Николай БЛИЗНЮК
С ходом реконструкции одного из красивейших исторических зданий Кисловодска – Главных нарзанных ванн, ознакомились члены Общественного совета, представители администрации города и журналисты.
Построенное в 1903 году по проекту инженера Клепинина здание в мавританском стиле более ста лет было главным украшением Курортного бульвара Кисловодска. Но последние два десятка лет, глядя на памятник культурного наследия, хотелось плакать. Из-за почти полностью сгнивших коммуникаций и оконных рам огромное здание с начала нынешнего века обезлюдело. А потому стало разрушаться еще быстрее. Мозаики, авторство которых приписывают выдающемуся русскому художнику Михаилу Врубелю, наполовину осыпались; накренились, грозя обрушиться, знаменитые индийские башенки. Местами в нижней части стен даже кирпич выкрошился.
Ни городу, ни региону такой ремонт был не под силу. Да и памятник-то федеральный. Благо, два года назад подоспела федеральная программа, и нашелся мощный инвестор. И вот с прошлого года на принципах государственно- частного партнерства началась реконструкция. Помню, какой шум подняли общественники, когда с фасада огороженного забором и обшитого строительными лесами здания исчезли две индийские башенки. Чуть ли ни в прокуратуру побежали жаловаться. Но вскоре выяснилось – с башенками работают в реставрационной мастерской.
Потом еще не раз били тревогу по поводу реставрации наружных стен здания и гражданские активисты, и журналисты. Но вот осенью прошлого года, когда сняли забор и строительные леса, народ присмотрелся и признал: обновленный фасад Главных нарзанных ванн смотрится весьма и весьма неплохо. Но червячок сомнения продолжал подтачивать общественное мнение: «А что внутри здания творит частный инвестор? Не собирается ли он превратить оздоровительное учреждение с вековой историей в новомодный бутик?».
И вот впервые широкой общественности представилась возможность своими глазами увидеть внутренности нынешних Главных нарзанных ванн и из первых уст услышать, какая судьба уготована старинному лечебному учреждению.
Непростую обязанность проводника генподрядчик возложил на инженера Алима Георгиева. Он пояснил, что проект реставрации выполнила московская фирма «Спецпроектреставрация», которая имеет все допуски и лицензии для работы с памятниками культуры и архитектуры. И этот проект полностью прошел государственную экспертизу. Генподрядчик – сочинская компания ООО «Югдомстрой».
– Основное требование: сохранение внутреннего пространства без изменения конструктива, – пояснил Алим Георгиев. – Мы лишь имеем право разгораживать большие помещения легкими перегородками из гипсокартона.
Однако помимо этого строителям приходится учитывать и множество других ограничений. Так, пол в огромном холле на первом этаже, через который постоянно ходят рабочие и возят в тачках стройматериалы и где началась наша импровизированная пресс-конференция, тщательно укрыт полиэтиленовой пленкой. Оказывается, охранным обязательством предписано сохранить устилающую его кафельную плитку, которой больше ста лет. Среди множества окон здания практически нет двух одинаковых. Изменять конструктив, то есть подгонять оконные проемы под единый размер, запрещено. Поэтому, как рассказал Алим Георгиев, с каждой оконной рамы делают индивидуальные лекала и отправляют их в Ростов-на-Дону. Там местная фирма изготавливает точно такие же рамы из твердых пород дерева.
По словам нашего провожатого, внутри здания постоянно работают около 50 человек. Работа кипит: сыплются искры сварки с массивной металлической конструкции, укрепившей внутренний дворик, стучат молотки, повизгивают пилы. За прошлый год внутри здания удалось сделать главное – полностью обновили все коммуникации. Сейчас полным ходом меняют окна, двери и раскрошившуюся лепнину на их точные копии.
Уже вполне можно было бы вести отделочные работы, но…
– Пока «Лукойлэнерго» не включил в здании тепло. Из-за этого мы не можем шпаклевать, красить, клеить обои. Предварительно планировали закончить все работы в конце весны. Но в строительстве частенько возникают непредвиденные обстоятельства. Поэтому жестких сроков мы не устанавливаем, однако в любом случае реставрацию полностью закончим в 2018 году, – заверил представитель генподрядчика.
Что касается функционального предназначения возрожденного здания Главных нарзанных ванн, то оно, по словам Алима Георгиева, останется оздоровительным. На первом этаже будут медицинские кабинеты и традиционные нарзанные ванны, а на втором – комнаты для отдыхающих. Несколько из них уже готовы – с отделкой и всей сантехникой. Есть даже «выставочный экземпляр» – с диванчиком, шторами, застеленной постелью и ночником на тумбочке. Не роскошно, но весьма и весьма уютно.
Покидая здание, и должностные лица, и общественники были настроены весьма благожелательно. Так, известный краевед Вячеслав Яновский отметил:
– Я убедился, что реставрацию ведут профессионалы. Поэтому, думаю, все, что можно сохранить, они сохранят.
С его мнением солидарен и директор Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» Сергей Лузин.
Фото автора.
Источник: http://www.stapravda.ru/20180212/sudba_narzannyh_vann_kislovodska_posle_remonta_117587.html
К сожалению, журналист Близнюк выхватил мои слова из контекста. Я дал положительную оценку только работе по интерьерам. И только об интерьерах я говорил на той встрече. А вот к наружной реставрации я отношусь критически, за исключением некоторых отдельных моментов. В частности, отрицательно отношусь к использованию исторически неаутентичных материалов. А из содержания статьи можно подумать, что я в восторге от всей реставрации в целом.