слышал, что Кисловодск, удостоившийся внимания высшей власти страны, должен в не очень далеком будущем превратиться в курорт мирового уровня. И согласно стратегии его развития, к 2030 году поток туристов должен увеличиться в более чем 2 раза: с 240 до 700 тысяч человек в год.
В этом году кисловодчане и отдыхающие с радостью отмечают, что город меняется: восстановлена Каскадная лестница при входе в знаменитый лечебный курортный парк, получивший статус национального парка, чище и ухоженнее стал центр города, в который наконец-то вернулся светомузыкальный фонтан, преображается внешний облик зданий, дождались внимания дворовые территории, множатся газоны и цветники, а цветущие шапки ампельных растений на дорожных ограждениях придают городу солнца особый шарм. Окрыленные эдакой красотой гости курорта спешат поскорее покинуть транспорт, обосноваться в выбранном месте отдыха и — наконец-то! — отправиться любоваться ею, красотой, воочию, бродить по историческим улицам, дышать знаменитым кисловодским воздухом…
Увы. Куда бы ни направил свои стопы сегодняшний турист, он очень быстро убеждается: Кисловодск для пешеходов не предназначен. Причем откровенно и вызывающе. Вся красота заканчивается четко там, где заканчивается обзор из окон автомобилей. Много лет горожане и отдыхающие вынуждены терпеть безобразные подземные переходы с их вечной сыростью из-за неуправляемых подземных источников, разрушенные, замусоренные тротуары или вовсе их отсутствие, неудобные лестницы, бордюры и подобие пандусов «для галочки» – все это места, которых давным-давно не замечают очи высоких чиновников и по которым не ступает их нога. Там топчутся и спотыкаются ноги привычного ко всему «простого» народа. Но это полбеды, народ понимает, что все это — горькое наследство прошлых лет, и надеется на скорые перемены. Однако дойдут ли эти перемены до народа? Вернее – доедут ли? Или опять закончатся там, где кончается гладенький асфальт под колесами VIP-персон и маршруты, предназначенные для их очей? Народ-то по бедности, наивности или убеждению старается ходить по Кисловодску пешком, как, кстати, велят врачи, утверждающие, что ходьба — прекрасный способ борьбы с гиподинамией, поддержания иммунитета и хорошего самочувствия, благотворно влияющий на сердечную деятельность, кровообращение, систему дыхания, и даже на эмоциональное состояние…
И вот ведь парадокс. Две «горячих» темы сегодня звучат постоянно на всех уровнях: предстоящий ремонт кисловодских дорог (подчеркнем – опять именно дорог, а не тротуаров) и — ограничение количества транспорта в городе, обозначенное среди первоочередных задач городской власти. Значит, волей-неволей наши гости превратятся в пешеходов. Так куда же все они пойдут? Неужели на Курортный бульвар, который в соцсетях уже успели сравнить с муравейником? И решили мы пройти с фотокамерой по востребованным маршрутам, которыми, если верить правительственным планам, к 2030 году предстоит путешествовать семистам тысячам туристов в год.
На улице Кирова, в полусотне метрах от Курортного бульвара, дорога проходит под железнодорожным мостом. Тротуар в этом узком месте от проезжей части отделен металлическими щитами, защищающими прохожих от движущегося транспорта и брызг. Участки тротуара, просматриваемые с проезжей части, очевидно, как-то поддерживаются, в отличие от скрытого участка, сплошь покрытого рытвинами. Щиты тоже выглядят вполне пристойно, но — только от дороги: в преддверии открытия курортного сезона с внешней стороны они были покрашены в черно-белые цвета вертикальной дорожной разметки. Пешеходам же осталась изнанка — обшарпанная мрачно-серая краска с ошметками старых объявлений да растрескавшийся асфальт.
Проспект Ленина, по которому сегодня, после перекрытия улицы Вокзальной, проходит большая часть автобусных пассажирских маршрутов — одна из центральных улиц, пролегающая среди санаториев. И, похоже, одна из самых грязных, где контраст между состоянием проезжей части и тротуаров особенно заметен. Если пройти по ней пешком от начала до конца, неизменно можно встретить не одну кучу мусора, который не заметен пассажирам авто.
Любой отдыхающий, оказавшийся в районе железнодорожного вокзала, обязательно хотя бы один раз поднимается на каменный исторический мост — первую пешеходную артерию Кисловодска, соединившую в начале прошлого века верхнюю часть города с Курзалом. Этот мост, изумительная смотровая площадка, известен по множеству старых фотографий вокзала. Им и сегодня пользуются жители расположенных выше жилых домов, учителя и учащиеся средней школы, пациенты Курортной больницы, сотрудники ТО УФС Роспотребнадзора, ФФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», многочисленные отдыхающие. Не так давно общественности удалось добиться сохранения этого памятника архитектуры, мешающего планам РЖД. Однако тучи сгустились вновь: на сей раз мост оказывается помехой для двухэтажных вагонов, которые скоро должны пойти в Кисловодск. Так что пролегающий по нему некогда красивейший, популярный у экскурсоводов и учащихся детской художественной школы пешеходный маршрут по бывшему переулку Вокзальному (сегодня улице Стопани), на котором находится целый ряд объектов культурного наследия, вновь рискует пополнить список безвозвратно погибших, превратившись в тупик, приют для наркоманов и бесплатный туалет. Сегодня же со стороны вокзала подход к мосту выглядит вполне прилично, однако сразу за ним начинается настоящий позор, последствие строительного бума 90-х: заброшенная и замусоренная горка с разрушенными ступенями бывшей живописной дорожки, перекрытой санаторием «Долина нарзанов», разбитая вдребезги дорога, по которой ковыляют жители и отдыхающие, спешащие этим коротким путем на поезд, да уродливые руины амбициозного, но несостоявшегося ресторанно-гостиничного комплекса «ДЭМ». Его не успели довести до ума Юлиан Семенов и местный предприниматель Николай Лобжанидзе. В этих руинах гибнет кирпичная дача Чинчаладзе «Версаль», памятник архитектуры начала прошлого века — сюда, увы, ответственные комиссии по колдобинам не едут. Зато в 30 метрах от него регулярно ремонтируется участок дороги, по которому сильные мира сего проезжают в VIP-корпус «Долины нарзанов», а также подъезд к гаражам санэпидстанции.
В курортной части Кисловодска находится проспект Дзержинского, который плавно перетекает в улицу Кисловодскую. Фотография тротуаров в комментариях не нуждается – это повсеместное, типичное для Кисловодска явление.
Под пристальным оком общественности недавно было снесено незаконно возведенное здание на улице Семашко, напротив литературно-музыкального музея «Дача Шаляпина», перекрывшее тротуар и вылезшее на проезжую часть. Однако теперь на его месте так же торчит перед носом у пешеходов милый заборчик. Прохожие задаются вопросом: зачем? Не выжидающий ли маневр перед новым строительством?
Напомним, что эти «радости» находятся в центре города. Искать же места отдохновения на окраинах мы и вовсе не советуем, даже в тенистом и не так давно приводившемся в порядок парке имени Ленинского комсомола. Сегодня он, с поднявшейся порослью, размытыми дорожками и полными урнами, представляет грустное зрелище. А уж те, кому захочется по улице Озерной прогуляться в сторону Старого озера, и вовсе попадут на большую позорную помойку. Самое время спросить: господа, где же все наши экологи, штатные и нештатные, где все общественники, которых так, казалось бы, эффективно организовывал, едва приступив к обязанностям, глава города?
В общем, Кисловодск, будущая мировая здравница, продолжает страдать от болезни, характерной для России, начиная со знаменитых «потемкинских деревень»: проблем, которых не видно из окна кареты, не существует. Но для курорта такой подход – гибель, ведь во всем мире люди едут на курорт не кататься на машинах, а гулять пешком, для этого в свое время и создавались пешеходные маршруты, которые сегодня необходимо изо всех сил беречь и умножать. Да и какие автомобили заменят очарование пеших прогулок, не только по парку, но и по тихим уголкам и улочкам старого города, хранящим память о великих зодчих и их знаменитых современниках?
Ирина СТРЫЖКОВА, «Кавказская здравница», 13.08.
Очень правильная своевременная тема! Центральные дороги вылизывают, а до пешеходов дела нет! Тротуары в плачевном состоянии по всему городу, да и сами тротуары во многих районах отсутствуют. В таких районах постоянно, жители имеющие водопровод, но не имеющие канализацию, пользующиеся поглощающимися туалетами, льют помои прямо на проезжую часть. Если мэр города читает эти статьи, то не мешало бы задуматься как справиться с этой проблемой!
Спасибо Ирине Стрыжковой за интересный и актуальный материал! Анонс статьи в «Кавказской Здравнице» размещен на Кирова33.
Хорошая статья! Спасибо Ирине!