Пантелеймоновский храм или вторая жизнь «Красной церкви»

Пантелеймоновский храм или вторая жизнь "Красной церкви" Культура

На возвышенном месте при пересечении проспекта Ленина и улицы Урицкого расположен храм, дорога к которому ведет со стороны проспекта. Здесь некогда находился второй по величине православный храм Кисловодска — «Красная церковь».

На рубеже XIX и XX веков этот большой кисловодский район восточнее железнодорожного вокзала носил общее Пантелеймоновский храм или вторая жизнь "Красной церкви"название Ребровая балка, Он быстро застраивался комфортабельными гостиницами и дачами, а также учебными заведениями.

Кроме того, в это время обживалась большая северо-восточная часть Кисловодска. С каждым годом росло население этой местности, особенно в летние сезоны, когда на многочисленных дачах поселялись приезжие посетители. Ходить на службы в отдаленную Никольскую церковь было не очень удобно, а также этот храм не вмещал, особенно летом, всех желающих помолиться. Между тем наиболее возвышенное, видное место Ребровой балки пустовало.

После превращения слободы в город жители Кисловодска могли позволить себе иметь второй храм. Несколько лет по подписке собирались деньги на постройку храма.

Активное участие в сборе пожертвований принял кисловодский священник о. Гавриил Покровский. В 1906 г. городские власти решили выстроить новую церковь в Ребровой балке на участке, который тогда назывался Новой площадью.

К лету 1907 г. было пожертвовано 4500 рублей. Также был создан Строительным комитет по сооружению храма и утвержден его проект, составленный местным архитектором Г. Е. Волковым, который согласился взять на себя и безвозмездное наблюдение за постройкой.

11 июня 1907 г., в день Святого Духа, был устроен крестный ход из Никольском церкви и проведено молебствие по случаю закладки храма на Новой площади, около дачи городского старосты статского советника А.К. Буха. Тогда же о. благочинный объявил, что по причине недостатка денежных средств будет строиться молитвенный дом, а не отдельная церковь.

К весне 1908 г. поступило еще 300 р. и 1000 р. по духовному завещанию действительного статского советника Бернатовича, убитого на своей кисловодской даче. Но этого все равно было мало для постройки храма. Отец Гавриил обратился к архиерею с ходатайством о сооружении молитвенного дома, однако кисловодчане ратовали за отдельную церковь. Поэтому строительство храма растянулось на годы.

В 1912 (?) г. небольшой однопрестольный храм на Новоцерковной площади был освящен во имя Великомученика и Целителя Пантелеймона, день которого отмечался 8 августа.

Небольшой двухсветный крестово-купольный кирпичный храм на каменном основании был сооружен в старинном русском, стиле. Главный прямоугольный объем здания имел высоту примерно 9 м, длину – 17 м и ширину 13 м.

Краснокирпичные наружные стены Пантелеймоновского храма не были оштукатурены, отчего его часто называли «красным», в отличие от «белого» Никольского собора.

Причт храма окормлял прихожан Ребровой балки и северо-восточной части Кисловодска. Многие из них были крещены и повенчаны в его стенах. Первым настоятелем церкви стал священник Жуков, а затем о. Гавриил Покровский. Говорят, что храм посещал певец Ф.И. Шаляпин, временно живший в его приходе. А в декабре 1918 г. здесь был крещен Александр Солженицын, будущий лауреат Нобелевской премии. Он часто ходил с матерью в этот храм, и среди самых ранних воспоминаний детства писателя есть один указанный им эпизод: “Мне было, наверно, года 3-4. В кисловодскую церковь входят остроголовые (люди в буденовках), прорезав обомлевшую, окаменевшую толпу молящихся, и прямо, прерывая богослужение, в алтарь”. Вероятно, это было начало акции по изъятию церковных ценностей.

Пантелеймоновский «красный» храм на площади Анджиевского продолжал действовать до середины 1930-х годов, когда по указанию местных властей был закрыт. Купола с крестами были сняты, а перестроенное здание превращено в общежитие строителей, а затем медучилища.

Осенью 1942 г. оккупационные власти разрешили службу в восстановленном храмовом здании. Церковь продолжала действовать и после освобождения Кисловодска.

В 1953-1962 гг. священником Пантелеймоновского храма был о. Александр Докукин (1929-2003), будущий владыка Гедеон, митрополит Ставропольский и Владикавказский в 1990-2003 гг. Он называл Кисловодск своей «родиной в пастырском плане».

В апреле 1965 г. городской совет принял решение о сносе здания храма, который находился на видном месте, где собирались строить новый санаторий. Иконы и утварь были перенесены в небольшой молельный дом на ул. Пешеходной, 26, куда был переведен и весь приход. Но спустя 30 лет после сноса Пантелеймоновского храма, на его прежнем месте по инициативе почетного ктитора А.Т. Шарикова и многих богомольцев была возведена часовня, которую 9 августа 1995 года освятил митрополит Гедеон. Спустя год к часовне пристроили новую часть с ризницей и колокольней.

С 1 января 1998 г. возрожденный в новом обличий малый Пантелеймоновский храм стал самостоятельной церковью Кисловодска со своим причтом. 14 июля 2002 г. рядом было заложено новое храмовое здание по проекту архитекторов А. В. Травенко и Т. В. Варакиной. Ныне здание находится в стадии завершения реконструкции.

От редакции: С 1998 года приход возглавлял протоиерей Вячеслав Величко, который свято оберегал традиции. Мечтой настоятеля был новый храм Святого великомученика и целителя Пантелеимона, и в том, что это строительство свершилось, его огромная заслуга. Отец Вячеслав ушел из жизни 24 августа 2016 года. Прах его захоронен рядом с часовней на территории храма.

Здесь надо, наверно, добавить, что «прописка» возрожденного храма – по проспекту… Ленина(!). А еще совсем недавно он был «прописан» по улице –Урицкого(!!!), изувера-чекиста, массового убийцы петроградцев, в том числе, конечно, священников. Топонимический абсурд, которому, похоже, конца не видно…

 

 

Алексей Большаков
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.