Татьяна БУЛГАКОВА: «ВТИСНУТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЯЗЫКОВУЮ ФОРМУ. ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ И МУЗЕЯМ КМВ»

Татьяна БУЛГАКОВА: «ВТИСНУТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЯЗЫКОВУЮ ФОРМУ. ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ И МУЗЕЯМ КМВ"      «Творить искусство и созерцать искусство — действия, у которых гораздо больше общего, чем это обыкновенно принято считать. Творческая фантазия соотносится с воспринимающей фантазией так, как соотносятся друг с другом шестерёнка и привод…»

У знатока талант припоминания. «У него хорошая память на визуальные впечатления, но вовсе не потому, что он жадно всё заучивает наизусть, а потому, что он душою отдаётся наслаждению созерцания, пребывая в возбуждении, которое как воск размягчает грифельную доску памяти».

«Об искусстве и знаточестве» Макс Фридлендер

1._A.Hachatryan_Semya.jpg

Татьяна БУЛГАКОВА: «ВТИСНУТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЯЗЫКОВУЮ ФОРМУ. ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ И МУЗЕЯМ КМВ"

«Семья» А.Хачатрян

Попалась мудрая книга, и ты призадумался, а может и не стоит описывать то, о чём художник уже всё рассказал своим пластическим языком для каждого в отдельности. Кто бы не посмотрел картину — прочтёт её по-своему.

«Само писательство об искусстве, постигаемом интуитивно и чувственно, дело практически абсурдное: «Чувства подобны бабочкам, достаточно насадить их на острие слова, чтобы жизнь тут же улетучилась из них. Всё сказанное об искусстве звучит как дурной перевод».

И всё ж…

Вспомните вереницу выставок — и чудесное ароматное послевкусие образов захватит вас.

Очень требовательно к выставляемым работам в фойе Северо-кавказской государственной филармонии относятся их устроители.

2018 год запомнился шокирующими работами, представленными на персональных выставках Арутюна Хачатряна и милыми сердцу кисловодчан работами Виктора Одина. Редко, когда столько разных мнений, столько дискуссий вызывают выставки полотен. Персональная выставка «Симфония ночи» Арутюна (Арут) Хачатряна — члена Союза художников Армении, члена Союза художников России. Его смелые, откровенные работы «повествуют о Человеке, вдохновленном Любовью и Музыкой».

Маленькое полотно «Семья» — образ, который отпечатывается в памяти и перечёркивает все крикливые политические шоу, делает фейковым всё вокруг. Так о жизни молодой семьи может сказать художник, который в своём творчестве правдив, и его эмоциональный посыл создаёт свой контекст понимания всего, что происходит вокруг.

2._V.Odin_Romashki._Peyzazh_2015.JPG

Татьяна БУЛГАКОВА: «ВТИСНУТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЯЗЫКОВУЮ ФОРМУ. ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ И МУЗЕЯМ КМВ"

«Ромашки.Пейзаж» 2015г. В.Один

Редкий коллекционер, приехавший на отдых в Кисловодск, не увозит с собой полотна Виктора Одина — члена Союза художников России, Международной Ассоциации изобразительных искусств-АИАП ЮНЕСКО(с 2015г.).

В фойе курзала на персональной выставке Виктора Одина мое внимание привлекло прекрасное полотно «Ромашки. Пейзаж.»

Цветы на переднем плане написаны с очень близкого расстояния, что напоминает такой же план картины А.А. Пластова «Сенокос», но там детализация каждой травинки, каждого цветка придают сочную свежесть молодым цветам, создавая воздушную плотность полуденной жары. Сам Пластов вспоминал: «Когда я писал эту картину, всё думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся — смерть кончилась, началась жизнь.»

В картине В.М.Одина, написанной в 2015 году, в год празднования семидесятилетия со дня окончания Великой Отечественной войны, — прозрачность горного воздуха прорисована сияющей гаммой: фактурными мазками белого, зелёного, голубого. Взгляд молодого художника уводит нас в даль, внимание перемещается вслед за энергично прорисованным пространством гор.

3._V.N.Arzumanov_Nochnoy_peyzazh_2015.jpg

Татьяна БУЛГАКОВА: «ВТИСНУТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЯЗЫКОВУЮ ФОРМУ. ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ И МУЗЕЯМ КМВ"

«Ночной пейзаж» 2015 г. В.Н.Арзуманов

Можно сойти с ума, вкладывая в уходящее мгновение столько надежды и веры в будущее. Автор столь оптимистичен, что через переданную им пронзительную, звенящую чистоту воздушного пространства высокогорья, искажающую зрительное восприятие перспективы летнего дня, несмотря на умирающие от полуденного зноя ромашки на переднем плане, — присоединяет взгляд смотрящего к голубому небу, покрытому белыми полупрозрачными облаками, не несущими ни грозы, ни снега.

Можно перечислять титулы, а можно просто прийти в выставочный зал города Пятигорска и сразу подпасть под образный язык Мастера. Ведь величина художника в тебе, в тебе — созерцающем. Когда художник предстаёт в новом обличии, в новой манере написания он вызывает в тебе чувство припоминания твоего видения и вчувствования в тот момент жизни, который промелькнул в череде секунд.

И вот оно, возвращение к тебе. Тот миг, да этого до боли узнаваемый, тяжёлый, фиолетовый, только теперь ты и понимаешь, что всё было «фиолетово», как выражается молодёжь. Крыши знакомых с детства домов и миг такой неописуемой тоски-грусти

«Ночной пейзаж» 2015 год. Валерий Николаевич Арзуманов. Народный художник России.

4._V.N.Arzumanov_Elbrus_2015.JPG

Татьяна БУЛГАКОВА: «ВТИСНУТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЯЗЫКОВУЮ ФОРМУ. ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ И МУЗЕЯМ КМВ"

«Эльбрус» 2015 г. В.Н.Арзуманов

Для жителей Юга России встреча с произведениями живописца такого уровня -всегда событие. Для его многочисленных учеников (Валерий Николаевич создал и 25 лет возглавляет Ставропольское краевое училище дизайна в г.Пятигорске) – это слово Мастера, картина как отзвук гармонии мира. Для его коллег — это восприятие чего-то совершенно нового, это заметный шаг в развитии самого художника, тема для долгих разговоров. Для коллекционеров — случай переосмысления направления движения художника В.Н.Арзуманова. А для зрителей – праздник, встреча с полотнами-образами.

«Эльбрус». 2017 год. Сколько восторгов вызвано непомерно огромным борщевиком на фоне могучего Эльбруса. Вечность, заслонённая всё разрастающейся глупостью. «Глупость-борщевик»- токсичен. Ожоги от его сока на теле человека приносят такую же боль, как и глупость на теле общества.

Смотришь на полотно и невольно вспоминаешь другой образ великого мастера слова: «На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. … если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь”.

Стоишь перед пейзажем, а читаешь другую историю. Итория – призыв мастеров кисти и пера: «Есть такое твердое правило, – сказал Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

5._V.K.Sipovich_Kislovodskiy_dvorik_2018_iz_serii_Ischezayushchie_vidy.JPG

Татьяна БУЛГАКОВА: «ВТИСНУТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЯЗЫКОВУЮ ФОРМУ. ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ И МУЗЕЯМ КМВ"

«Кисловодский дворик» 2018 г. В.К.Сипович. Из серии “Исчезающие виды”

Услышать, что рассказывает картина, можно только в тиши выставочного зала. Одни картины кричат, как бабы на базаре, другие шепчут. Но есть и совершенные молчуны. И только долгий взгляд застывшего перед такой картиной зрителя оживит ту эмоцию, которая сама расскажет о себе.

Образ «Кисловодского дворика» В.К.Сиповича из серии “Исчезающие виды” бередил мое воображение уже полгода. Когда образ тебя всё время подталкивает к его осмыслению — это как звучащая в тебе музыка, которая вдруг, непонятно, по какой команде, начинает звучать в тебе, так и образ этого дворика.

Первоначально это была такая очень интересная картина, написанная в приглушенных тонах в сферическом окаймлении, как в объективе фотокамеры, что придавало образу некую ностальгию по ушедшим временам. Эта была такая машина времени в «бедность нашего детства», и вдруг, что это? Я её прочла как гимн безысходности, как иллюстрацию к Ахматовским строчкам: «Я не была здесь лет семьсот,/ Но ничего не изменилось…»

Эта картина дышала свежестью, яркие краски привлекали взор и вызывали совсем другие ассоциации — картина закричала яркостью нищеты, ушла надежда на другое жильё. Не снесли и бараки, а этот дом подкрасили, а жить как хочется — ВЕСНА!

Мы не видим, но слышим щебет птиц, прозрачный весенний воздух приукрасил краски, небо задышало синевой, деревья застыли в ожидании, нарастающая волна воспоминаний нахлынула и приукрасила голодное счастливое детство, «когда деревья были большими», а вход под арку во двор очень высоким. Нечаянно выпавший снег в этом теплом и светлом курортном городишке — напоминание о светлых минутах, которых было не так много, как не бывает много снега на Юге, но он приносит небывалое чувство тоски-радости, выраженное в стихотворении Евгения Евтушенко: «Идут белые снеги/ как по нитке скользя/Жить и жить бы на свете,/ но, наверно, нельзя…»

6._E.K.Gorin_Arhyz_2018.JPG

Татьяна БУЛГАКОВА: «ВТИСНУТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЯЗЫКОВУЮ ФОРМУ. ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ И МУЗЕЯМ КМВ"

«Архыз» 2018. Е.К.Горин

Мучительно всматриваясь в свои воспоминания, повторяешь за поэтом, разглядывая картину Владимира Константиновича Сиповича: «Я не верую в чудо,/ я не снег, не звезда,/ и я больше не буду/ никогда, никогда…»

Не торопитесь. Застыньте пред одной из картин в Кисловодской Нарзанной галерее. Что нужно вам — только уделить внимание, застыть, тихо попивая живительную минеральную воду-нарзан. А картины Евгения Горина сами выберут того, кто им нравится. И вы почувствуете, что они вас ИЗБРАЛИ, когда вдохнете приторный запах цветов в вазе или чуть уловимый аромат цветущего куста; свежесть воздуха Архыза. Или вы вдруг залюбуетесь красотой пожилой цыганки.

А если вам тесно в зале, то выйдете на воздух, прогуляйтесь около Кисловодской питьевой галереи между рядами минивыставок художников или тех, кто хочет ими называться, и выберете прекрасное семейство фиолетовых баклажанов художника Алексея Лаврикова. Утончённый ценитель увидит сюжет Святого семейства за фиолетовой гаммой овощей. Или замрите от сказочности картин Виктора Фёдоровича Комарова.

В Пятигорском Доме -музее М.Ю. Лермонтова проходила выставка Юрия Арамовича Багдасарова «Армянский лексикон”, как такой легкий аперитивчик, который позволяет завязать беседу, обменяться новостями, улыбнуться и расслабиться. Изумительна такая галерея образов людей одной национальности, когда о себе можно рассказать всё, потому что все вокруг армяне и не осудят, а улыбнутся, засмеются и расскажут тоже что-то такое же о себе.

Это такой кружок друзей, которые усаживаются на старую повозку и едут в вечность («Повозка. Арцах»): армянин с зашитым на видном месте головным убором, где эта деталь и делает лицо характером, а не общеизвестный армянский нос; а эти дышащие энергией жизненного оптимизма лица («Мужчины нашего квартала»).

7._Yu.A.Bagdasarov_Povozka._Arcah.jpg

Татьяна БУЛГАКОВА: «ВТИСНУТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЯЗЫКОВУЮ ФОРМУ. ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ И МУЗЕЯМ КМВ"

«Повозка.Арцах» Ю.А.Багдасаров

Сколько прекрасных, добрых и молодцеватых лиц со слегка застывшей иронией, с искоркой озорства, эдакие «мальчишки» — друзья детства, которые всегда придут на помощь: нужно сплясать — спляшут, нужно спеть — споют, нужно помочь — да не проблема. Сохранить дух своего народа, зафиксировать мгновение, показать через полуоборот фигуры соседа тяжесть жизни, через морщинистость лица каменщика — тяжесть денежной профессии…

Не продают больше на базаре свистульки. Нет шарманщиков, нет старьевщиков, нет армян-дворников, нет купцов…Но осталось неуловимое, как ветер, воспоминание детства о своей родине, об Армении, которое каждый армянин, где бы он ни жил, носит в своем сердце, которое делает его не похожим ни на какую другую народность, которое выделяет и возвеличивает его в самые трудные моменты жизни. Уловить дух целой нации способен только очень талантливый человек, такой, как заслуженный художник России Юрий Арамович Багдасаров.

Картины нужно приручать. Займитесь этим. Рецепт дан в книге Макса Фридлендера «Об искусстве и знаточестве»: «Нужно суметь чистой душою и всеми обнаженными чувствами уловить впечатление, с тем чтобы затем, оставив все предубеждения, без лишних размышлений, втиснуть его в языковую форму».

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.