КРАЕВАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ДАЛА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЕНПЛАНУ КИСЛОВОДСКА

КРАЕВАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ДАЛА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЕНПЛАНУ КИСЛОВОДСКАКИСЛОВОДСК БУДЕТ ВЫЗДОРАВЛИВАТЬ»

Новый генплан Кисловодска облегчит судьбу курорта

Не часто генпланы городов обсуждаются столь активно и заинтересованно, как это происходит в Кисловодске. Давно ясно, что курорт остро нуждается в адекватном документе, изначально близком к нынешним реалиям и учитывающем особый статус города. Действующий же генеральный план, принятый всего несколько лет назад и красиво расписывающий будущее курорта, тест на жизнеспособность не прошел. Теперь появились веские основания, чтобы город обзавелся новым документом.

«Ставропольская правда» уже сообщала о том, что было принято принципиальное решение: за счет прилегающих районных земель Кисловодск почти по всему периметру должен обрасти новыми территориями, куда в ближайшей перспективе можно будет вывести жилищное строительство. В декабре минувшего года прошли публичные слушания проекта генплана курорта в новых (пока еще предполагаемых) границах. Горожане подходы в целом одобрили, хотя, конечно, без определенных замечаний не обошлось. Ставить оценку документу настала очередь экспертного сообщества, и мы также говорили читателям о том, что к процессу подключилась Общественная палата края. Утвержденное ею заключение на проект было направлено в адрес губернатора, председателя Думы края, администрации и общественного совета города-курорта Кисловодска. Некоторые моменты заключения довольно любопытны.

Наверное, стоит оговориться, что любой генплан далеко не панацея и не решит мигом вороха накопившихся проблем. Но важно, чтобы он точно не усугубил их и позволил в перспективе выйти из того штопора, в котором оказался федеральный курорт. Ведь не секрет, на протяжении очень многих лет Кисловодск застраивали точечно и хаотично – кому где вздумается, вне зависимости от охранных зон. В результате одно здание перекрыло некогда намеченную в градостроительных документах транспортную развязку, другое заняло место запланированного сквера, третье вытеснило будущую школу… Десятилетия смутного времени привели также к безвозвратной утрате ряда памятников культурного наследия, массовой вырубке зеленых насаждений, разрушению полноценной курортной зоны для отдыхающих… Список можно продолжать чуть ли не бесконечно.

Если резюмировать, то общественники в проекте нового генплана наконец увидели желаемое: разработчики не только учли нынешнюю неразбериху с застройкой и планы по туристической загрузке курорта, но и посмотрели на развитие города комплексно. Причем именно с точки зрения статуса курорта федерального значения, что само по себе является ноу-хау. При этом, что также важно, генплан разработан в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и отражает реализацию перечня поручений Президента России, а также ряда мероприятий, утвержденных ранее постановлением Правительства РФ.

«Долгие годы вопросы экологии, сохранения и рационального использования природных лечебных ресурсов в регионе Кавминвод, к большому сожалению, не были в числе приоритетных. Вспомним, что эту зону упорно называют туристско-рекреационной, а не бальнеологической. Но санаторно-курортное лечение, реабилитация и профилактика, а также защита окружающей среды региона – это глубоко социальные вопросы, которые в первоочередном порядке нужно решать. Туризм же вторичен, его нельзя развивать в ущерб лечебной и гидроминеральной базе, – подчеркивает председатель Общественной палаты СК Николай Кашурин. – Теперь же сделана попытка максимально проработать вопросы сбережения оздоровительного потенциала Кисловодска, учесть особый правовой режим хозяйственной и иной деятельности в зоне горно-санитарной охраны курорта. Вместе с тем в стороне не остался и такой важный пункт, как комфортное проживание местного населения».

По словам Н. Кашурина, Кисловодск стал первым из городов-курортов, в проекте генплана которого нашли отражение многие предложения Общественной палаты и экспертного сообщества. В частности, впервые ребром поставлен вопрос об антропогенной нагрузке на курорт и допустимом количестве жителей. Для города в имеющихся границах 135 тысяч жителей – это предел, который давно и безоглядно превышен неконтролируемой миграцией: сейчас показатель плотности населения равен 1898,4 человека на квадратный километр. Именно поэтому необходимо значительно расширить границы города согласно генплану и вести жилую застройку в «добавленной» зоне. И если Кисловодск, как и предполагается, прирастет 126 квадратными километрами, это позволит снизить плотность населения курорта очень сильно – до 682 человек на квадрат. А это уже показатели, характерные для курортов, в том числе и зарубежных.

Было бы неверным не говорить и о болезненных, хотя давно назревших решениях. В частности, не могут оставаться в нынешнем виде заселенные первая и вторая зоны горно-санитарной охраны, где долгое время не соблюдался запрет на застройку. Там проживает примерно две с половиной тысячи человек. Их планируется постепенно расселить, со временем обеспечив полный вывод жилого фонда из современной курортной зоны, увеличив ее на 115 гектаров.

Улучшению экологической обстановки и сдерживанию антропогенной нагрузки помогут и категорические запреты на строительство. В Кисловодске не должно появляться высокоэтажных зданий и сооружений. А в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта и, без преувеличения, в многострадальной исторической части города вообще не должно появляться новых строек. Только так будут созданы условия для того, чтобы культурно-исторический центр курорта получил статус исторического поселения регионального значения с особыми параметрами нормирования застройки и реконструкции.

Между тем еще один рецепт спасения «задыхающегося» Кисловодска – в снижении транспортной нагрузки за счет повышения эффективности внутренней и внешней транспортной сети, ограничения въезда автотранс-порта в город и его курортные зоны, а также в приобретении экологически чистого, «зеленого» общественного транспорта.«Исключительно с положительной стороны можно отметить предусмотренное проектом генерального плана Кисловодска строительство перехватывающих парковок, развитие электротранспорта и необходимой для его работы инфраструктуры, – добавляет Н. Кашурин. — Вместе с запретом на въезд в курортную зону всем видам автомобильного транспорта, за исключением работающего на газомоторном топливе. Все это вернет один из главных природных лечебных факторов Кисловодска – кристально чистый воздух. Не случайно же в советские годы въезд в курортную зону транспорта был категорически запрещен».

По мнению общественников, в ход должны идти лишь категорические ограничения, о чем почти три года упорно напоминала властям всех уровней Общественная палата региона. Нынешнее положение дел может привести к печальным последствиям. Ведь на территории Кисловодска зарегистрировано уже 42 тысячи автомобилей, львиная доля которых индивидуальные. А если прибавить тысячи иногородних машин, ежедневно въезжающих в город-курорт!

Не будут неожиданными и слова о плачевном состоянии десятки лет не ремонтировавшихся инженерных сетей Кисловодска, что реально угрожает загрязнением и исчезновением источников минеральной воды. Так, по имеющимся данным, главный канализационный коллектор города, построенный в 1930 году, в три раза превысил нормативный срок эксплуатации, его износ составляет сто процентов. Близка к такому же критическому уровню и ливневая канализация. Проектом генплана наряду с прокладкой новых водоводов предусмотрена реконструкция восьми резервуаров систем водоснабжения и водоотведения и строительство одного нового. Не обойтись и без реконструкции систем ливневой канализации и строительства еще одного канализационного коллектора.

Добавим также, что запланировано озеленение и расширение лесопарковой зоны Кисловодска. В проекте генплана предусмотрено увеличение площади городских парков, скверов и бульваров до 350 гектаров и, что немаловажно для их сохранения, формирование лесопаркового зеленого пояса города и защитной буферной зеленой зоны источников питания минеральных вод. При этом на одного человека будет приходиться более 23 квадратов зеленых насаждений, что соответствует норме и в российской, и в мировой курортной практике, утверждают эксперты.

«По результатам анализа члены рабочей группы Общественной палаты пришли к выводу, что проект генерального плана Кисловодска представляет собой комплексный документ, составленный в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, – отмечает Н. Кашурин. – При четком его исполнении будет получен мультипликативный эффект. Генплан направлен на улучшение экологической обстановки в городе-курорте федерального значения, снижение антропогенной и техногенной нагрузки, создание комфортных условий для проживания и оздоровления граждан».

Добавим, что проект генплана разбит на два этапа реализации – до 2027 и 2042 года включительно.

P.S. К слову, Общественная палата края не упускает из вида и нашумевшие федеральные законопроекты, затрагивающие интересы Кавминвод. Так, ставропольские общественники активно выступали против тех инициатив, что предполагали передачу санаторно-курортных учреждений и инфраструктуры в частные руки с правом чуть ли не безграничного их использования. Также, напомним, под давлением общественности был блокирован нашумевший проект закона № 555658-6, который, по сути, предусматривал отмену статуса курортов федерального, регионального и местного значения, существенное ослабление режима округа горно-санитарной охраны курорта.

Юлия ЮТКИНА

Источник: http://www.stapravda.ru

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.