С колоссальным успехом, на высоком эмоциональном подъеме, царившем и в зале, и на сцене, в Северо-Кавказской государственной филармонии прошел премьерный показ оперы «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского . Либретто к ней написал младший брат композитора — русский драматург, оперный либреттист, переводчик, театральный критик Модест Ильич Чайковский. В старинном кисловодском Курзале знаменитое произведение было исполнено в оригинальной постановке режиссера Аллы Чепиноги.
К этой премьере готовился весь коллектив филармонии — увлеченно, с любовью и фантазией. И результат превзошел все ожидания. Критикам и даже самым заядлым скептикам на этот раз при всем желании придраться было не к чему. На высшем уровне оказались буквально всё и все. Сценография, декорации, костюмы, над которыми с большим искусством потрудились Мария Бережная, Ольга Санникова и Диана Ледовских. Великолепная работа концертмейстеров Ирина Лябах и Татьяны Шишкиной, хормейстера Ольги Коваленко, хореографа Татьяны Аплемах, звукооператора Романа Радионова, ассистентов по свету и видеопроекции Николая Мохнача, Виктора Фокеева, Константина Водяги и Павла Аксенова.
На сцене на этот раз не было абстракции, не было конструктивизма – были со вкусом выполненные классические жесткие декорации, очень тонко и гармонично дополненные современными эффектами. Стены с открытыми окнами, за которыми на фоне неба проплывают живые облака или зажигаются вечерние звезды. Изразцовые камины, свечи — с натурально трепещущим пламенем. Петербургский туман, постепенно окутывающий дворцовые башни и мосты, поглощающий Лизу с ее горем. Все это словно переносит действие на 130 лет назад, в Санкт-Петербург 1890 года — к далекой премьере, состоявшейся в Мариинском театре в исполнении артистов Императорской труппы. Однако спектакль в Кисловодске не копирует прежних постановок. У кисловодского режиссера свое видение.
Моей главной задачей было найти баланс между историей Чайковского и историей Пушкина. Время действия – время Пушкина. Главная для меня тема – это мистика. А главный герой – Герман с его главной страстью, игрой, — в преддверии премьеры поделилась на встрече с журналистами Алла Чепинога.
Судя по реакции публики, режиссеру это удалось блестяще.
Но, несомненно, успех оперы – это прежде всего успех творческого состава исполнителей, известного и любимого публикой Кавминвод. Это Академический симфонический оркестр им.В.И. Сафонова под управлением Лауреата премии Президента России и лауреата международных конкурсов Димитриса Ботиниса, это Филармонический хор им. В И. Сафонова под управлением лауреата международных конкурсов Алины Мухамеджановой и замечательные солисты.
Партию Германа великолепно исполнил гость Госфилармонии — Заслуженный артист России, солист музыкального театра «Геликон-опера» под управлением Дмитрия Бертмана Вадим Заплечный, партию Лизы – лауреат международных конкурсов Елена Филимонова, графини – Элеонора Кипренская. Аплодисментами зал приветствовал Заслуженного артиста республики Калмыкия Михаила Ходжигирова, Лауреатов международных конкурсов Сергея Майданова, Евгения Сина и Анну Гузаирову, Дипломанта III Национальной оперной премии «Онегин» Наталью Старкову, Дипломанта международного конкурса Наталью Говорскую и Всероссийского конкурса — Юлию Колеватову,а также теноров Ивана Безбородова, Ивана Буянца и Виктора Журавлева — исполнителя партию офицера Чекалинского, а также помощника режисера.
Сюжет, который лег в основу оперы, был Александру Пушкину навеян рассказом молодого князя Голицына. Князю довелось вернуть себе большой проигрыш благодаря совету его бабушки — известной в московском обществе «усатой княгини» Н. П. Голицыной, якобы подсказавшей внуку выигрышные три карты. Пушкина вдохновила тема непредсказуемой судьбы, фортуны, рока, привлекавшая его, как и многих других романтиков.
Действие происходит в Петербурге в начале XIX века. Герман, уже заболевший азартом карточной игры, узнаёт о существовании беспроигрышной комбинации из трех карт, секретом которой владеет старая графиня. Лёгкие деньги манят героя, и он решает выведать секрет у Лизы — юной воспитанницы графини, воспользовавшись искренней влюбленностью наивной девушки. Лиза, несмотря на помолвку с горячо любящим ее князем Елецким, поддается лживым словам и ухаживаниям Германа и соглашается на тайное ночное свидание. Она передает любимому ключи от покоев своей опекунши. Но Герман, увлеченный открывшейся перспективой огромного выигрыша, направляется не к Лизе, а в спальню графини, у которой требует открыть ему заветную карточную комбинацию. Встретив же сопротивление старой женщины, он в гневе угрожает ей пистолетом, и графиня падает замертво, так и не назвав нужных Герману карт. Однако позже в казарме ему является ее призрак, и. Герман слышит слова: «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют сряду. Запомни! Тройка! Семёрка! Туз!».
К Герману приходит Лиза, готовая бежать с любимым, но увидев его в состоянии безумия, все понимает. Однако любовь и надежда берут верх, и она назначает ему свидание на набережной. Ждать приходится долго, Герман появляется, когда часы уже бьют полночь, а девушка окончательно теряет надежду. И даже повторяя за ней слова любви, он явно одержим другими мыслями — об игорном доме: «Там груды золота лежат и мне, мне одному они принадлежат». Его безумие усиливается, он даже не узнает Лизу, а она убеждается, что Герман виновен в смерти ее опекунши. В результате Герман в азартном возбуждении убегает в игорный дом, а Лиза в отчаянии бросается с моста в воду.
Но вожделенные карты, названные призраком, становятся роковыми для Германа. Ему удается выиграть дважды подряд, назвав тройку и семерку, но при игре против князя Елецкого он терпит крах: вместо ожидаемого им беспроигрышного туза у него в руках оказывается дама пик. Глядя в шоке на карточное изображение, Герман в лице пиковой дамы видит черты умершей графини. Проклиная старуху, терзаясь воспоминанием о так сильно любившей, но погубленной им Лизе, он обрывает свою жизнь. Однако орудием самоубийства в новой постановке оперы ему служит не пистолет, а нож.