Я не выбрала педагогику делом своей жизни, хотя отучилась в Педагогическом институте. Судьба занесла в журналистику, но мне очень повезло с профессорами – наш курс был последним, на котором преподавали корифеи филологии, представители классической науки, умные, ироничные, всезнающие. Профессора с большой буквы. Как-то ушли вслед друг за другом и генсеком Брежневым.
Замечательный Симон Соловейчик, Учитель всех учителей в советском и постсоветском пространстве призывал: «Слово учителя должно звучать весомо, но для этого он в глазах всех людей должен быть учителем, а не училкой. Пусть всем нашим детям всегда достаются лучшие учителя».
Помню: первоклашкой благоговела перед первой учительницей Нелли Михайловной Зайцевой, строгой, уже не молодой, непререкаемой. Я прошла «палочный ряд», чтобы меня зачислили в элитный класс специализированной ставропольской школы с преподаванием большинства предметов на английском языке. Школа началась очень многослойно и многозначно. В педагоге я разочаровалась уже спустя полгода, когда мой кумир начала орать и заводиться с пол-оборота. В итоге убедила родителей перевести меня в среднюю школу поближе к дому. Вздохнула полной грудью. В 4-м классе – удивительные учителя: «англичанка» Элеонора Самарджиди, математичка и классный руководитель Инна Щербина. Помню их интонации, улыбки, юмор и бесконечное желание у нас, учеников, учиться. Наверное, поэтому мы выигрывали олимпиады, ходили в бесконечные походы, оставались на добровольные дежурства после уроков.
Позже, поступив в пединститут, я поняла: учитель – профессия для людей с мужественной совестью, ведь фактически педагог берет на себя обязательство стать идеальным человеком, хотя бы для будущих учеников, для которых он – единственный.
В моем дневнике есть запись: «Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем, и хоронят его в том же звании, разве что прибавляя слово «пенсионер». Это артист – но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Это скульптор – но его работ никто не видит. Это врач – но пациенты очень редко благодарят его за лечение и, в общем-то, не хотят лечиться. Это отец и мать – но он не получает причитающейся каждому отцу доли сыновней любви. Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, учителю. Будни захлестывают учителя – план, журнал, отметки, родители, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской, а ему надо все это оставить у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой».
В истории российской школы бывали периоды, когда общественное мнение вдруг с особым интересом обращалось к школе и вообще – к проблемам воспитания. Такой повышенный интерес обозначается и в наши дни. Поэтому слово учителя и его статус должны звучать весомо, но для этого он должен быть Учителем, а не «училкой». Так пусть всем нашим детям всегда достаются лучшие учителя!
День учителя относится к международным (то есть, рекомендован для признания всем странам) и отмечается 5 октября. С праздником, педагоги всех стран!