От Кисловодска до Эльбруса теперь всего 72 км по новой трассе

 RoadВ Кабардино-Балкарии завершается строительство автодороги Кисловодск — Долина Нарзанов — Джилы-Су — Эльбрус, на которую по ФЦП «Юг России» выделено более двух миллиардов рублей.

Часть трассы существовала еще в советские времена — туристы со всей страны ехали на турбазу «Долина Нарзанов». В последние годы и турбаза, и дорога к ней находились в заброшенном состоянии: асфальт сменяла грунтовка, местами просто тропинка над пропастью, по которой не каждый внедорожник проедет. Но из года в год десятки туристов стремились в эти удивительные по красоте места, где громадину Эльбруса, кажется, можно потрогать рукой.

В конце пути любителей экстрима ожидают целебные источники Джилы-Су (теплая вода). Здесь издавна существует «народный курорт», за излечением от недугов люди едут, невзирая на то, что жить на высоте 2,5 тысячи метров пока можно только в палатке или в лучшем случае в деревянном домике без каких-либо удобств. Однако завсегдатаи рассказывают истории о чудесных исцелениях. Сюда же едут альпинисты для покорения самого высокого пика Европы — маршрут восхождения с севера более сложный, на нем нет подъемников, и до штурмового лагеря, который находится на высоте 3800 метров, нужно идти пешком.

Современную дорогу, на которую выделили федеральные средства, начали строить в 2008 году. Горная трасса должна обеспечить проезд к Эльбрусу с северо-восточной стороны и связать два курорта федерального уровня — Кисловодск и Приэльбрусье, давая возможность туристам по укороченному маршруту добираться от аэропорта «Минеральные Воды» к целебным источникам Джилы-Су и подножию двуглавой горы.

QualityОбщая протяженность дороги — 72 километра, она проходит по территории трех регионов СКФО — Ставропольского края, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Завершить строительство должны были еще в 2013 году, однако помешал скандал — правоохранительные органы возбудили несколько уголовных дел в отношении руководителей подрядных организаций. Как оказалось, предприимчивые строители при устройстве нижнего слоя основания дороги вместо песчано-гравийной смеси, положенной по ГОСТу, укладывали камни и песок, которые образовывались при проходке — и по размеру эти булыжники к ГОСТу не имели никакого отношения. Никаких затрат на приобретение смеси и ее транспортировку подрядчики не несли, зато в актах выполненных работ они значились. Таким образом, в их карманы утекли 6,5 миллиона бюджетных денег.

Пока шло следствие, строительство велось ни шатко ни валко, а небрежно сделанное дорожное полотно в условиях высокогорья потихоньку начало деформироваться. Этим летом глава КБР Юрий Коков осмотрел дорогу и потребовал завершить строительство до конца года, а минтрансу республики дал поручение инициировать судебные иски к подрядчикам в связи с низким качеством работ для возмещения нанесенного ущерба.

Корреспондент «РГ» проехала по новой дороге и посмотрела, как идут работы перед сдачей в эксплуатацию. В ноябре в горах уже царит зима. В кюветах снега почти по колено, но сама дорога, которая серпантином извивается на перепаде высот от полутора до двух с половиной тысяч метров, чистая и сухая. В восьмом часу утра в воскресенье дорожники расчищают полотно. А к обеду на трассе появились вереницы машин — в том числе более десяти маршруток, на которых частные гиды везут туристов из КМВ полюбоваться горными красотами, попить нарзана, сфотографироваться на фоне скалы Любви, чем-то напоминающей знаменитые «летающие горы» в Китае.

Дорожное покрытие здесь раза в два толще, чем асфальт внизу. Сама магистраль широкая, на ней смогут спокойно разминуться два больших автобуса, причем даже на участке, где трасса буквально врезана в отвесную скалу и идет под углом градусов в двадцать.

Дорожники говорят, что это сложный и уникальный с точки зрения организации строительства объект с параметрами IV технической категории, который предусматривает капитальное двухслойное асфальтобетонное покрытие, две полосы движения шириной по три метра и укрепленные асфальтом обочины шириной по полметра. В условиях высокогорья с его ветрами и переменчивой погодой работать непросто, но тем не менее асфальтирование уже практически завершено — осталось уложить покрытие на участке длиной всего четыре километра.

— Асфальт, гравийно-песчаную смесь и щебень возили за 120 километров из города Лермонтова, всего более 50 тысяч тонн, из них 19,6 тысячи — асфальт, — рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства КБР Арсен Кудаев. — Ежедневно доставляли по 40 тонн стройматериалов на 20 «Кам­АЗах». Часть дороги, которую практически разрушило оползнем, расширили, вынув семь тысяч кубов скального грунта — теперь там широкая дорога и смотровая площадка.

Важно, что к природе строители относятся максимально бережно — при проходе скальную породу не взрывают, а отбивают при помощи современного гид­ромолота. К тому же на участке длиной 650 метров, где при проходке пришлось вырубить березы, высадили 853 саженца.

Дорожникам осталось установить отбойники и знаки, смонтировать водоотводы, чтобы грунтовые воды не подмывали полотно. Кстати, бетонные лотки для водоотвода делали вручную с учетом рельефа и условий высокогорья. Завершается монтаж освещения на участке до турбазы «Долина нарзанов», так что к концу года дорога будет сдана в эксплуатацию.

Кстати

Летом к целебным источникам Джилы-Су ежедневно приезжает до 350 человек, а в выходные — еще больше. Однако условия пребывания туристов здесь спартанские — отсутствуют элементарные бытовые удобства, повсюду горы мусора и бытовых отходов. По данным минздрава КБР, эксплуатация источников ведется без медицинской лицензии на использование их в лечебных целях. Качество воды требует исследования в специализированных лабораториях с последующей сертификацией. Не проводился анализ проб воды и воздуха. Такое положение дел может привести к серьезным последствиям для здоровья людей. Поэтому, после того как будут получены результаты анализа минеральных вод Джилы-Су, начнется разработка программы развития курорта и будет создана необходимая инфраструктура для современного сервисного обслуживания отдыхающих.

Текст: Елена Брежицкая (Ставропольский край)

ИСТОЧНИК «Российская газета»: http://www.rg.ru/2014/11/18/reg-skfo/doroga.html

margarita
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.