Уникальный выставочный проект стартовал в Кисловодске. 3 сентября в знаменитой «Башне» историко-краеведческого музея «Крепость» в торжественной и праздничной обстановке открылась выставка, посвящённая 150-летию великого русского художника Николая Константиновича Рериха. Здесь представлены его лучшие работы из фонда Санкт-Петербургского государственного музея семьи Рерихов.
Торжественность обстановки в музее во время открытия выставки возникло сразу же при входе в это круглое здание. Как будто обтекаемость стен «Башни» давала возможность по кругу «гулять» энергии, идущей от великих полотен. Старинная «Башня» работает, как часы уже много десятилетий и будет делать это неустанно для всех других мастеров художественного искусства.
Колоритные краски с полотен великого Мастера как будто заиграли на солнце с новой силой под аккомпанемент ансамбля «Серебряные струны» (руководитель Игорь Кольцов). Звучали струнные инструменты.
Концентрация энергии с художественных полотен художника, помноженная на живую классическую и русскую народную музыку, сделали незабываемой эту встречу с искусством.
«Окно» в мир великого мастера распахнуто настежь, и это блестяще сделал директор музея Сергей Степанович Лузин. Он провёл исторический экскурс в биографию художника, в частности, уделил внимание его посещению Кисловодска в 1913 году. Он процитировал Николая Рериха: «Знать и помнить — это значит верить в свою Россию».
— Я считаю, что это настоящее духовное воззвание ко всем россиянам! Так давайте всегда будем это помнить, а в этом вам всегда поможет музей. В этом и состоит его святая миссия, — обратился он к посетителям музея. Все зааплодировали.
Затем выступил председатель Кисловодской городской организации Всероссийского творческого объединения «Союз художников России» заслуженный художник Российской Федерации Юрий Арамович Багдасаров. Он поделился с первыми посетителями выставки тем, как он «чувствует» полотна великого Мастера.
— Николай Рерих – это «глыба» в мировом искусстве. Его работы обладают своей аурой, которую чувствуешь «кожей». Он был прекрасным декоратором к спектаклям, которые украшали выступления русской труппы балета Дягилева в Европе. Его ранние работы выполнены в стиле декорирования, их можно увидеть в малом зале музея. Это художник-загадка, тайна. Это остаётся немыслимо для всех: создать 5 тысяч полотен, и все — шедевры! Где и как он черпал силы для всех дел?
Старший научный сотрудник музея Солженицына, краевед Вячеслав Яновский выразил своё отношение к художнику:
— Я с детства полюбил этого загадочного и, мне казалось, очень сказочного художника. И он стал моей не проходящей любовью на всю жизнь. Личность Николая Рериха всегда окружала мистика. Но как же иначе можно объяснить его знаменитую работу про Эльбрус, где у его подножья изображено озеро, а в нём большая символическая рыба. Он физически не мог это знать, так как это озеро открыли учёные несколько десятилетий тому назад, когда растаял ледник над ним, обнажив его чашу. Это невероятно! Я желаю всем, кто будет знакомиться с Николаем Рерихом, открыть его для себя. Его картины несут много тайн и разгадок будущего.
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, поэтому он хотел и своему сыну такую же удачную карьеру. Уважая отца, будущий художник поступил на юридическое отделение Санкт-Петербургского университета, а также параллельно сдал блестяще вступительные экзамены в Императорскую Академию художеств. Так он успешно учился в двух вузах и получил через пять лет два образования. Но его любовь к живописи победила окончательно и стала основной его путеводной звездой на всю жизнь. Его учителем в Академии художеств был лидер русской школы Архип Куинджи. Пять тысяч полотен – таково творческое наследие великого художника! Часть его произведений родились у нас в Кисловодске, так как в 1913 году художник посетил столь дивное место. Останавливался он тогда недалеко от «Белой виллы» художника Николая Ярошенко в знаменитом пансионате Ганешина, где побывали в своё время режиссёр Станиславский, поэт Кольцов, художник Куинджи.
Так как ещё мальчиком Николай активно интересовался археологией и часто участвовал сам в раскопках, здесь, на Кавказе, он продолжил свои изыскания в этом направлении. И так, летом 1913 г. Рерих совершил поездку на известную археологическую достопримечательность Рим-Гору (это рядом с «Медовыми водопадами»), где набрал черепков, проведя самостоятельно археологические раскопки. Они теперь хранятся в одном из музеев Европы. В Кисловодске Николай Константинович начал работу над картиной «Показали царю границу царства». В зале присутствует эта и ещё одна его кисловодская работа – пейзаж под названием «Ковчег-гора». Так Рерих назвал гору, которая нам известна как Кабан.
38-летний художник, живя в Кисловодске, неоднократно посещал окрестности горы Эльбрус. Этот двуглавый образ будет запечатлён на многих его полотнах в разное время творчества. Рерих, неоднократно по памяти возвращаясь к образу Эльбруса, пронёс в своём сердце великую любовь к Кавказу. Эта гора стала первой его ступенью к завоеванию других вершин мировых знаний. Он стал учёным с мировым именем, постигая невероятные тайны человеческой цивилизации.
Вместе с женой Еленой Ивановной Рерих, которая стала ему верной спутницей жизни и коллегой, они создали философское учение «Живая этика».
С открытием выставки Николая Рериха выставочный зал «Крепости» заполнился горным воздухом и вековой чистотой былинных сказаний и мифов. Так художник продолжает «говорить» со своим зрителем языком живописи, неся нам, его потомкам, своё веское «слово» об истории человеческой цивилизации.
Теперь пришло время, дорогой читатель, отдать и Вам дань памяти и уважения нашем великому русскому художнику Николаю Константиновичу Рериху. Познакомьтесь с ним поближе и тогда…, возможно, случится новое открытие для вас. Ведь Николай Рерих — это необъятный космос!
Всегда с удовольствием читаю статьи Натальи Рожновой. Кроме великолепного русского языка, коего стало так мало во всевозможных публикациях, в статьях присутствует искра самобытности, собственный стиль изложения автора. Из прочитанного всегда можно почерпнуть что-то новое, какие-то интересные факты по теме повествования. Чувствуется серьёзная подготовка к написанию статей. Так держать!
Добрый день, всегда с удовольствием читаю Ваши статьи. Кроме великолепного русского языка, коего стало так мало во всевозможных публикациях, в статьях присутствует искра Вашей самобытности, собственный стиль изложения. Из прочитанного всегда можно почерпнуть что-то новое, какие-то интересные факты по теме повествования. Чувствуется серьёзная подготовка к написанию статей. Так держать!
Оставил отзыв в комментариях.