«Ставропольская правда», 11.08.2015
Кисловодск – пробный шар решения проблем Кавминвод
Несмотря на объявленные парламентские каникулы, в Думе СК продолжается работа. До сентября надо многое подготовить, поскольку актуальные вопросы законотворческой деятельности с повестки не снимаются. Некоторые из них в беседе с корреспондентом «СП» комментирует заместитель председателя Думы края Юрий Гонтарь.
– На недавней планерке, Юрий Афанасьевич, вы говорили о необходимости ужесточения санкций в отношении тех, кто сжигает стерню после уборки урожая, нанося непоправимый вред природе и плодородию почвы.
– Я бы сказал так: жгут нашу кормилицу-землю! Жгут не по злому умыслу, а от безответственности! В народе говорят проще: от небольшого ума… Размеры штрафов, предусмотренные федеральным законодательством за такое варварское отношение к земле, столь невелики, что не могут остановить нарушителей. Для физического лица наказание от 1 до 1,5 тыс. рублей, для юридического – от 6 до 15 тыс. рублей. Объем ущерба при этом значения не имеет, да и не считает его никто. Согласно краевому законодательству об административных правонарушениях штраф для граждан определен в размере от 2 до 4 тысяч рублей, для должностных лиц – от 5 до 20 тысяч. Даже предусмотренное Минсельхозом РФ лишение несвязанной погектарной поддержки за сжигание соломы на полях не пугает некоторых сельхозтоваропроизводителей. Взять хоть нашумевший случай в Александровском районе. Потеря 30 млн рублей господдержки не остановила руководителя одного СХП. Что это, вызов? Кому? Действующим законам? Людям, живущим рядом с полем и вынужденным дышать отравленным воздухом? Выходит, проще бросить спичку, чем спрессовать солому в тюки… Жгут, не подумав о том, что выгорают не только остатки соломы, но и гумус, плодородный слой почвы, уничтожается фауна. Для восстановления одного гектара подвергшегося выжиганию поля необходимо 13 тонн органических удобрений. При таком варварском отношении к главному богатству Ставрополья – земле бессмысленной становится финансовая поддержка, выделяемая земледельцам для улучшения плодородия почв. Парадоксальная складывается ситуация: СХП портит поля, а государство, краевой бюджет изыскивают средства на их восстановление. И кстати, если грамотно запахать солому, одна тонна соломы равнозначна 3 – 4 тоннам органики. Кроме того, сжигание стерни снижает кадастровую стоимость земли. Это все равно что сознательно взять и изуродовать новую машину.
Поэтому с началом осенней сессии депутаты краевой Думы намерены вплотную заняться этой проблемой. В настоящее время изучаем опыт других регионов. Вполне вероятно, что в итоге может быть принят закон об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности на территории края. Возможно, это будет нормативный акт, приравнивающий факт сжигания соломы к чрезвычайной ситуации в пожароопасный период. В этом случае наказание вырастет кратно, до 500 тысяч рублей. При необходимости к такому шагу, думаю, готовы и губернатор, и Дума края.
– В продолжение аграрной темы такой вопрос: законодательная инициатива краевой Думы о необходимости принятия федерального закона о личных подсобных хозяйствах вышла, образно говоря, уже на восьмой круг. Хотя депутаты достаточно убедительно обосновывают необходимость ограничения количества домашних животных, которых можно содержать на своем подворье. Юрий Афанасьевич, почему федеральные законодатели никак не могут нас услышать?
– Да, проблему давно можно отнести к разряду «долгоиграющих». А если более точно, с законодательной инициативой ограничить количество овец, свиней, других животных на личном по-дворье в Госдуму пытался выйти еще второй созыв депутатов Думы края. Понятно, что большое скопление живности на одном подворье мешает соседям. А несоблюдение санитарных норм создает опасность возникновения зооэпидемий. С этим мы уже сталкивались. Учитывая специфику нашего края, неурегулированность этого вопроса может стать и многократно уже была той искрой, которая способна зажечь в том числе и межнациональный конфликт. Когда костер уже пылает, мало кто будет разбираться в истинных причинах междуусобицы. На первый план выходят амбиции, а экономические причины конфликта прячутся в тень. Хорошо еще, если не найдутся недоброжелатели, способные распалить воображение сторон до открытого противостояния.
На мой взгляд, для Ставрополья в особенности назрела необходимость законодательного акта о ЛПХ. Как, впрочем, и для ряда других субъектов. Проблематика особенно актуальна для республик СКФО, Волгоградской, Астраханской областей, Калмыкии и ряда других регионов. Требуется простое действие – назвать цифру поголовья, за которой начинает действовать требование зарегистрироваться в качестве предпринимателя для ведения законной экономической деятельности. Особенно это актуально для восточных районов края.
Отвечу и на вторую часть вопроса: почему до сих пор федеральный законодатель нас не услышал. Россия большая и разная. Если для нас эта проблема одна из самых злободневных, то это не означает, что она так же важна для Калининградской области или Крайнего Севера. Понятно, что решение об уровне ограничений необходимо отдать регионам: на месте виднее, как поступить. Но этого не сделать без принятия рамочного закона на федеральном уровне. А пока ждем…
– Дела обстоят так, что ставропольская земля, находящаяся в федеральном управлении, зачастую попадает в разряд самой беспризорной и обездоленной. При этом у краевой власти недостает полномочий и возможностей, чтобы поправить дело. Что вы об этом думаете, Юрий Афанасьевич?
– В крае 270 тысяч гектаров отличных земель находятся в федеральном управлении. Это земли бывших опхозов, спецхозов, племхозяйств, которые традиционно выделялись из общего ряда наличием лучшей сельхозтехники, больших площадей орошаемых земель, соблюдением баланса производства продукции растениеводства и животноводства. Через региональное территориальное представительство Росимущества ими управляют сегодня из Москвы. По сути, эти земли «бултыхаются» без нормального хозяина. Их передают из рук одного арендатора другому. А в итоге земли истощаются, мелиоративная система приходит в негодность. А о племенных хозяйствах, которые гремели на весь Союз, и говорить не приходится. Краевая власть крайне заинтересована возродить эти хозяйства. И только поэтому из краевого бюджета по-прежнему выделяются дотации на поддержку племенного дела. Все ради того, чтобы эти хозяйства сохранили племенную ориентацию и экономику. И логично, и целесообразно передать эти земли (это касается и спецхозов) в краевую собственность. Разве из Москвы удобно заниматься племенным делом?! Мы знаем ситуацию, нам виднее, кому и на каких условиях передать их в хозяйственное управление. Причем на проблему можно посмотреть и шире. Передать под юрисдикцию края логично было бы всю землю, находящуюся в госсобственности, собственность на которую не разграничена. Это так называемые фонды перераспределения земель. Вместе с федеральной землей общий клин равен 1 млн 300 тыс. гектаров. Движение земли необходимо держать под контролем, это спасет от многих необдуманных решений, в том числе коррупционных, убережет от негативных событий, связанных с оборотом земли. Так считает губернатор Владимир Владимиров, выступивший с подобной инициативой. Так считает и большинство депутатов краевой Думы. Однако на федеральном уровне наша законодательная инициатива (кстати, автором ее был губернатор края) пока что не находит положительного отклика. Думаю, что существует достаточно сильное лобби в Минсельхозе РФ либо в его отраслевых структурах. То есть решение тормозится на уровне клерков. Мне напоминает этот понятный и назревший вопрос проблему с отмененными пригородными электричками. Тогда президент в сердцах сказал: ды вы что, с ума сошли?.. И электрички пошли.
– Юрий Афанасьевич, что вы думаете о достаточно уже нашумевшем законопроекте о Кавминводах, разработанном Министерством по развитию Северного Кавказа? Неужели реальна перспектива его принятия, учитывая, что его содержание, мягко говоря, желает лучшего, а если точнее – может откровенно навредить благополучному развитию курорта федерального значения?
– Нулевое чтение на уровне общественных палат Ставропольского края и Российской Федерации показало, что закон не просто сырой, не учитывающий реальных потребностей КМВ, но и откровенно игнорирующий перспективу достижения курортной отраслью уровня мировых стандартов, решения насущных, «горящих» проблем региона. Вопросов множество. За какую статью ни возьмись. Претензии к законопроекту предъявлены серьезные и обоснованные. Я сомневаюсь, что президент страны не знал об этом «холостом выстреле». Знал. В этом меня убеждает поручение, данное им российскому правительству, подготовить проект социально-экономического развития Кисловодска. Это будет своего рода концепция, как надо решать проблемы курорта в целом, пробный шар, который вбрасывает президент, чтобы на примере Кисловодска понять, как развязать запутанные узлы проблем, какие финансовые затраты потребуются. Глава государства четко сформулировал идею: предусмотреть все необходимое, чтобы город-курорт соответствовал званию федерального. При этом на первом месте должны стоять создание надежной коммунальной инфраструктуры, переселение людей из аварийного жилья, доля которого уже перевалила за 30 процентов от общего фонда, сохранение гидроминеральных и бальнеологических ресурсов. Надо вернуться к вопросу об ограничении регистрации в городах-курортах. Антропологическая нагрузка уже зашкаливает. Надо возродить систему государственной ответственности за состояние подземного гидроминерального баланса. Решение Правительства РФ о приостановке приватизации государственного контрольного пакета акций акционерного общества «Кавминресурсы» было в свое время принято по настоянию краевой власти. Нам удалось тогда убедить, что подобное развитие событий опасно для судьбы курорта. Кавминводы – это народное достояние России. Уникальное и ценнейшее. По большому счету, Воды должны стать одной из основ здоровья нации. В этом вопросе обе ветви власти края, и законодательная, и исполнительная, объединили свои усилия.
Людмила КОВАЛЕВСКАЯ