В минувшую субботу Академический симфонический оркестр Северо-Кавказской государственной филармонии имени В.И. Сафонова порадовал любителей классики произведениями замечательного немецкого композитора, автора десятков произведений для фортепиано, органа, голоса, камерного ансамбля и симфонического оркестра Иоганнеса Брамса.
Концерт, посвященный выдающемуся пианисту и дирижеру Романтического периода, стал второй монографической программой из четырех, которые в этом году были подготовлены Госфилармонией для традиционного Международного фестиваля имени В.И. Сафонова. Первой, о которой мы рассказывали, была монография Антонина Дворжака, прозвучавшая в предыдущую субботу.
На этот раз оркестр под управлением главного дирижера Госфилармонии Димитриса Ботиниса как всегда блестяще исполнил Симфонию № 3 фа мажор. 90 Иоганнеса Брамса, написанную композитором летом 1883 года в Висбадене со скоростью, многих удивившей. Некоторые исследователи предполагают, что в ней композитор использовал эскизы ранних лет. Премьера состоялась 2 декабря 1883 года в Вене под управлением Ганса Рихтера, который сравнивал ее с Героической симфонией Бетховена. В январе следующего года она три раза подряд прозвучала в Берлине под руководством друга молодости Брамса, знаменитого скрипача Йожефа Иоахима. В начале 80-х годов Брамс находился на вершине славы, был первым симфонистом Австрии и Германии, был окружен множеством верных поклонников из среды профессиональных музыкантов и просвещенных любителей. А Ганс фон Бюлов, известный дирижер и пианист, который выделял в истории немецкой музыки трех композиторов, «три Б»: Бах — Бетховен — Брамс, — повторил эту симфонию дважды за один вечер в Мейнингене. «Превращать огонь, затаенный в твоих произведениях, из скрытого в видимый — это любимое занятие… всецело преданной тебе дирижерской палочки», — написал Бюлов в письме к Брамсу. А 17 февраля 1885 года сам Брамс исполнял Третью симфонию с прославленным оркестром Гевандхауза в Лейпциге. Приглашение дирижировать ею композитор получил даже из Франции, где музыка Брамса тогда еще не получила распространения…
Но вернемся под своды зала имени А.Н.Скрябина, где также бурю аплодисментов вызвало другое произведение Брамса — концерт № 1 для фортепьяно с оркестром в исполнении заслуженного артиста России, Лауреата Всесоюзного конкурса в Ленинграде (1977), международных конкурсов в Сантандере (Испания, 1978), Монреале (Канада, 1980), обладателя Первой премии и золотой медали конкурса в Токио (Япония, 1986), солиста Московской Государственной Академической Филармонии Андрея Диева. Премьера этого концерта, в котором солировал сам Брамс, состоялась в январе 1859 года в Ганновере, затем в Лейпциге, однако публика не приняла непривычную, наполненную глубоким смыслом и сильными страстями «симфонию с фортепьяно». Зато через три месяца, в марте того же года в Гамбурге этот концерт прошел с большим успехом, и в наши дни он остается одним из самых популярных концертов в мире. Кисловодская публика не стала исключением: в зале долго не смолкали овации солисту, оркестру, дирижеру за блестящее, виртуозное исполнение музыки Иоганнеса Брамса.
А мы напоминаем поклонникам классической музыки о том, что в следующую субботу их ждет монографическая программа еще одного знаменитого немецкого композитора — Феликса Мендельсона.
Видео: Наталья РОЖНОВА