Вдруг кто-то в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Борис Пастернак, 1947
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» Святитель Иоанн Златоуст
Весь христианский мир каждый год с трепетом и радостью ждет Рождества – праздника, установленного в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Этот религиозный праздник принял характер и размах поистине общечеловеческий. Он окутан таинственностью, пронизан ожиданием чуда, освещен верой, надеждой и любовью. Неповторимый образ Рождества складывается у каждого человека с раннего детства. К трогательным, щемяще-сладким ребячьим воспоминаниям юность присоединяет новые забавы и впечатления, зрелость – знания и духовный опыт, а старость — просветление и мудрость.
Настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси в г. Геленджике игумен Феогност о Рождественском посте, смирении и духовности:
- Рождество призвано возвышать и очищать наши души, а чтобы это стало возможным, к нему надо приготовляться умом, душой, сердцем. В мир приходит Христос. Событие это очень важное, оно каждый раз звучит по-новому. Для того, чтобы в эти дни сознательно и целеустремленно отклонять от себя все, что вносит смятение в душу, Церковь предлагает христианский пост, установленный в честь Рождества Христова. Он соблюдается с 28 ноября по 6 января. Заговенье (канун поста) выпадает на 27 ноября и приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым.
- Пост – это не только диета, хотя она тоже важна, ведь человек двусоставен: его тело и душа тесно взаимосвязаны. Человек, который реально соблюдает пост, замечает, как начинают утихать его страсти. Рождественский пост установлен не для того, чтобы талия стала тоньше, а чтобы ко дню Рождества Христова мы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия. Это – время воздержания языка своего, воздержание от гнева, от пересудов, ссор, злобы, от того, что оскверняет и омрачает нашу душу, мешает нам жить. И с чем мы сталкиваемся повседневно. По выходным во время поста принято в храм ходить. Евангелие читать – по главе в день. Когда человек начинает поститься, он видит, сколько в нем демонов живет! Воздержание от страстей сразу покажет, насколько нуждается человек в боге, в Спасителе.
- В древних церковных источниках IV века говорится, что христиане готовили себя к Рождеству. В церкви все мудро устроено: мы в юности не понимаем порой, что в мире не все так просто. Взрослея, начинаем осознавать, что нуждаемся в Слове Божием. И тогда очищаем своё сердце молитвой, покаянием, неустанно углубляемся в Священное Писание. Как говорится в поговорке, повинную голову и меч не сечет. Господь прощает нас и терпит смиренных, и ниспосылает благодать. Сын приходит к родителям с покаянием: «Простите меня, я — негодный сын ваш». И материнское или отцовское сердце прощает заблудшее дитя свое. Так и Господь, человеколюбец, видит движение души.
- Тот, кто никогда не постился, должен осторожно начинать пост, воздерживаться сначала от мясной пищи. А уже к следующему посту может отнестись более строго. Рождественский пост не очень строгий: в обычной приходской практике исключаются мясо, яйца и молочные продукты. Разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы. Если человек болеет, он освобождается от поста. Равно как кормящие матери, воины в походе. Вот бывает, болен человек сахарным диабетом, а во время поста начинает изображать великого сподвижника – к чему? Болезнь – это уже смирение. Все должно быть без перегибов и крайностей. Пост – время благодатное для православных христиан подготовиться к действительному пришествию Христа.
- Священнослужители во время Рождественского поста едят все по Уставу. Мясомолочная пища не вкушается. На подворье варят кашу овсяную, тыквенную, из других круп, салаты делают, масло – только растительное.
Из семейной хроники отца Феогноста:
На Руси священник всегда был помощником христиан в семейных делах. Исповедовал супругов. К примеру, срыв и скандал произошли, бывает такое в жизни, мы же не ангелы. И тогда священник приходил в гости. Садился за стол, за чаем говорил со скандалистами. А там, глядишь, усмирение происходило. Но это в том случае, когда священник пользовался авторитетом. В нашей семье в Караганде было глубокое почитание преподобного Севастиана, он к лику святых причислен. Он духовно наставлял моих родителей, старших братьев. Меня причащал последнего из семьи. Так у нас как-то сильный скандал был у отца с дедом. Мама этого священника позвала. Он пришел, а мужчины, как бывает, в гневе, никого не слушают. Преподобный упал дедушке в ноги: «Прости сына своего, если он согрешил. Считай, его грех на мне будет!» Дед быстро в себя пришел: «Что Вы, батюшка, встаньте!» И успокоение пришло. В гневе человек наделает дел, а потом жалеет о содеянном. Священники всегда были проводниками слов божьих, заповедей Христа.