В наши дни далеко не всем известно, что Михаил Лермонтов был не только гениальным поэтом, но также прекрасным художником, который умел и передать эмоции своего героя в стихах, и воплотить их на холсте. Живопись и рисование были страстным увлечением поэта: как рассказывали в семье, даже более ранним, чем поэзия, он изображен с мелом в руке даже на детском портрете неизвестного художника.
Представленная в Нарзанной галерее «выставка-путешественница», как ее любовно называют лермонтоведы, уже побывавшая в России и за рубежом, включает около двадцати репродукций из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, в том числе автопортрет М.Ю. Лермонтова, написанный в первой ссылке на Кавказе. Собравшихся на вернисаж кисловодчан с бесценными экспонатами увлекательно познакомили научный сотрудник Дома-музея Лермонтова в Москве Мария Михеева-Никатина и член Московского Лермонтовского общества Наталья Купцова. Гости ответили на многочисленные вопросы и в завершение пожелали всем «во всём дойти до совершенства», как написал поэт в стихотворении «Слава».
Во время пребывания в Московском университетском благородном пансионе Лермонтов брал уроки у знаменитого художника А. Солоницкого, сторонника натурал живописи, максимально приближенной к действительности. Такими впоследствии стали и живопись, и графика, и поэзия Лермонтова. В Петербурге он продолжил обучение под руководством Петра Заболоцкого, достиг признания в этой области в кругу друзей и учителей, и если бы не прославился в поэзии, то слава, возможно, настигла бы его как художника, и жизнь сложилась бы иначе. Многие из его работ были розданы или потеряны. Художественное наследие поэта насчитывает около 400 живописных и графических работ: 10 картин маслом, более 50 акварелей и свыше 300 рисунков, в том числе зарисовки и даже карикатуры. Последние нередко бросали тень на авторитет знати, и некоторые лермонтоведы считают, что именно поэтому художественная деятельность Лермонтова оказалась в тени.