НАРЗАННАЯ ГАЛЕРЕЯ

НАРЗАННАЯ ГАЛЕРЕЯ

По национальному парку — на электромобиле.

Нарзанная галерея, одно из красивейших архитектурных зданий Кисловодска, была построена в 1848 году архитектором С. Уптоном.

Бурлящий кислый источник в долине с давних времен использовался кавказскими горцами. Тюркские племена называли его «Аче-су», что означает «кислая вода», а кабардинцы «нарт-сана», т. е. «колодец нартов» или «богатырский колодезь». Когда русские солдаты пришли первый раз к Нарзану, то увидели рядом вбитый кол, на ко­тором висел простой серебряный ковш ручной работы для питья воды. Летом 1793 г. Нарзан посетил знаменитый академик Петр-Симон Паллас. А в 1803 г. по указу императора Александра I  было по­строено Кисловодское укрепление близ источника и осущест­влен проект Палласа защиты Нарзана от ежегодных паводков. История освоения Нарзана — это история борьбы с наводнениями коварной горной речки Ольховки (бывшей Козады), которая и поныне продол­жает проявлять свой непокорный нрав. В 1802 г. особая ученая экспедиция из местных штаб-лекарей П. НАРЗАННАЯ ГАЛЕРЕЯГординского, А. Крушневича и аптекаря С. Швенсона обследовала Нарзан и снова подтвердила его высокие лечебные свойства. И это было решающим мнением  в судьбе этого источника. За счет сооружения обводного канала и плотины в 1804 г. было изменено русло Ольховки.  По распоряжению кавказского гражданского губернатора Я.М. Брискорна летом 1812 г. губернский архитектор С.Д. Мясников с наемными рабочими из Георгиевска соорудили первый, бревенчатый сруб Нарзана. В 1832 г. архитекторы братья Бернардацци полностью разобрали старый сруб, созданный 20 лет назад, и по своему проекту выстроили над источником Нарзан новый капи­тальный шестиугольный «деревянный колодезь с перилами». Осенью 1848 г. по воле нового Кавказского Наместника князя М.С. Ворон­цова зодчий С.И. Уптон приступил к возведению в Кисловодске большой камен­ной галереи. В основу проекта Нарзанной галереи Уптон положил разработанную композиционную идею своего талантливого предшествен­ника — Джузеппе Бернардацци, однако воплотил ее в качественно ином стиле — английской готики. В плане все сооружение имело символическую форму гигантского ключа от замка, обыгрывая второе значение русского слова «ключ» как синонима слова «источник». Строительство грандиозного здания растянулось на долгие десять лет.  В 1870-х годах в галерее в особых киосках производилась продажа привозных минеральных вод из других групп и лечебного кумыса, а позднее — сувенирной и печатной продукции. В 1894 г. появилось электрическое освещение. В 1893 г. вся южная часть галереи была разобрана для обустройства  нового кап­тажа Нарзана,  а затем на ее месте должен был быть сооружен новый каменный бювет и портал южного фасада по проекту тогдашнего архитектора вод Я.Г. Лукашева.  В зимнее время все проемы галереи за­стеклялись, а внутри ее устраивался зимний сад из оранжерейных растений, там же работали водопродажная, читальни с газетами и журналами, кофейня; на специальной эстраде читались лекции и три раза в неделю выступал духовой оркестр. В советское время верхняя часть проемов галереи была застеклена постоянно и пол выложен большими плитками в шахматном порядке.

В 1978 г. была произведена реконструкция Нарзанной галереи под руководством главного архитектора проектов Кисловодского отдела института «Кавказкурортпроект» А.Д. Кремера. При этом немного изменилось архитектурное оформление гале­реи. Южный портал  был заново воссоздан из кисловодского камня. Стены галереи внутри облицованы мрамором. Ныне в галерее размещен ряд питьевых бюве­тов, к которым подведены общий, сульфатный и доломитный нарзаны.

Источник: АРХИТЕКТУРА СТАРОГО КИСЛОВОДСКА • Книга С. В. Боглачева и С. Н. Савенко

http://www.kmvline.ru/arch_kislovodsk/index.php

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.