© Материал является объектом авторского права. При полном или частичном копировании указание имени автора обязательно
Вот уже 215 лет успешно функционирует один из старейших бальнеологических курортов России – Кисловодск. Уже в XIX веке он приобрёл славу аристократического курорта и, одновременно, весьма интересного экзотического уголка России. Потому вовсе не удивительно, что Кисловодск привлёк к себе за свою долгую историю целую плеяду людей искусства.
Знаменитые художники, наряду с композиторами, писателями и поэтами, запечатлели и творчески отразили красоту такого райского уголка Северного Кавказа, каковым исстари стал Кисловодск.
Уже на заре возникновения курорта (в 1803 г.) Кисловодская долина была зарисована известным гравёром и рисовальщиком Емельяном Михайловичем Корнеевым. Корнеев посетил еще необустроенную и необжитую Кисловодскую долину во время участия в долгой и трудной экспедиции по окраинам азиатской и европейской части Российской Империи от Кяхты до Кавказа, после которой Корнеев отправился еще дальше – до острова Корфу, а затем и в Италию (проведя в путешествиях 4 года). Художник передаёт местность с такой филигранной точностью, что изображённые им горные хребты, окружающие наш город, прекрасно узнаваемы.
Большую ценность представляют для нас виды Кисловодска, выполненные в 1831 г. известным графиком и литографом Александром Андреевичем Тоном, братом знаменитого архитектора Константина Тона. На видах Тона изображён Кисловодский курорт с севера и с юга. На обоих заметны совсем молодой тогда еще кисловодский сад (ныне Национальный парк) и знаменитая, утраченная, к сожалению, Ресторация (зал благородного собрания).
Не сохранившийся до наших дней каменный Воронцовский мост через речку Ольховку, а также молодой кисловодский сад, Крестовую горку и крышу Ресторации за деревьями запечатлел на своей работе «Парк в Кисловодске (на Кавказе)» живописец и график Василий Фёдорович Тимм.
В относительно недавнее время настоящим открытием для кавминводских краеведов стала серия рисунков не профессионального мастера живописи, а художника-любителя, известного этнографа, краеведа и археолога из Саратовской губернии Александра Николаевича Минха. Оказавшись в курортном регионе на лечении в 1868 г., он запечатлел в серии рисунков очень многие достопримечательные места Пятигорска, Ессентуков и Кисловодска. В Кисловодске Минх зарисовал Нарзанную галерею и существовавшее тогда укрепление на Казачьей Горке, а также Серые Камни, которые теперь представляют собой достопримечательность Национального парка «Кисловодский». В окрестностях курорта Александр Николаевич запечатлел Кольцо-Гору, пещеру в Боргустанском хребте (ту, что мы называем «Монаховой»), Рим-Гору. Долгое время эти рисунки были известны только сотрудникам Государственного архива Саратовской области. И только с усовершенствованием технических возможностей, наследие А.Н. Минха стало достоянием широчайших слоёв населения благодаря глобальной сети Интернет.
Зато многим давно и хорошо известна серия карандашных рисунков переселившегося в Россию художника-венгра Михаила Александровича Зичи, созданная в 1881 г., чтобы проиллюстрировать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В этой серии есть несколько замечательных видов Кисловодска: Ресторация, дом А.Ф. Реброва, скала близ Кисловодска (Лермонтовская скала в ущелье Ольховки), Кольцо-Гора.
Замечательно запечатлел жизненный уклад Кисловодской слободы на своём полотне 1883 г. пейзажист Владимир Донатович Орловский. Слобожане и слобожанки в крестьянской одежде, беленькие домики под соломенными кровлями, стена густо посаженных тополей за рекой – таким был Кисловодск за 20 лет до придания ему городского статуса. Картину можно увидеть в собрании Кисловодского музея-усадьбы Н.А. Ярошенко.
Весьма богато живописное наследие художников-передвижников, связанное с Кисловодском. Этому способствовало то, что с 1885 г. в Кисловодске владел усадьбой и подолгу жил Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) и к нему приезжали многие из его близких друзей-художников. Так появлялись пейзажи и этюды, написанные в Кисловодске и его окрестностях Архипом Ивановичем Куинджи, Аполлинарием Михайловичем Васнецовым, Михаилом Васильевичем Нестеровым, Николаем Никаноровичем Дубовским и, разумеется, самим Н.А. Ярошенко. Замечательны этюды Куинджи, на которых изображён Эльбрус, а на переднем плане – скалы Бермамыта. Васнецов запечатлевал красоты парка и ближних окрестностей (каскад на Ольховке, Красные Камни). Дубовскому довелось не только заниматься пейзажами. В его приезд в мае 1890 года выпал крупный град, который Николай Никанорович не помедлил зарисовать. Близкий друг семьи Ярошенко – М.В. Нестеров также плодотворно работал в Кисловодске. Причём, приезжал он сюда много раз и даже через много лет после смерти не только Николая Александровича, но и пережившей своего супруга на 17 лет Марии Павловны. Известны кисловодские работы Нестерова, датированные 1920-ми годами. Картины и этюды Николая Александровича Ярошенко с видами кисловодских окрестностей относятся к числу главных сокровищ его музея-усадьбы в Кисловодске. Пейзажи окрестных ущелий, плато Бермамыт (именно оттуда написана знаменитая «Шат-Гора») и Красных Камней вызывают неизменно высокий интерес у жителей и гостей города-курорта.
К 1895 году относится пейзаж Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова «Кавказские горы». На картине хорошо узнаваема Крестовая Горка, а вдалеке – укутанный облаками Боргустанский хребет.
Новые интересные страницы в «художественную летопись» Кисловодска добавил ХХ век. В 1913 году в Кисловодске побывал один из наиболее самобытных мастеров отечественного изобразительного искусства – Николай Константинович Рерих. Остановился он в знаменитом пансионе С.Н. Ганешина (ныне кардиологическая клиника ФМБА России). В Кисловодске Николай Константинович начал работу над картиной «Показали царю границу царства», а также писал статью «Индийский путь», очерк «Дедушка», сказки «Граница царства» и «Города пустынные». Совсем недавно только была обнаружена выполненная им в Кисловодске работа – пейзаж под названием «Ковчег-гора. Кисловодск». Так Рерих назвал гору, которая нам известна как Кабан. Судя по ракурсу, картина представляет собой вид на гору Кабан с отрога Джинальского хребта, на который туристов уже 45 лет поднимает канатная дорога. В старину этот отрог именовали Синими Горами.
Не обошли Кисловодск стороной и авангардные течения в русской живописи. В том же 1913 г. весьма плодотворным с точки зрения творчества стал приезд в Кисловодск одного из патриархов мирового авангардного искусства – Аристарха Васильевича Лентулова. Здесь им было создано несколько работ в духе кубизма: «Дача в Кисловодске», «Церковь в Кисловодске», «Пейзаж с мостом. Кисловодск» и другие. Ввиду особенностей изобразительной манеры, определить точно объекты, запечатлённые Лентуловым, представляется практически неосуществимой задачей. Только лишь на «Пейзаже с мостом» перед нами предстаёт вполне узнаваемый железнодорожный мост через реку Подкумок на въезде в Кисловодск. В июне 2014 г. эта работа была выставлена на британском аукционе Christie’s и оценена более чем в полтора миллиона фунтов стерлингов. Некоторые другие работы Лентулова из «кисловодской» серии ранее также выставлялись на зарубежных аукционах.
Немалое внимание уделили Кисловодску известные художники и в 1920-х гг. На отдыхе в санатории Дома Учёных (вероятно, это нынешний санаторий им. А.М. Горького) находилась в 1923 г. Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Пребывание в Кисловодске, который художница любила еще с дореволюционных времён, способствовало приливу творческих сил. Анна Петровна много гуляла, писала этюды, выполнила акварельный натюрморт с букетом розового душистого горошка, акварельный же портрет оперного артиста Ивана Васильевича Ершова. И ещё сохранился замечательный пейзаж, написанный в том же 1923 г. На нём изображены балюстрада и ворота с декоративными вазонами, а перед ними – ровный ряд тополей, которых так много было в Кисловодске тех лет. На дальнем же плане – гряда зелёных гор.
В 1924 г. известным московским живописцем, графиком и архитектором Игнатием Игнатьевичем Нивинским был выполнен офорт из цикла «Кавказское каприччо» под названием «Синие Камни. Кисловодск». На фоне упомянутых мной уже Синих Гор изображён горец сидящий верхом на стремительно скачущем коне. Эту весьма интересную работу офортиста-новатора можно видеть в одном из залов Государственной Третьяковской Галереи, в отделе искусства ХХ века. Кроме этой наиболее известной работы, в серии «Сюита Кавказских каприччио» (известна она и под таким названием) Нивинским созданы также: «Станица около Кисловодска» (1924 г.), и «Вид на Кисловодск» (1925 г.), а также по одному офорту с видами Ессентуков, Железноводска и Сочи.
Пейзаж «Под Кисловодском» Константина Николаевича Истомина — художника, педагога и участника нескольких ведущих художественных объединений страны, датируется 1928 годом. На нём, вероятно, изображён один из живописных уголков в долине реки Подкумок, примерно там, где теперь расположен одноимённый посёлок. Также Константин Николаевич привёз из Кисловодска выполненный цветными карандашами рисунок с изображением, по всей видимости, горы Малое Седло.
В 1933 г. целую серию пейзажей Кисловодска выполнил Пётр Васильевич Митурич – известный советский график, создававший рисунки карандашом, углём и тушью. Вслед за Митуричем Кисловодск 1930-х годов и его окрестности запечатлевал Пётр Петрович Кончаловский. Интересна работа «Лермонтовские места. Окрестности Кисловодска. Дорога к скале Лермонтова». В ущелье реки Ольховки изображён горец, едущий верхом. Но в отличие от упомянутого офорта Нивинского, здесь нет стремительной скачки, а только ощущение покоя и умиротворения. Пётр Петрович приезжал в Кисловодск, погружался здесь в творчество также и в послевоенные годы.
Среди художников, сохранивших для нас Кисловодск 1930-х гг. нельзя не упомянуть Сергея Васильевича Герасимова. Работа «Улица в Кисловодске» датирована 1939 годом и находится в собрании Чувашского государственного художественного музея в Чебоксарах. Другая созданная у нас работа хранится в картинной галерее им. П.М. Догадина в Астрахани. Кисловодские работы С.В. Герасимова представляют собой наиболее яркую часть того, что было выполнено Сергеем Васильевичем во время его поездок на Кавказ в 1935 и 1939 гг.
В последующие десятилетия огромный вклад в создание образа Кисловодска в живописи и графике внесли талантливые художники Ставрополья. Но это уже тема для отдельного большого исследования.
Весь этот огромный пласт художественного наследия, как я считаю, нужно широко популяризировать. Ведь в Кисловодск приезжает достаточно большое число людей, которые живо интересуются историей отечественной культуры. Чтобы показать, насколько сохранение культурного наследия может быть важным для курортного города, хочется обратиться к одному зарубежному примеру. Вот есть, например, на юге Франции курортный городок Экс-ан-Прованс. Далеко не все даже во Франции знают, что это курорт, но огромное число людей во всём мире знает, что это родной город Поля Сезанна. И сотни тысяч туристов приезжают, чтобы посетить музей художника, а также увидеть знаменитый горный массив Сент-Виктуар, прославленный не только Сезанном, но и целой плеядой европейских живописцев XIX-XX столетий. Так и Кисловодск. Благодаря дошедшему до нас культурному наследию, можно с уверенностью заявить, что наш город – не просто курорт. Много в России бальнеологических курортов от Горячего Ключа до Паратунки. Но курортов с историей мало. А тем более с такой красивой и богатой историей, как у Кисловодска.
Вячеслав ЯНОВСКИЙ, краевед.