Альпинисты ушли в неизвестность. Вместе с «Никой» Память о памятниках…

Альпинисты ушли в неизвестность. Вместе с "Никой» Память о памятниках… Культура

Предлагаю сегодня вспомнить о… памятниках. Да, именно о памятниках, которые бывают разными – напоминающими о неких исторических личностях, причем, личностях неоднозначно оцениваемых, об определенных событиях – и просто о произведениях, как их обычно называют, «садово-парковой скульптуры».

Мы живем в сравнительно молодой стране, существующей лишь с 1991 года и гордо называющей себя «Россией», хотя по сути являющейся всего лишь республикой бывшего СССР (т.е. РСФСР). Вся предшествующая история – это история Московии, затем Российской империи, затем – СССР.

Оставим за скобками культовые произведения соц-арта (памятники Ленину и Дзержинскому, Ксении Сердюковой (Ге), никому не ведомого Тюленева, куда-то сгинувшие статуи Сталина (на Курортном бульваре и ул. Кольцова), огромную голову Ленина, как будто пораженную водянкой мозга – в бывшем санатории им. Шаумяна… Все это – свидетельства господства идеологии над здравым смыслом, и не о них речь.

Мы будем говорить сейчас именно о произведениях «садово-паркового» искусства, придававших городу неповторимый колорит эпохи… И, что самое главное – лишенные какой-либо идеологичческой «начинки». Просто – они были К МЕСТУ… К сожалению, именно – БЫЛИ….

Немного истории

В 1920 –1930е годы в Европе начали формироваться фашизм (Италия) и его разновидность – нацизм (Германия) и порожденные ими диктаторские режимы

Но сейчас, наверно, мало кто знает и помнит о событиях в Испании, о  гражданской войне в этой стране.

Тем более, еще меньше слышавших о гражданской войне в Австрии, и о событиях предшествующих её аннексии (хотя о них и стали вспоминать и делать аналогии, в свете событий с Украиной/Крымом, но это уже совсем другая грустная история и о ней, в отличии от Соловьева и Скабеевой я не буду говорить здесь ничего об Украине, так что можете спокойно читать дальше.)

В тридцатых годах прошлого века в Австрии и Чехии существовала некая организация – Республиканский шуцбунд (нем.Republikanische Schutzbund). По сути, в нее входили антифашисты, стоящие на социал-демократических позициях и романтические коммунисты (не стоит проводить параллели с нынешними думскими личностями которые называют себя «коммунистами»), борющиеся за свою идею, часто в уличных стычках, а позднее в вооружённых столкновениях гражданской войны.

Можно долго спорить на счёт «правильности» и «истинности» их убеждений в наши дни, но, в любом случае, они были именно антифашистами, вступившими в вооруженное противостояние с набиравшей силу «коричневой чумой».

После поражения и подавления восстания в Австрии, многие участники шуцбунда были вынуждены бежать из страны, многие из них эмигрировали, и как сейчас бы сказали «попросили политического убежища» в СССР.

Товарищ Сталин, сначала с распростёртыми объятиями принял их. И даже разрешил шуцбунду пройти парадом по Красной площади. Кое-кто из бывших шуцбундовцев, были опытными альпинистами, и имели опыт по строительству в условиях высокогорья. Поэтому, некоторых из них, после приёма и парада в Москве, отправили на Кавказ, где, на горе Эльбрус, намечалась новая «Великая Стройка Коммунизма».

А именно здесь собирались строить новое, «не имеющее аналогов в мире», сооружение, новый комплекс знаменитого «Приюта одиннадцати», расположенного на высоте 4200 метров над уровнем моря, и считавшегося какое-то время самой высокогорной гостиницей в мире.

Этот объект также был и высокогорной научной станицей и атмосферной лабораторией – весь верхний этаж занимали учёные и их оборудование, позволявшей вести круглогодичные научные наблюдения в условиях высокогорья, как за атмосферой и физическими явлениями, так и за воздействием высотности на организм человека.

Пока уточнялись планы и шли подготовительные работы, альпинистов и горных рабочих-шуцбундовцев разместили поближе к Эльбрусу в одном из санаториев Кисловодска.

Шуцбунд и Серые камни…

Альпинисты ушли в неизвестность. Вместе с "Никой» Память о памятниках…В память об этом пребывании в Кисловодске, этими самыми рабочими-шуцбундовцами, на «Серых Камнях» была выбита пятиконечная звезда, с серпом и молотом, и памятной надписью на немецком языке – «»1934. DEN GEMORDETEN HELDER DER FEBRUAR KAEMPFE OESTERREICH» (1934. Героям, погибшим в Февральском восстании в Австрии). Эти камни и сегодня являются достопримечательностью: природный скальный выход жёлтовато-оранжево-серого песчаника-алевролита, находящийся у терренкуров №2 и 3, чуть выше санатория «Красные камни», между дорожкой терренкура и Первомайской (тогда Комсомольской) поляной, недалеко от Долины Роз.

До войны изначально внизу (в рамке на фото) была ещё и приписка  с открытия звезды, можно прочесть «wir repechen euch» но верхняя часть надписи не читается. При этом бытует версия, что до войны там была также приписка в переводе «мы отомстим за вас»(по другой версии «мы отомстим за всё»). Так ли это, мы не знаем, но сейчас нижней части надписи точно не существует: возможно она была уничтожена фашистами во времена оккупации.

Позже шуцбундовцы из Кисловодска уехали в Приэльбрусье, и именно с их непосредственным участием был выстроен тот самый знаменитый «Приют одиннадцати», вокруг которого позже, во время войны, развернулись ожесточённые бои.

Каменный альпинист

Альпинисты ушли в неизвестность. Вместе с "Никой» Память о памятниках…Очевидно, что где-то между завершением строительства «Приюта «, и началом ВОВ, в Кисловодском парке, рядом с той самой высеченной звездой и надписью, была установлена статуя в стиле соцреализма (причём, явно не типовая а авторская, единичного производства) изображающая стоящую на полусогнутых ногах, полусидящую фигуру, чуть больше натуральной величины, или в натуральную величину) альпиниста с альпенштоком в руке и с рюкзаком на спине, в полной горной амуниции (многие считали его геологом).

Конечно, это не был как таковой памятник шуцбундовцам, но, в совокупности с звездой и надписью, он воспринимался как таковой. Памятник австрийским коммунистам-антифашистам, помогавшим в строительстве «Приюта одиннадцати».

Этот памятник пережил войну и оккупацию, и сохранялся (правда, после кончины СССР его состояние не было хорошим, но он был цел, и ничего ужасного с ним не происходило, просто нуждался в покраске-чистке) чуть ли не до 2008 года.

А потом он куда-то пропал (судя по всему был снесён, почему – неизвестно). Хотя, если вспомнить факт загадочного исчезновения 25 метровой бронзовой статуи «Ники» с фонтана рядом с Кисловодским цирком, стоит ли удивляться исчезновения небольшой гипсово-бетонной статуи альпиниста с скал парка?!).

Конечно, интересно было бы получить ответ от администрации парка, или мэрии – существуют ли у них планы на восстановление хотя бы одной из этих  фигур?

Как-никак достопримечательность, памятник эпохе, да и антифашистский памятник, в принципе, тоже… Мы же вроде как за сохранение памяти, и против переписывания истории, не так ли?

Статуя «туриста» смотрит на Эльбрус

Альпинисты ушли в неизвестность. Вместе с "Никой» Память о памятниках… Недалеко от этого места, рядом с старым павильоном Храма Воздуха, на небольшом скальном выступе, наверно, в те же предвоенные годы, была установлена стоящая статуя туриста, вглядывающегося в даль, в сторону Эльбруса. «Турист» опирался на дорожную палку-посох (моды на «скандинавскую ходьбу» с двумя палками, в те времена ещё не было…).

Просуществовала эта фигура, судя по всему, до 1950х-70х годов, и позже пропала в неизвестном направлении. Судя по всему, обе скульптуры – и турист и альпинист, были не типовыми, а авторскими, и выполненные одним и тем же скульптором.

«Теннисистка». Кто же создатель всех этих статуй?

Чуть ниже, в Долине Роз, стояла и крупная статуя теннисистки с ракеткой в руках (тоже не сохранилась).Альпинисты ушли в неизвестность. Вместе с "Никой» Память о памятниках…

Существуют ли какие-то планы на восстановление хотя бы скульптуры туриста? Мне это совершенно неизвестно, но очень хотелось бы узнать что они, такие планы, все-таки есть.

Существует мнение, что обе этих скульптуры, были произведениями известной Пятигорской скульпторши и архитектора И.Ф. Шаховской (единственная ныне сохранившаяся работа этой скульпторши на нынешних КМВ – это скульптурная группа «Каменный цветок, Хозяйка Медной Горы и Данила Мастер» (на фонтане «Каменный цветок») в Железноводске. Фонтан был воспроизведён серийно, и аналогичные фонтаны с такой скульптурой были в Пятигорске (там их аж два было), Георгиевске, Лермонтове, Ставрополе, и даже в Караганде.

У всех скульптур были разные по форме бассейны, но до наших дней сохранился только Железноводский «Каменный цветок».

Эта талантливая женщина создала также «Китайскую беседку» на Горячей горке в Пятигорске, небольшой фонтан «Мцыри борющийся с барсом»(по мотивам лермонтовского произведения), находившийся на территории дома-музея Лермонтова (фонтан снесли, когда было принято решение придать «историчности», и сохранить исторический вид усадьбы, какой она была при Лермонтове), но достоверных данных, подтверждающих авторство Кисловодских скульптур именно Шаховской, у меня нет. Так что оставим это как одну из версий (если у вас есть какие-то сведения об авторстве кисловодских скульптур, или версии, по их авторству, буду всегда рад видеть это в комментариях).

Судьба революционеров-романтиков

Ну и, конечно, надо упомянуть и о судьбе шубундовцев. Многие из них, столкнувшись с реалиями советской действительности, поняли, как резко они отличаются от декларируемых идей и советской пропаганды того времени, некоторые стали уезжать из СССР, некоторые попали под каток сталинских репрессий и оказались в лагерях ГУЛАГа (многие из них погибли там), некоторые попали под репрессии и были арестованы СМЕРШ, как фашистские шпионы, после начала войны (многие были расстреляны, или попали в лагеря).

Некоторые из них воевали на фронтах ВОВ, на стороне РККА СССР, многие из них погибли, а некоторые внесли некий вклад в подготовке горно-стрелковых частей и передали свой опыт альпиниста Советской армии.

 

Алексей Большаков
Источник: Лада Йовович (Пятигорск) | Источник: vk.com | Фото: etoretro.ru | Фото: yandex.ru
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. федор Гансович Редлих

    все правильно написано. в феврале 2024 исполняется 90 лет восстанию шутцбунда против фашизма . многих я знал ещё ребенком. сейчас дети шутцбундовцев ежегодно встречаются в Вене. большинству уже за 80 . К сожалению , большинство архивов снова закрыты на неопределенный срок , так что с материалом к 90 летию придется подождать

    Ответить
  2. Андрей Корольков

    Автор «Теннисистки» известен. Это Арменак Левонович Степанянц. Его скульптуры на спортивные темы в 1930-е годы тиражировались и устанавливались во многих городах СССР. Подробнее про «Теннисистку» можно прочитать в моей публикации: https://andreykor.livejournal.com/11522.html

    Ответить