Архитектура Кавказских Минеральных Вод – это отдельный мир, который поклонники прекрасного не случайно назвали «симфонией в камне». Не каждому дано ее слышать, а передать под силу разве только мастерам живописи и художественной фотографии. Заинтересованный взгляд обязательно выловит в зелени тихих старых дворов неброский, но сказочно красивый элемент рукотворной постройки: фронтон, консоль или карниз с каменным рисунком в виде амфоры, розетки, сохранившийся кусочек майолики, ажурную вязь кованых заборов. Присмотритесь к такому каменному цветку: его лепестки не повторяют друг друга, каждый из них вырезан тщательно, с любовью, его изгиб может даже поведать о настроении своего создателя, порой передавая едва заметную крохотную ошибку резца. Это старинные особняки и жилые дома, придающие улочкам каждого города-курорта Кавказских Минеральных Вод особенное очарование, свой собственный, неповторимый архитектурный облик. Построенные из местного камня и украшенные руками искусных умельцев-камнерезов, они не подвластны разрушительной силе времени и его вездесущих помощников — мха и растений-камнеломок. И пусть нам не дано сегодня узнать о драмах, которые разыгрывались внутри этих стен, не дано расслышать раздававшихся здесь шагов и голосов, страстных признаний, слез и смеха, тайн, которые некогда эхом отозвались в каменных плитах – в них же, молчаливых свидетелях прошлого, они теперь надежно запечатаны и навсегда скрыты от нашего любопытства.
Однако это же прошлое щедро одарило нас и теми изумительными шедеврами зодческого искусства, которые, завораживая своей красотой, по-прежнему остаются неотъемлемой частью курортной инфраструктуры и гордостью Кавминвод.
В октябре 1822 года обустраивать Горячие, Кислые и Железные воды из Петербурга прибыли два гениальных итальянских зодчих – рожденные в Швейцарии братья Бернардацци, ставшие первыми зодчими КМВ, создавшие на Ставрополье около полутора сотен восхитительных архитектурных памятников. Джузеппе, архитектор по специальности, увлеченно занимался разработкой проектов, а их практическое осуществление легло на плечи опытного и талантливого строителя, каменных дел мастера Джованни. Широко используя в качестве строительного камня имевшийся в избытке местный травертин, напоминавший им сооружения древнего Рима, они до неузнаваемости преобразили пустынную, скучную долину горы Машук. По ней протянулся широкий курортный бульвар, окруженный новыми усадьбами, на горных скалистых склонах, так похожих на альпийские, появились прекрасные скверы с цветниками, аллеи, каменные гроты, ротонда, получившая название «Эоловой арфы». Были построены Ресторация, в которой сегодня расположен Пятигорский НИИ Курортологии, Лермонтовские ванны и парк Цветник напротив них, дом для неимущих офицеров, в котором сейчас находится курортная поликлиника, Казенный сад, теперь известный как Парк культуры имени Кирова, и множество других шедевров архитектуры. Братья, двадцать лет с потрясающей любовью и ответственностью создававшие изумительную красоту курортного края, остались в нем навсегда: они похоронены на старом пятигорском кладбище «Некрополь».
В 1844 году князь Михаил Воронцов привез из Крыма талантливого, трудолюбивого и очень скромного молодого зодчего — англичанина Самуила Уптона, который продолжил дело, начатое братьями Бернардацци. За19 лет работы Уптона главным архитектором КМВ по его проектам было создано множество зданий, восхищающих нас сегодня совершенством архитектурных форм: перестроена старая военная крепость в Кисловодске, возведена галерея источника № 17 в Ессентуках, в Пятигорске построены Теплосерные ванны; деревянная галерея в мавританском стиле над Михайловским питьевым источником и великолепная белокаменная Елизаветинская галерея, переименованная впоследствии в Академическую, а собственный дом Уптона на Горячей горе, в котором сегодня располагается санаторий «Горячий ключ», продолжает удивлять своей оригинальностью и необыкновенным вкусом. Его архитектурные творения в готическом английском стиле, со шпилями, напоминающие романтичные средневековые замки, легко узнаваемы – как великолепное здание Нарзанной галереи в Кисловодске, выполненной в форме ключа, словно открывшего строительные работы по обустройству знаменитого курорта.
Более сотни проектов осуществил на КМВ известный архитектор и инженер Иван Байков — недооцененный властью творец, профессионал, энтузиаст и трудоголик: это, в частности, здание Народных ванн в Пятигорске и серно-щелочных ванн в Ессентуках, роскошная гостиница «Грандотель », павильон «Храм воздуха» и очаровательная читальня в Кисловодске — и многие другие.
Огромный вклад в создание неповторимого облика городов-курортов внесли архитекторы Управления Вод братья Николай и Владимир Семеновы. По их проектам были, в частности, построены такие прекрасные здания как «визитная карточка» Кисловодска — знаменитая изящная, белоснежная Колоннада и по-восточному роскошный дворец Эмира Бухарского в Железноводске — сейчас корпус санатория имени Э. Тельмана.
Одним из самых знаменитых шедевров архитектуры Кавминвод, неизменно привлекающих и изумляющих гостей курортов и экскурсантов, является грязелечебница в Ессентуках, выполненная в римском стиле из кисловодского камня по проекту петербуржского архитектора-художника Евгения Шреттера.
В центре же Кисловодска, открытом «ключом» Нарзанной галереи Уптона в разные годы вырос целый ряд интереснейших, различных по стилю архитектурных и исторических памятников, творений замечательных зодчих. Возведенное по проекту Николая Клепинина роскошное двухэтажное здание Главных нарзанных ванн, украшенное майоликой, уносит нас в экзотический мир востока и Индии. Вызов богатому декору прошлого бросает кубическое здание Октябрьских нарзанных ванн Павла Еськова, строившееся с 1926 по1928 год в стиле конструктивизма. Великолепное здание Курзала, более столетия назад созданное в стиле неоренессанса по образцу лучших европейских курортов молодым французским архитектором Евгением Дескубесом и украшающее район железнодорожного вокзала, теперь является главным зданием Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах.
Одним из памятников архитектуры, создающих неповторимое очарование Кисловодска, является великолепный лестничный ансамбль, соединяющий санаторий имени Серго Орджоникидзе с проспектом имени Ленина, построенный по проекту замечательного архитектора Ивана Леонидова. Составляя единое целое со скальным рельефом, он напоминает древнегреческий амфитеатр, гармонично дополненный изящным балкончиком, фонтаном, эффектными каменными нишами с колоннами и серповидными скамьями. Искусным сочетанием природы и зодчества, воды и камня восхищает курортную публику знаменитая Каскадная лестница. Построенная в 1934—1935 годах архитекторами Любовью Залесской и К. Шевченко, она является вторыми после Колоннады, верхними воротами Куротного парка. Это сооружение, выполненное из белого натурального местного камня, впечатляет целой серией цветников с водоемами и изящными фонтанчиками, декоративными бассейнами с капельными водопадами и красивейшими лестницами.
Мы перечислили лишь несколько самых известных памятников зодчества, их в курортных городах намного больше. И вся эта дивная красота, рожденная десятки и сотни лет назад, продолжает звучать для нас неповторимой музыкой, жить в уникальных творениях великих мастеров, вписавших в необыкновенную архитектуру Кавминвод свое имя, свою инженерную гениальность, творческую фантазию – и, конечно, горячую любовь к своей профессии и к этому прекрасному краю.