Скоро сентябрь. А это значит, что начнутся занятия в школе. Непросто идти в поход за знаниями первый раз. Любая сфера учебной деятельности сопряжена с моральными и физическими усилиями, трудностями и волнениями.
Перед ребёнком встают новые цели и задачи. У него изменяется социальный статус (школьник), условия окружающей среды, правила внутреннего распорядка, требования учителей и т.д. Ученику необходимо безболезненно найти своё место в новом коллективе сверстников и научиться общению, эмоциональной толерантности, чтобы не стать отвергнутым, а принятым в микрогруппу. Неслучайно психологи характеризуют период 6-7-летнего возраста, как кризисный. Преодоление трудностей, принятие самостоятельных решений проходят через обретение себя в новой роли, восхождение на первую ступень взросления.
Представьте себя на месте первоклассника. Из беззаботного детства, потворствующего развлечениям, играм с куклами и машинками вы попадаете в атмосферу школы с незыблемыми правилами и строгой дисциплиной. Надо рано вставать, самостоятельно одеваться и взваливать на плечи, возможно, свой первый ощутимый груз, наполненный учебниками и школьными принадлежностями, и шагать в школу. Да, с ранцем особенно не всё так просто, как кажется на первый взгляд…
Вроде бы обыденное явление, не вызывающее практически ни у кого из взрослых доли сомнения в правильности происходящего, когда щупленький низкорослый ребёнок, возможно первоклассник, несёт увесистый ранец до школы и потом обратно домой. Такого юного путника с лицом мученика встретишь в период учебного года практически в любом населённом пункте нашей страны. Хорошо, если ребёнку хоть изредка оказывают помощь взрослые. Но такая возможность есть не в каждой семье: многие работают, живут без бабушек-дедушек. И ребёнок предоставлен сам себе, вынужден полагаться на собственные силы. А некоторые родители открыто поощряют самостоятельное ношение школьного ранца, невзирая на сложности и не интересуясь его весом. Они выполнили свой долг — обеспечили чадо всем необходимым: школьной формой, ранцем, принадлежностями… Учись – не хочу! В их глазах ребёнок должен соответствовать их ожиданиям, справляться со своими обязанностями, быть учеником. Увы, не все родители учитывают состояние здоровья собственного ребёнка, потенциал его психофизических возможностей.
Проще полагаться на идеальное устройство современного общества, либо в любых вопросах надеяться на авось, что, наверное, является национальной чертой россиянина. Так или иначе, взрослые не всегда учитывают нормативно-правовую информацию, чем нередко пользуются недобросовестные производители товаров, в том числе и школьных.
Если вы добропорядочный родитель, желающий соблюдать установленные нормы и правила, обеспечивающие заботу о здоровье ребёнка-школьника, то наверняка знакомы с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Так, в нем говорится, что вес ранца учащегося 1-4 классов не должен превышать 700 граммов. Соответственно, вместе с учебниками для учащихся 1-2 классов – 1,5 килограмма. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей (вместе с портфелем) не должен превышать: для учащихся 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х классов — более 2,5 кг, 7 — 8-х классов — более 3,5 кг, 9 — 11-х классов — более 4 кг. Кроме того, у ранца должны быть широкие лямки – 4-4,5 см, достаточная формоустойчивость, обеспечивающая его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания (учебника) не должен быть более: 300 гр. – для 1-4 классов, 400 гр. – для 5-6 классов, 500 гр. – для 7-9 классов, 600 гр. – для 10-11 классов.
Также в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. № 72, в пункте 10.33 говорится, что в целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.
Хочется упомянуть и о том, что в 2015 году обсуждался вопрос о введении электронных учебников вместо бумажных. Скорее всего, это нововведение обосновалось где-то в столичных образовательных учреждениях, а до нашего региона пока не дошло. Да и кто знает, что для детей представляет наибольший вред: ненормированный вес ранца или продолжительный контакт детских глаз с электронным носителем.
Большое значение играет роль учителя, формирующего у детей навык правильной посадки, особенно в течение первых 3-4 лет обучения в образовательном учреждении; приучающего к сохранению во время учебных занятий правильной и наименее утомительной рабочей позы; обеспечивающего рабочим местом и мебелью в соответствии с ростом ученика.
Иначе говоря, тяготы школьника в буквальном смысле уменьшатся, если и вы, уважаемые родители, со знанием дела подойдёте к выбору той или иной школьной продукции. Например, чтобы купить подходящий ранец, надо непременно брать с собой весы. Иначе, если вес самого портфеля потянет на килограмм и более, то окончательный комплект ноши будет гораздо тяжелее и будет вреден для здоровья вашему ребёнку.
О каких же последствиях идёт речь, когда школьник ежедневно перенапрягается под тяжестью ранца с ненормативным весом, мы попросили рассказать заведующего отделением спортивной медицины Кисловодского филиала ГБУЗ СК «СКСЦ ЛФК и СМ» Сергея Витальевича АНИСИМОВА:
— В младшем школьном возрасте позвоночник растёт быстрее, чем сила мышц, которые его держат. И поэтому даже умеренные физические нагрузки способствуют возникновению компенсаторных механизмов, под воздействием которых позвоночник может сгибаться и деформироваться. Что касается дополнительных, то есть ненормативных нагрузок, то они особенно опасны, так как вызывают искривления позвоночника в различных плоскостях: сколиоз, кифоз, лордоз и т.д. Практика показывает, что позже эти нарушения могут дать осложнения, зажимы сосудов и нервных окончаний, вызывающие боль различного характера. К примеру, довольно распространенный остеохондроз, нередко диагностируемый в 30, а то и раньше: трудно переносимая головная боль, мигрени, реагирование «на погоду».
При искривлении позвоночника также наиболее частые изменения происходят в грудно-поясничном отделе, что вызывает проблемы с сердечно-сосудистой, дыхательной системами. Из-за этих нарушений, например, легкие могут сжаться в одну сторону и работать в меньшем объеме, снабжая организм недостаточным количеством кислорода. За счет искривления позвоночника в поясничном отделе происходит перекос костей таза, нарушаются процессы мочеполовой системы, у девочек довольно часто могут происходить нарушения кровоснабжения матки, что может привести к бесплодию. И еще многие проблемы могут поджидать вашего ребёнка, если он переносит тяжести, не совместимые с его возрастом, весом, не правильно сидит за столом при выполнении уроков, за компьютером и т.д.
Хочется обратиться к учителям и родителям: берегите детей, будущее нашей нации! Обращайте на них больше внимания, помогайте им избавляться от вредных привычек. Больше говорите им добрых слов.
Сейчас, когда сутулость становится нормой жизни, болезни молодеют и все реже встретишь идеально здорового человека, чрезвычайно актуально и важно проводить акции «За здоровый позвоночник!»Бейте в набат, присоединяйтесь, если эта тема затронула вас за живое, дополняйте её новыми аргументами и фактами из жизни. Главное, будьте неравнодушными! Не проходите мимо ребёнка, измученного тяжестью ноши.
Ольга ХРАМОВА, член Союза журналистов России, психолог.