По национальному парку — на электромобиле.
Нарзанная галерея, одно из красивейших архитектурных зданий Кисловодска, была построена в 1848 году архитектором С. Уптоном.
Бурлящий кислый источник в долине с давних времен использовался кавказскими горцами. Тюркские племена называли его «Аче-су», что означает «кислая вода», а кабардинцы «нарт-сана», т. е. «колодец нартов» или «богатырский колодезь». Когда русские солдаты пришли первый раз к Нарзану, то увидели рядом вбитый кол, на котором висел простой серебряный ковш ручной работы для питья воды. Летом 1793 г. Нарзан посетил знаменитый академик Петр-Симон Паллас. А в 1803 г. по указу императора Александра I было построено Кисловодское укрепление близ источника и осуществлен проект Палласа защиты Нарзана от ежегодных паводков. История освоения Нарзана — это история борьбы с наводнениями коварной горной речки Ольховки (бывшей Козады), которая и поныне продолжает проявлять свой непокорный нрав. В 1802 г. особая ученая экспедиция из местных штаб-лекарей П. Гординского, А. Крушневича и аптекаря С. Швенсона обследовала Нарзан и снова подтвердила его высокие лечебные свойства. И это было решающим мнением в судьбе этого источника. За счет сооружения обводного канала и плотины в 1804 г. было изменено русло Ольховки. По распоряжению кавказского гражданского губернатора Я.М. Брискорна летом 1812 г. губернский архитектор С.Д. Мясников с наемными рабочими из Георгиевска соорудили первый, бревенчатый сруб Нарзана. В 1832 г. архитекторы братья Бернардацци полностью разобрали старый сруб, созданный 20 лет назад, и по своему проекту выстроили над источником Нарзан новый капитальный шестиугольный «деревянный колодезь с перилами». Осенью 1848 г. по воле нового Кавказского Наместника князя М.С. Воронцова зодчий С.И. Уптон приступил к возведению в Кисловодске большой каменной галереи. В основу проекта Нарзанной галереи Уптон положил разработанную композиционную идею своего талантливого предшественника — Джузеппе Бернардацци, однако воплотил ее в качественно ином стиле — английской готики. В плане все сооружение имело символическую форму гигантского ключа от замка, обыгрывая второе значение русского слова «ключ» как синонима слова «источник». Строительство грандиозного здания растянулось на долгие десять лет. В 1870-х годах в галерее в особых киосках производилась продажа привозных минеральных вод из других групп и лечебного кумыса, а позднее — сувенирной и печатной продукции. В 1894 г. появилось электрическое освещение. В 1893 г. вся южная часть галереи была разобрана для обустройства нового каптажа Нарзана, а затем на ее месте должен был быть сооружен новый каменный бювет и портал южного фасада по проекту тогдашнего архитектора вод Я.Г. Лукашева. В зимнее время все проемы галереи застеклялись, а внутри ее устраивался зимний сад из оранжерейных растений, там же работали водопродажная, читальни с газетами и журналами, кофейня; на специальной эстраде читались лекции и три раза в неделю выступал духовой оркестр. В советское время верхняя часть проемов галереи была застеклена постоянно и пол выложен большими плитками в шахматном порядке.
В 1978 г. была произведена реконструкция Нарзанной галереи под руководством главного архитектора проектов Кисловодского отдела института «Кавказкурортпроект» А.Д. Кремера. При этом немного изменилось архитектурное оформление галереи. Южный портал был заново воссоздан из кисловодского камня. Стены галереи внутри облицованы мрамором. Ныне в галерее размещен ряд питьевых бюветов, к которым подведены общий, сульфатный и доломитный нарзаны.
Источник: АРХИТЕКТУРА СТАРОГО КИСЛОВОДСКА • Книга С. В. Боглачева и С. Н. Савенко