Необъятный космос Николая Рериха

Необъятный космос Николая Рериха Вернисаж

Уникальный выставочный проект стартовал в Кисловодске. 3 сентября в знаменитой «Башне» историко-краеведческого музея «Крепость» в торжественной и праздничной обстановке открылась выставка, посвящённая 150-летию великого русского художника Николая  Константиновича Рериха. Здесь представлены его лучшие работы из фонда Санкт-Петербургского государственного музея семьи Рерихов.  

Торжественность обстановки в музее во время открытия выставки возникло сразу же при входе в это круглое здание. Как будто обтекаемость стен «Башни»   давала возможность по кругу «гулять» энергии, идущей от великих полотен. Старинная «Башня» работает,  как часы уже  много десятилетий и будет делать это неустанно для всех других мастеров художественного искусства.

Колоритные краски с полотен великого Мастера как будто заиграли на солнце с новой силой под аккомпанемент ансамбля «Серебряные струны» (руководитель  Игорь Кольцов). Звучали  струнные инструменты.

 Концентрация энергии с художественных полотен художника, помноженная на живую классическую  и русскую народную музыку, сделали незабываемой эту встречу с искусством.

«Окно» в мир великого мастера распахнуто настежь, и это блестяще сделал директор музея Сергей Степанович Лузин. Он провёл исторический экскурс в биографию художника, в частности, уделил внимание его посещению Кисловодска в 1913 году.  Он процитировал Николая Рериха: «Знать и помнить — это значит верить в свою Россию».

— Я считаю, что это настоящее духовное воззвание ко всем россиянам! Так давайте всегда будем это помнить, а в этом вам всегда поможет музей. В этом и состоит его святая миссия, — обратился он к посетителям музея. Все зааплодировали.

Затем выступил председатель Кисловодской городской организации Всероссийского творческого объединения «Союз художников России» заслуженный художник Российской Федерации Юрий Арамович Багдасаров. Он поделился с первыми  посетителями выставки тем, как он «чувствует» полотна великого Мастера.

 — Николай Рерих – это «глыба»  в мировом искусстве. Его работы обладают своей аурой, которую чувствуешь «кожей».  Он был прекрасным декоратором к спектаклям, которые украшали выступления русской труппы балета Дягилева в Европе. Его ранние работы выполнены в стиле декорирования, их  можно увидеть в малом зале музея.  Это художник-загадка, тайна. Это  остаётся немыслимо для всех: создать 5 тысяч полотен, и все — шедевры! Где и как он черпал силы для всех дел?

 Старший научный сотрудник музея Солженицына, краевед  Вячеслав Яновский выразил своё отношение к художнику:

— Я с детства полюбил этого загадочного и, мне казалось, очень сказочного художника. И он стал моей не проходящей любовью на всю жизнь. Личность Николая Рериха всегда окружала мистика. Но как же иначе можно объяснить его знаменитую работу про Эльбрус, где у его подножья изображено озеро, а в нём большая символическая рыба. Он физически не мог это знать, так как это озеро открыли учёные несколько десятилетий тому назад, когда растаял ледник над ним, обнажив его чашу. Это невероятно! Я желаю всем, кто будет знакомиться с  Николаем Рерихом, открыть его для себя. Его картины несут  много тайн и разгадок  будущего.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, поэтому он хотел и своему сыну такую же удачную карьеру. Уважая отца, будущий художник поступил  на юридическое отделение Санкт-Петербургского университета, а также параллельно сдал блестяще вступительные экзамены в Императорскую Академию художеств. Так он  успешно учился в двух вузах и  получил через пять лет два образования.  Но его  любовь к живописи победила окончательно и стала основной его путеводной звездой на всю  жизнь.  Его учителем в Академии  художеств был лидер русской школы Архип Куинджи. Пять тысяч полотен – таково творческое наследие великого художника! Часть его произведений родились у нас в Кисловодске, так как в 1913 году художник посетил столь дивное место. Останавливался он тогда недалеко от «Белой виллы» художника Николая Ярошенко в знаменитом пансионате Ганешина, где побывали в своё время режиссёр Станиславский, поэт Кольцов, художник  Куинджи.

 Так как ещё мальчиком Николай активно интересовался археологией и часто участвовал сам в раскопках, здесь, на Кавказе, он продолжил свои изыскания в этом направлении. И так, летом 1913 г. Рерих совершил поездку на известную археологическую достопримечательность Рим-Гору (это рядом с «Медовыми водопадами»), где набрал черепков, проведя самостоятельно археологические раскопки. Они теперь хранятся в одном из музеев Европы. В Кисловодске Николай Константинович начал работу над картиной «Показали царю границу царства». В зале присутствует эта и  ещё одна его кисловодская работа – пейзаж под названием «Ковчег-гора». Так Рерих назвал гору, которая нам известна как Кабан.

38-летний художник, живя в Кисловодске, неоднократно посещал окрестности горы Эльбрус.  Этот двуглавый образ будет запечатлён на многих его полотнах в разное время  творчества. Рерих, неоднократно по памяти возвращаясь к образу Эльбруса, пронёс в своём сердце великую любовь к Кавказу. Эта гора стала первой его ступенью к завоеванию других вершин  мировых знаний. Он стал учёным с мировым именем, постигая невероятные тайны человеческой цивилизации.

Вместе с женой Еленой Ивановной Рерих, которая стала ему верной спутницей жизни и коллегой, они создали философское учение «Живая этика».

С открытием выставки Николая Рериха выставочный зал «Крепости» заполнился горным  воздухом и вековой чистотой былинных сказаний и мифов.  Так художник  продолжает «говорить» со своим зрителем языком живописи, неся нам, его потомкам, своё веское «слово» об истории человеческой цивилизации.

Теперь пришло время, дорогой читатель, отдать и Вам дань памяти и уважения нашем великому русскому художнику Николаю Константиновичу Рериху. Познакомьтесь с ним поближе и тогда…, возможно, случится новое открытие для вас. Ведь Николай Рерих — это необъятный космос!

 

 

 

Наталья Рожнова
Фото: Наталья Рожнова
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Владимир

    Всегда с удовольствием читаю статьи Натальи Рожновой. Кроме великолепного русского языка, коего стало так мало во всевозможных публикациях, в статьях присутствует искра самобытности, собственный стиль изложения автора. Из прочитанного всегда можно почерпнуть что-то новое, какие-то интересные факты по теме повествования. Чувствуется серьёзная подготовка к написанию статей. Так держать!

    Ответить
  2. ВОЛОДЯ

    Добрый день, всегда с удовольствием читаю Ваши статьи. Кроме великолепного русского языка, коего стало так мало во всевозможных публикациях, в статьях присутствует искра Вашей самобытности, собственный стиль изложения. Из прочитанного всегда можно почерпнуть что-то новое, какие-то интересные факты по теме повествования. Чувствуется серьёзная подготовка к написанию статей. Так держать!
    Оставил отзыв в комментариях.

    Ответить