Живая и «нескучная классика» Шостаковича, Мясковского и Прокофьева прозвучала в  Кисловодске

Живая и «нескучная классика» Шостаковича, Мясковского и Прокофьева прозвучала в  Кисловодске Культура и искусство

В эти выходные в Государственной филармонии им. В.И. Сафонова состоялся большой концерт Академического Симфонического оркестра под управлением  дирижёра Романа Белышева (Москва), где ярко были представлены самые известные композиторы советского периода: Дмитрий Шостакович, Николай Мясковский и Сергей Прокофьев.

Этих композиторов объединила одна высшая школа, консерватория Санкт-Петербурга, позже Петрограда, а также — преданность России. Сознание долга:  быть здесь, а не за границей, они нужны своей Родине, чтобы преодолеть тяготы и испытания вместе со своим народом, сохранить музыкальную культуру России как жемчужину мировой культуры.

Первая часть симфонического концерта была целиком посвящена Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, которому 12 сентября  широко отмечали 115 лет со дня рождения.   Д. Шостакович на весь мир прославил свою страну-победительницу бессмертной симфонией № 7 «Ленинградской», которая и сегодня  победоносно шагает по планете. Она тогда, в 1942 году, приблизила Великую Победу СССР над фашисткой Германией, став гимном и символом духа непокорённого народа, прежде всего — блокадников Ленинграда.

В концерте прозвучали совсем малознакомые для широкой публики  произведения: не пафосные, но очень  красивые. Любители классической музыки имели счастливую возможность узнать  композитора с его новой и неизвестной стороны как романтика, мечтателя и любящего отца.

Талант композитора держал его всегда на плаву, несмотря на трудности и лишения, которые случались в его жизни. Дмитрий  Шостакович уже в 10 лет знал про себя, что будет писать музыку. Его мечта осуществилась  буквально через три года. Талантливый мальчик  в 13 лет стал студентом Петроградской консерватории. Его учёба омрачилась внезапной смертью отца и возникшей у него тяжёлой болезни туберкулёза. Недоедание и болезнь отнимали силы у студента, он не мог самостоятельно даже забраться в трамвай и поэтому шёл на учёбу пешком. Директор А.К. Глазунов  по-отечески опекал молодой талант, добился для него повышенной стипендии, организовал поездку в Крым для его лечения.

Несмотря на сложности со здоровьем и молодой возраст, Дмитрий Шостакович закончил  консерваторию сразу по двум специальностям: фортепиано(1923г) и композиция (1925).  Через два года, в 1927 году, когда ему был всего 21 год, он подарил миру свою первую симфонию, которую играли лучшие мировые оркестры. Подтвердились слова А.К. Глазунова, что в России в ХХ веке родился новый гений в музыке.

Обладая невероятной работоспособностью и самоорганизацией, Шостакович стремительно пишет свои следующие произведения. Так в тридцатые  и сороковые годы, он пишет музыку к первым советским фильмам: «Овод», «Молодая гвардия», «Король Лир», «Пирогов» и многим другим.

Вальс из кинофильма «Пирогов» 1947 г. звучал как романтичная мелодия для двух влюблённых, которых закружил вихрь грёз и страстей.  Автору музыки  были хорошо знакомы и близки эти чувства, так как он десять лет боготворил свою первую любовь, Татьяну Гливенко, но всё же был так нерешителен, что не смог сделать предложение своей возлюбленной и позволил ей выйти замуж за другого мужчину.

От отчаяния, что потерял любимую, он сделал предложение руки и сердца другой женщине, астрофизику Нине Варзар. Их бракосочетание неоднократно переносилось и, наконец, состоялось в 1932 году. Через 4 года у них появилась дочь Галина, еще через 2 года  родился сын Максим, который тоже стал композитором, пианистом и продолжателем дела своего отца.

В этот переломный для себя период Дмитрий Шостакович ищет новые формы музыкального выражения. Таким произведением стал концерт №1 для фортепиано с оркестром до минор ор.35, где наравне со струнными инструментами оркестра звучат фортепиано и труба. Как говорил композитор: «Я хочу отвоевать законное право на смех в так называемой «серьёзной» музыке».

15 октября 1933 года  в Большом зале Ленинградской филармонии состоялась премьера концерта №1 Дмитрия Шостаковича в исполнении Ленинградского филармонического оркестра под управлением Фрица Штидри, немецкого дирижёра, который эмигрировал из Германии в СССР.  Партию фортепиано в этом концерте исполнял сам автор, Дмитрий Шостакович.  И вот, через много лет, но теперь на сцене Кисловодской филармонии прозвучал концерт Шостаковича в исполнении уже Симфонического оркестра им. В.И. Сафонова под управлением дирижёра  Романа Белышева и  молодого талантливого пианиста, лауреата международных конкурсов, Ивана Кощеева. Следом прозвучал оптимистичный и жизнерадостный концерт №2 фа мажор ор.102 для фортепиано Д. Шостаковича, который посвящён сыну  –  Максиму Шостаковичу, в честь его 19-летия.  Виртуозное исполнение музыкантов сделали своё дело: публика многократно вызывала на «БИС» солистов и дирижёра.

Иван Кощеев своей игрой на фортепиано привёл в полный восторг кисловодскую публику, самозабвенно сыграв оба концерта по памяти, без нот, всецело растворяясь в музыке Д.Шостаковича.

Второе отделение концерта было посвящено корифеям русской и советской культуры: Николаю Мясковскому и Сергею Прокофьеву. Они были друзьями всю жизнь, друг друга поддерживали и помогали в сложных ситуациях. Оба были баловнями судьбы, обласканы властью —  неоднократные лауреаты Сталинской премии, в отличие от Д.Шостаковича, который чаще был в опале.

Н. Мясковский — старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых ее истоков. Он написал 27 симфоний — симфония №13, самая сложная и противоречивая, прозвучала в концерте. Здесь композитор языком музыки пытался передать свой протест против беззакония сталинских репрессий. Это ему удалось.

После тяжёлой  симфонии Н.Мясковского  слушатели окунулись в юную   классическую симфонию С.Прокофьева №1, написанную им в молодые годы в 1917 г. Это произведение композитора не омрачено былыми невзгодами, оно воздушное и лёгкое, по-мартовски весеннее.

«Нескучная классика»  впечатлила поклонников классики широким спектром эмоций, навевая воспоминания о словах главного героя Леонида Быкова: « Всё приходящее, а музыка — вечна!»

Наталья Рожнова
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Наталья Р

    Очень интересный концерт. Познавательно-культурный.

    Ответить
  2. Ольга

    Не часто в последнее время удаётся выбраться послушать классическую музыку, но автор статьи так проникновенно и ярко описала концерт «нескучной музыки» Советских композиторов, их творческий путь, что создалось впечатление, что я там побывала. В голове зазвучали знакомые произведения. Спасибо автору, следующий концерт постараюсь не пропустить.

    Ответить
  3. Людмила

    Наталья, прекрасная статья. Как всегда, познавательна и содержательна. Всегда интересно узнать, что то новое. Я, недавно, услышала мельком о Сафонове.Оказывается, он был выдающимся музыкантом.Не планируете Вы, написать о нем?

    Ответить
  4. Дина

    Замечательная статья . Очень хорошо, что подобные мероприятия проходят в таком прекрасном городе, как Кисловодск.

    Ответить
  5. Наталья Славгородская

    Прекрасно, что в городе есть такой «Храм искусства» — филармония. Спасибо администрации филармонии, что создают такую продуманную и интересную программу концертов, где всегда можно почерпнуть много интересного, и увидеть и послушать молодые таланты со всей России. Как в этом случае: пианиста Ивана Кощеева. Спасибо автору за интересный репортаж, я уверена друзей классической музыки будет теперь больше.

    Ответить
  6. Мария

    Замечательная статья! После такого познавательного и интересного рассказа всегда хочется больше узнать об упомянутых людях, их творчестве. Спасибо Наталье! Творческих успехов!

    Ответить