Более 20 лет успешно действует в Пятигорском государственном университете психологическая служба. Теперь Межведомственная рабочая группа Минобрнауки РФ утвердила план создания в университетах единой разветвленной сети таких служб. Предложения по внесению изменений в ФЗ «Об образовании» и в подзаконные акты, которые обеспечат их повсеместное создание в системе высшей школы России, должны быть подготовлены уже к 30 декабря 2022 года.
По данным Министерства, до настоящего времени психологические службы с более чем одним психологом действовали только в 22 процентах вузов страны. Одна из старейших – психологическая служба ПГУ, созданная в 1999 году с целью способствовать успешному развитию личности, раскрытию ее уникальных способностей и воплощению их в жизнь, содействовать формированию гармоничных отношений человека с самим собой, пониманию себя и окружающих.
Все эти годы ею руководит опытный специалист, доктор психологических наук, профессор Светлана Владимировна Хребина. Служба функционирует на основе Устава университета, положения о психологической службе. Ее цель — комплексная и системная психологическая поддержка студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников.
Психологическая служба осуществляет в комплексе все виды деятельности: психологическое просвещение, профилактику, научно-организационную, диагностико-коррекционную и развивающую деятельность, групповое и индивидуальное психологическое консультирование. Но это не все: в ПГУ эта служба является базой научно-исследовательской и производственной практик, оказывает содействие обеспечению формирования у студентов профессионального самосознания и активной жизненной позиции.
Отметим некоторые особо значимые достижения Службы за период ее функционирования. Так, еще с 2003 по 2008 годы ею были инициированы и активно реализуются в настоящее время такие проекты, как «Великое будущее России», «Мечта-Цель-Результат», «Повышение себя$тоимости», которые направлены на повышение уровня конкурентоспособности выпускников вуза, компетентности в сфере межличностного взаимодействия, командной работы и креативного мышления.
Инновационным проектом деятельности Психологической службы ПГУ с 2008 г. стали разработка и внедрение компьютерных версий тестовых программ для диагностики компетенций первокурсников и выпускников, а также программ исследования профессиональных компетенций преподавателей для кадрового резерва вуза. Актуальной интерактивной формой работы Психологической службы является активное освоение Интернет пространства, что позволило значительно расширить количество запросов посредством заполнения электронной заявки через pgu.ru.
С 2009 г. активно развиваются психологические консультации в режиме онлайн, а также через электронную почту. Служба является инициатором и организатором курсов повышения квалификации, мастер-классов и творческих встреч с психологами-практиками, действующими в сферах образования, здравоохранения, бизнеса, в силовых структурах. Разработаны и реализованы программы повышения квалификации: «Психологическая программа профилактики наркотической зависимости и других социально-негативных явлений в молодежной среде», «Профилактика радикального поведения молодежи», «Кризисное психологическое консультирование», «Общая и практическая психология», «Психология безопасности, управления и кадрового менеджмента» и др.
Сотрудники Психологической службы приняли участие в работе Центра ПГУ по привлечению волонтеров для участия в организации и проведении 22 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи,
Были проведены занятия в рамках краевого проекта «Сборы командного состава краевых студенческих отрядов». Также реализована программа «Профориентация и подготовка волонтеров к ключевым спортивным событиям международного уровня; психологическая составляющая как неотъемлемая часть подготовки добровольца» в рамках Северо-Кавказского молодежного форума «Машук». Новым видом групповой психологической работы стал тренинг «Техники генерирования идей».
С 2015 г. Психологическая служба ПГУ активно включилась в обеспечение благоприятных условий образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями, систематически проводятся психологические исследования по изучению их потребностей, реализован инновационный проект «Активная позиция», оказывается психологическая помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций студентам с ОВЗ, родителям и педагогам.
Период пандемии коронавируса COVID-19 стал новым этапом обновления и оптимизации деятельности Психологической службы. Было проведено более 350 индивидуальных консультаций, начиная от вопросов межличностных отношений, переживания стресса, профессионального и личностного кризиса до поиска смысла жизни и реализации собственных возможностей, составлены и распространены психологические рекомендации для студентов, преподавателей и сотрудников вуза.
В настоящее время разрабатываются методические рекомендации по повышению уровня психологической культуры участников образовательного процесса, приобщению их к психологическим знаниям и созданию условий для полноценного личностного и профессионального развития. В этой связи Психологическая служба ПГУ постоянно дополняет возможности оказания психологической поддержки (проведение онлайн консультаций, вебинаров, дистанционной психодиагностики, создание психологических информационных ресурсов на различных платформах).
С целью профилактики и противодействия агрессии, радикализации молодежи, оформлению негативных молодежных субкультур Психологической службой ПГУ комплексно проводятся специальные социологические исследования и психолого-педагогические мероприятия. Созданы и запатентованы 3 авторские методики, которые успешно прошли апробацию в ряде университетов России и одобрены на уровне Минобрнауки Российской Федерации.
В соответствии со Стратегией университета Психологическая служба ПГУ активно работает над подготовкой выпускников нового типа – как преобразователей, лидеров-инноваторов. Для этого требуется решать задачи повышения адаптационных и мобилизационных возможностей студентов, расширения их представления о собственных способностях и качествах, минимизации стрессового состояния, формирования навыков успешного взаимодействия в команде и другие. Теперь эти цели ставятся и перед другими ВУЗами страны.
Сергей КРАСНОВ