Комиксы как американский народный эпос

Любой этнос на пути своего становления развивает комплекс религиозных верований и народного творчества, которые чаще всего тесно связаны между собой. Фольклорные герои выполняют множество функций – это и божественное верховенство, и противоборство героев коварству богов, это и идеи народного единства и чувства родины, в особенности, при угрозе, нависшей над государством. Несомненно, развитие эпоса – это отражение картины мира со всеми его переустройствами, новыми формациями и идеями, захватывающими и мир, и массы.

Догомеровский эпос и, далее, великие по значимости и масштабу поэмы Гомера, четко обрисовали нам олимпийский пантеон, его взлет и покровительство над людьми, принижение его статуса в борьбе с героями. Индуистские «Махабхарата» и «Бхагават гита» в полной мере дают нам понять о жизни азиатских народов, их духовных практиках и множествах личин божеств. Все это отражает народные, общественные идеи той или иной местности. Рискуя нарваться на некоторую критику, скажу, что и Библия являет собой эпические труды иудейского народа, по ней определяются воззрения и нравы того общества, его переустройство с течением времени. Ветхий и Новый заветы отличаются друг от друга языком и направленностью, что тоже дает нам возможность судить о тех или иных вещах.

Так и в набирающей мощь Руси не могли не сложиться фольклорные произведения, призывающие к народному единству, к борьбе с супостатами, к прославлению того или иного князя. Именно здесь рождались народные герои, богатыри, и именно здесь, возможно, рождались, говоря современным языком, копирайтеры и заказные статьи древнерусских «журналистов» — произведения восхваляли действующего князя, либо князя удельного, при котором и писалась летопись. Но это явление вполне обычное, не новое, и при всем при этом, давшее нам немало оригинальных произведений, вобравших в себя метафорику, образность, переплетение народного духа и православной культуры.

Вот и сейчас мы можем являться свидетелями рождения таких эпических произведений. Например, как и любая другая нация, американцы, являясь нацией молодой, проходят этапы этнического становления. Но в эпоху технологий, в эпоху бурного роста экономик и государств, за канувший в лету стремительный ХХ век, предшествующий ему ХIХ и последующий молодой ХХI, эти процессы порой сумбурны и соседствуют друг с другом.

Так Уолт Уитмен, и живший чуть позже Теодор Драйзер, могли стать свидетелями прихода в Америку такого явления, как комиксы.

Что есть комиксы? Определение простое и прозаичное – картинки с небольшим текстом, несущие какую-либо информацию, судя по названию – юмористическую или ироничную. Грубо говоря, за неимением письменности, даже наскальные рисунки первобытных людей можно назвать неким комиксом, который совершил большие метаморфозы к моменту создания комикса современного, а его создатели, как говорится, вернулись к истокам.

Как явление искусства или литературы, а возможно и их симбиоза, комикс совершил большие метаморфозы и претерпел изменения и на американской земле, утратив при этом свою основную направленность – юмор, приобретя при этом совершенно новую.

Комиксы стали обителью, местом бурной жизни и деятельности супер-героев, то и дело спасающих Землю от супер-злодеев, будь то злодеи земные или «пришлые». То есть, американский народ в лице художников и креативщиков создает свой божественный пантеон со всем набором божественных качеств, многие из которых, не мудруствуя лукаво, и были позаимствованы у идолов древних цивилизаций, а порой, извините, заморачиваться и не приходится вовсе – в составе марвеловских «Мстителей» в противоборстве злым силам успешно действует скандинавский бог Тор.

В Америке комиксы нашли самую благоприятную почву для развития, распространившись по стране куда больше и сильнее, чем в других странах любого континента. Комиксы, как направление искусства (или, опять же, литературы), имеет четкое деление на этапы развития – Золотой век, Серебряный век, Бронзовый, приобретя, как, пожалуй, и любое другое творчество, как отражение времени, так и идеи. Идеи, заключающейся в американоцентризме как национальном пути и народном самосознании.

Это народное самосознание привычно определять такими устойчивыми выражениями, как например, «русская душа», «американская мечта». По своей сути, я думаю, понятия диаметрально противоположны.

Суть менталитета американского человека сводится к определенному центризму, «Кто, если не я?» — спросит у себя американский обыватель. Именно это вопрос порождает предприимчивость американца, заставляя податься то на запад, то на восток или другую часть страны в поисках лучшей жизни и успеха. Именно эта ментальность преобладает во всех предприятиях, корпорациях, доходя и до государственного уровня, приобретая яркий характер исключительности. Идея исключительности как раз и прослеживается в народном американском эпосе – герои практически каждый день спасают не только Америку, но и весь мир.

С развитием кинематографа, а, как известно, кинематограф давно стал средой пропаганды, отрасль комиксов и их экранизация, вышли на новый уровень. Толпы обывателей – киноманами их назвать трудно – забивают битком залы синематографа с единственной целью – насладиться геройскими похождениями порождений американской фантазии.

На смену классическим древнегреческим поэмам в свое время пришли комедия и трагедия, став новой вехой мировой истории. Так и с развитие киноиндустрии герои комиксов реализовали некий прорыв или, опять же, симбиоз – краткое повествование картинок стало на экране куда более драматичным, у героев появились более сложные характеры, со своими, как говорится, тараканами, скелетами в шкафу, пороками и добродетелями. Это не могло не привлечь дополнительного зрителя или фаната.

На мой неопытный взгляд, это обычное течение времени и истории, повторяющейся и действующей циклично – недаром был придуман ретроспективный метод. Это определенный этап развития западной цивилизации, которого просто не могло не быть – это влияние, возможно взаимодействие экономических, политических, социальных факторов развития этноса, и если бы он не проявился в комиксах, то проявился в чем-то еще, но комикс придает этому явлению некую уникальность – хоть он и не был придуман в Америке, крепко взялись за него именно там.

Другой вопрос – вопрос пропаганды. То и дело можно увидеть злодеем русского, можно увидеть выдуманную страну, отчетливо напоминающую Советский Союз, советские и российские автомобили, нашу военную форму, ломаную русскую речь. Конечно, есть и другие злодеи, и если они не инопланетного происхождения, то порождение земли американской – не провидение ли это – Америка сама рождает мировое зло под влиянием своего характера, тяготеющего к идее вседозволенности, всемогущества и безнаказанности. Что-то вроде этого движет и героями, которые мир спасают – повторюсь – намек на гегемонию и единственно возможную силу. Вот так, спасибо американским героям за спокойный сон, за содержание мира в равновесии и стабильности.

Как и в античный период, гомеровские поэмы имели большой вес и влияние на последующих авторов, в наше время притягивали интерес многих умов и исследователей. Вот и сейчас, во многих странах появляются комиксы и фильмы по ним – например знаменитые французские мульт- и кинофильмы с пузатым Жераром Депардье – изначально были печатными изданиями с картинками. Ходят слухи, что в России собрались снимать фильм о «русских супер-героях». Не знаю как для Франции, но для нашей страны – событие, я бы сказал, неприемлемое. Мы должны, возможно, изучить это явление заокеанского искусства, но ни как не подражать, ведь у нас свой собственный уникальный путь развития, зачем вплетать в него чьи-то современные веяния? Тем более, что фильмов про наших супер-героев, которые спасли мир, у нас предостаточно – например «Они сражались за Родину».

Антон Массовер

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Артем

    Очень нравятся ваши статьи. Не пропускаю ниодной. Наконец и у нас появился местный журналист высокого уровня. Продолжайте в том же духе, у Вас не плохо получается.

    Ответить
    1. Антон

      Спасибо большое, я буду стараться! Рад, что Вам понравилось)

      Ответить
  2. Alex_NorthWolf

    Понимаю, что антиамериканизм нынче в моде и и одобрен с самого верха, посему тема ну очень актуальна. Особенно, если учесть, что отечественный синематограф ничего, кроме михалковских агитподелок и, простите за выражение, «комедий», ничего зрителю предложить не может. Кроме старых советских фильмов,, которые очень редко увидишь в прокате (ТВ не смотрю, поэтому не могу ничего сказать об этом).
    А если еще учесть, что в Кисловодске нет кинотеатра («Союз» — не в счет!), то… Ну то, что по телику крутят американские «мультики» с монстрами и уродами, забывая, что у нас есть прекрасная база замечательных мультфильмов — это не госдеп виноват, и не Обама. Ей, богу, они тут не при чем. Не они закупают эту муру и не они крутят. С другой стороны, и у нас есть такое, что детям смотреть категорически не рекомендуется. Как и взрослым, кстати. Примеров приводить не буду, дабы не возбуждать нездоровый интерес к некоторым отечественным шедеврам кино и мультипликации. Не хочу заниматься рекламой идиотизма, маразма и откровенной порнухи. А суть моего комента в одном: «Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ли, кума….( и так далее по тексту И.А. Крылова). Как говорят в Одессе — «Наше вам с кисточкой».

    Ответить
    1. Антон

      Изучая в университете историю античной и древнерусской литературы, мне просто показалось интересным провести некие параллели с современностью. Хотя бы это самое студенчество делает комментарий некого Артема смешным и безосновательным — «Уж сколько раз твердили миру…», а далее по тексту. А Вам — спасибо. Будем читать, анализировать, думать и стараться писать что-то более злободневное, актуальное и интересное.

      Ответить
  3. Alex_NorthWolf

    Молодец, Антон, мне нравятся твои материалы и точка зрения. Удачи тебе, — и терпения, стойкости. Для журналиста это очень важно…

    Ответить
    1. Антон

      Спасибо большое! Главное в нашем деле, наверное, чтобы нравилось читателю, а если Вам понравилось, видимо, я на верном пути. Мне еще учиться и учиться, но постараюсь оправдывать ожидания.

      Ответить
  4. Курбан Бердыев

    Антон, молодец, интересная статья.
    Добавлю свои 5 тенге.
    В этой самой Америке, поголовное «изучение» комиксов привело к появлению социального пласта закомплексованных мальчиков, которые спят и видят себя пускающими из рук паутину или парящими над Готэм-сити. Их там действительно до фига. Называются, по-моему, гики. Да-да, похожи на персонажей одного популярного сериала про теорию чего-то там. Только в большинстве своем, это не гениальные физики, а 30-40-летние увальни сидящие на шеях мамочек и папочек. Они ездят на Comic Con’ы, у них висят лазерные мечи на стенах, ну и круглосуточный онлайн естественно.
    Конечно же, наше милое общество недовыветрившихся совков и недоделанных капитолистов вбирает в себя все самое плохое американское, так что неудивительно если скоро мы будем наблюдать у нас тоже самое. Вполне возможно, что уже такие и есть, особенно в столицах.
    Лучше это пива с водкой, насвая с лирикой или активной гражданской позиции — не знаю, каждый выбирает свой путь.
    Пример реальный: коллега, 1978 года рождения, во время совместной командировки усиленно рассказывал мне про новое вышедшее японское аниме и насколько оно «круче» всех предыдущих 200 им просмотренных.

    Извиняюсь за сленг и орфографию, чай не журналист:)

    Ответить
  5. Антон

    Тенге приходятся к месту, думаю)
    Мне кажется, все эти джедаи и человеки-пауки — это масскульт, который захватывает там все больше и больше умов, поклоняются им аки идолам, а комик кон…обзовем его религиозным праздником. А для нас не идолы, а Идолище поганое, с которым бороться нужно политикой в сфере мультипликации и кинематографа, изготовления собственного качественного продукта, о чем говорил в своем комментарии Alex. Но есть ли такая политика? — печальный вопрос, особенно после выхода такого фильма, как «Левиафан» и его дальнейших обсуждений. А деньги, кстати, на него выделялись из министерства культуры. Лучше бы дали денег на такой фильм, как «Васенин», в сети еще, к сожалению, не появившийся. А пока что, к сожалению, Лунтик — не конкурентноспособная кандидатура в борьбе с этой культурной экспансией.

    Ответить