Три спальных корпуса санатория и один лечебный стоят на высоком краю Георгиевского плато в окружении национального парка Кисловодский, а снизу, из города, к ним террасами поднимается лестница — единственный осуществленный проект гениального зодчего Ивана Леонидова.
«Поэт и надежда русского архитектурного конструктивизма» Леонидов был талантливым юношей на фоне мэтров, самым молодым из мастеров советского авангарда. Из всех проектов архитектора была построена всего одна лестница, разместившаяся в городе-курорте Кисловодске на склоне холма. Однако великие разработки архитектора, оставшиеся в своем абсолютном большинстве на бумаге, оказали и продолжают оказывать плодотворное воздействие на архитектурное творчество и по сей день.
В 1930-е годы под руководством Моисея Гинзбурга в Кисловодске построили санаторий Наркомтяжпрома (ныне санаторий им. Серго Орджоникидзе). Леонидова пригласили в тот момент, когда рассматривалось предложение расположить основные корпуса санатория на «дне» ущелья. Архитектор предложил «поднять» их на Георгиевское плато, а для сообщения с городом спроектировал оригинальную монументальную лестницу, напоминающую античный амфитеатр. Вдоль лестницы располагались площадки для отдыха, а в верхней части театр, фонтан и полукруглая видовая площадка-балкон. Архитектуру гармонично дополнил парк, созданный на территории санатория в начале 1930-х годов. При озеленении был использован оригинальный принцип сочетания регулярной планировки в центральной части санатория, со свободной планировкой «английского сада» на ее периферии, переходящей к естественному ландшафту.
Новаторский для своего времени проект позволил использовать рельеф местности, включить живописные скальные обрывы в общий архитектурный ансамбль. В 2002 году здесь появилась мемориальная доска с надписью: «Архитектору Ивану Леонидову в 100-летний юбилей».
В 1969 году преподаватель истории архитектуры из Делфта Геррит Ортхойс, поклонник русского авангарда, повез голландского архитектора, Рема Колхаса в Россию (Колхас — автор целого ряда наиболее ярких зданий и проектов современности. По его проекту построены Катарская национальная библиотека и штаб-квартира Катарского фонда, Корпоративный Фонд Galleries Lafayettes в Париже, выставочный центр Fondazione Prada в Милане, Штаб-квартира Центрального телевидения Китая в Пекине, Центральная Библиотека в Сиэтле).
Любовь Ортхойса к конструктивизму оказалась заразительной. «Из московских конструктивистов больше всего его поразил Иван Леонидов. Рем с учителем начали собирать про него материал. Двенадцать раз ездили в СССР. Мало кто в России тогда интересовался Леонидовым, а эти два голландца все время набредали на затерянные сокровища… Вместе с учителем они решили написать книгу о великом, почти ничего не построившем конструктивисте. Ортхойс должен был заниматься визуальной частью, Колхас писать текст. Рем свою часть выполнил, Геррит — нет. Книга так и не была опубликована», — рассказывает Владимир Паперный в книге «Мос-Анджелес. Избранное», вышедшей в 2018 году.
В данный момент доступ к объекту культурного наследия федерального значения закрыт, а получившая мировую известность лестница в Кисловодске оказалась за забором и доступна только отдыхающим санатория. Общественники, краеведы на всех уровнях поднимают вопрос о доступе к уникальному памятнику градостроительства и архитектуры. Но пока он остается открытым. Содержание лестницы также вызывает нарекания у местных жителей и туристов.
Д. ЛЕВАНИДЗЕ