Умение маленького музея дарить глубокие эмоции. К 195-летию города-курорта Ессентуки

Умение маленького музея дарить глубокие эмоции. К 195-летию города-курорта Ессентуки Культура

Повод посетить Ессентукский историко-краеведческий музей имени В.П. Шпаковского, который расположен в небольшом особняке, некогда принадлежавшем священнику Д. Я. Карагачёву, — 195-летие со дня основания города-курорта Ессентуки.

Музей — это особый, каждодневно меняющийся мир, попадая в который, ты можешь зайти только в одну дверь, а оказаться в разных веках, в разных временах, в разных пространствах, с разными людьми…. Это мир, который по плечу вам, а, может быть, превращает вас в невидимого малюсенького муравья с полным непониманием, где он ползёт, но с полным пониманием своей миссии и цели.
А может быть, музейное пространство для вас мало, как малы наши провинциальные музеи. И тогда вы, как Гулливер, заглядывая в крошечные помещения, отыщите для себя повод поразмышлять, сопоставить, восхититься…

Умение маленького музея дарить глубокие эмоции. К 195-летию города-курорта Ессентуки
Андрей Новиков. «Огонь»

Нас заинтересовала выставка живописи и графики художников, проживающих в Ессентуках.
Пространство небольшого выставочного зала диктует восприятие картин.
Для зрителя важно всё в выставочном зале: кто выставляется, как развешаны картины, какой цвет у стен, сколько света и как он распределен, как дышит выставка, как общаются картины между собой … Важно, с кем смотришь, сколько посетителей, есть ли художники, у которых можно спросить что-то или довоображать всё самому. Шумно или тихо в зале. Играет ли музыка, и какая…. Запахи… Разговаривают взрослые громко или визжат дети….
А если открытие выставки — тогда все рады друг другу, и не до картин.
Нам повезло.

В выставочном зале стоял стол, за которым сидели три человека: маленькая девочка с бабушкой (молодой женщиной) и учительница рисования.
Всё: интим восприятия нарушен. Но именно незапланированная ситуация привнесла странное ощущение от картины Андрея Новикова «Огонь», на которой, как на рекламном баннере, нарисована смотрящая на огонь девочка. Ребёнок разодет, и даже с модными детскими часиками на руке, но — исчезло обаяние… Обаяние восприятия живописи. И была ли там живопись? Как в театре — живой ребёнок был так прекрасен в своем желании научиться рисовать, что внимание спускалось от картины к живым эмоциям, а они были интереснее всех картин этого художника.

Умение маленького музея дарить глубокие эмоции. К 195-летию города-курорта Ессентуки
«Зеленый спринт» 2016. Кабанцов А.И.

Учитывая законы восприятия — сразу же взгляд был нацелен на противоположную стену и устремлялся по диагонали к картинам Алексея Кабанцова.
Раздвоенность направления взгляда продиктована возможностью смотреть левым и правым глазом. Левый скользил по левой стене, где была вывешена информация о восьми художниках, представленных на выставке, а правый — приучал мозг находить собеседников в цветовом решении двух художников: Олега Чернова и Алексея Кабанцова. Потом глаза сфокусировались на двух картинах О.Чернова — «Курортный парк» и «Машук». Странное ощущение от колористики картин диктовало свое видение. Цвета отсылали воображение к диптихам европейских художников. Интрига белой шапки на Машуке диктовала свои версии.
Всё. Картина заинтриговала.
Перебежка на цветовой хаос Алексея Кабанцова воспринимается, как современное визуальное восприятие цветовых иллюзий проносящихся картин мира из окна автомобиля.

Да, так.
Так мы все видим то, что секунду тому назад отпечаталось в нашей образной памяти. Нужно помедитировать — пожалуйста, милости просим, присядьте, всмотритесь, расслабьтесь: это пространство для вашего совместного творчества с автором слепка с мгновения.
Быстрый взгляд на четвертую стену под арками: горы, горные пейзажи… И вдруг — глаза замерли.
Ты припомнил то чувство, охватившее тебя однажды в фойе Кисловодской государственной филармонии. Некий импульс неузнаваемости и таинственности, который исходил от одной из картин на выставке — это чувство неосязаемой тревоги. Тревожность снова захватила тебя.

Умение маленького музея дарить глубокие эмоции. К 195-летию города-курорта Ессентуки
«Вечер над зимними холмами» 2018 год. Виталий Макаров

Переходишь в другое маленькое помещение, и интимность пространства втягивает тебя в графические работы двух разных, но похожих художников: Виктора Ветрова и Сергея Кулешова. Рассматриваешь черно-белые зарисовки талантливых мастеров, восхищаешься, а припоминаешь картину «Зимний день» Гайдина А.Н, которую только что посмотрел в соседнем зале. Свежесть и морозность воздуха всё ещё заполняют пространство твоих лёгких.
На втором этаже небольшого особняка внимание привлекает картина Ю.В. Разумовской (1896-1987) « Ессентукский курортный парк» и удивляешься тому диалогу, который ведут два разных художника из двух веков.

Юлия Разумовская спокойно описывает нам живописный вид — неспешность жизни на курорте в 1938 году. Ландшафтное искусство фокусируется на естественной красоте парка Ессентуков, где природа дополнена беседкой, прекрасно вписанной в природу нашего региона: вдали виднеется Машук. Дополнительным элементом пейзажа художник выписывает молодых людей, спокойно восседающих на склоне холма. От пейзажа исходит спокойствие, которое создаёт привлекательность курортного отдыха.
Прекрасный ессентукский парк вдохновил и художника Олега Чернова. Казалось бы, этот же пейзаж ты только что видел на выставке, однако художник передает современный взгляд в виде диптиха: на первой картине в тех же красках показан парк, поменялся только ритм жизни наших современников, влюбленных в тенистые аллеи парка. Энергетика города-курорта исходит от его обитателей.
Но картина не о том….
Вторая часть диптиха — это городской пейзаж-взгляд на тот же Машук, но с воздушного шара или квадрокоптера, где на окраинах города ещё можно увидеть коров, насладиться разноцветьем осенней листвы, новыми корпусами санаториев…. Но что-то не вписывается в простое описание явлений, воздушные потоки уносят зрителя в другие пространства и переживания. Вихри облаков зависли над знакомой горой, создавая зрительный мираж…

 

Искусствовед Любовь Ягушевская находит, что «красота у Олега Чернова своя — трагическая и мужественная. Ведь жар души, ему свойственный, преображает предметы… Преображенные им явления и люди уже не могут иметь милый нам привычный изначальный смысл. Но та красота, которую он добывает беспримерным потрясением всего своего существа, дорогого стоит. Его красота приоткрывает нам новое бытие, лишенное повседневного умысла. Постигая ее, пусть и мучительно, мы становимся другими, чуть более, возможно, нервически чуткими, обостренными как после катарсиса”.

Т.Д.Булгакова

 

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Галина Викторовна!

    Татьяна Дмитриевна! Вы удивительная женщина и мир, который внутри вас!!! Вы всё увидели и всё очень интересно , и правильно, и талантливо , щедрыми мазками литератора , отобразили и отправили «нам » для познания и обсуждения!!!

    Ответить