Никита Высоцкий:  «Творческое наследие отца – это культурное достояние народа»

Никита Высоцкий:   «Творческое наследие отца – это культурное достояние народа» Встречи

Актер, режиссер, сценарист, продюсер, директор культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке», сын актера и певца Владимира Высоцкого, Никита Владимирович Высоцкий, прилетел на один день в Ессентуки, чтобы в рамках работы Продюсерского центра Эвклида Кюрдзидиса встретиться со зрителями и провести творческий вечер.

«Здесь красиво, комфортно, и люди хорошие. Хочется не на бегу. А приходится на бегу», —  сетует  Никита Высоцкий на острую нехватку времени. Он приезжает в Ессентуки уже второй раз, но снова жестко ограничен во времени: после концерта сразу же на самолет. А хотел бы остаться подольше – осмотреть красоты знаменитого курорта, где бывал его легендарный отец.

Пятигорску посчастливилось принимать Владимира Высоцкого дважды  — осенью 1978 года и осенью 1979 года. С большим восхищением о Кавказских Минеральных Водах отзывается и его младший сын – Никита Владимирович Высоцкий. Перед творческим вечером он согласился дать интервью для нашего издания.

— Меня пригласил Эвклид Кюрдзидис, президент кинофестиваля «Хрустальный источникЪ». Это очень приятно. Меня здесь хорошо принимают, и, надеюсь, зритель отнесется ко мне благосклонно. Не так часто я это делаю, но мы договорились о моем приезде еще два года назад:  был на кинофестивале «Хрустальный источникЪ», и тогда возникла идея сделать такой творческий вечер. В рамках кинофестиваля мы думали и о выставке, и ретроспективе Высоцкого в кино… В эти планы внесла коррективы пандемия. Но фестиваль будет продолжаться, в следующем году он пройдет уже в пятый раз, и я думаю, что мы это сделаем.

— Какое впечатление произвел на вас кинофестиваль «Хрустальный источникЪ»?

— В первую очередь фестиваль это публика, которая в нем нуждается — или не нуждается. Сегодня не просто заинтересовать людей. Не всякий человек пойдет в кино, когда можно любой фильм посмотреть в интернете. А когда есть желание такого живого общения: не просто кино посмотреть, но и пообщаться с людьми которое его делают, и готовить новых зрителей (здесь есть и детские программы) – это очень порадовало на «Хрустальном источнике». Приятно удивило огромное количество людей, которые смотрят кино в кинотеатре. И желание людей смотреть кино, говорить о кино, надеяться на будущее кино. Здесь это правильно очень получилось.

Хотя организаторы, может, скажут, что самое главное – это творческая программа, жюри,  споры, которые возникают, когда люди смотрят фильмы, сталкиваются разные мнения, присуждаются призы, награды, звания. Но мне важен именно интерес зрителя к кино. И люди приходят в кинозалы – мне кажется, для кинофестиваля это очень важно.

— Ваш творческий вечер будет проходить в Продюсерском центре, в телевизионном театре-студии, который открыл Эвклид Кюрдзидис. Знаете ли вы об этом Центре?

— Мы давно знакомы с Эвклидом, вместе работали. Много слышал о его деятельности, его планах по развитию кино и культуры в родном городе и считаю, что они грандиозные. Надеюсь, все получится. Даже уверен в этом, вижу – работать здесь все умеют, никаких нигде ни сбоев, ни накладок.

-Известно, что вы — актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, продюсер и театральный педагог. Но мало информации о том, что вы проводите творческие вечера, встречи со зрителями?

— Очень редко. Во-первых, моя трудовая книжка лежит в музее Высоцкого, в котором я директор. Это моя основная работа. Творческая, но все-таки административная работа. Второе, что тоже для меня важно: я преподаю в институте режиссуру и мастерство актера. И временами, когда у меня есть возможность и я востребован, работаю в кино как сценарист. Реже как режиссер, и, наверное, еще реже — как актер. Поэтому редко, но бывают такие встречи со зрителями, конференции, лекции или еще что-то. Иногда участвую в каких-то программах, связанных с моим отцом, когда меня приглашают. А так,  не то, чтобы избегаю, просто не очень получается. Сегодня суббота, выходной день на основных моих местах работы, поэтому я прилетел.

— Вы главный хранитель творческого наследия Владимира Семеновича. Многих поклонников интересует судьба бесценного архива Высоцкого, который Марина Влади передала в ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства)

— Архив Высоцкого – это действительно плохая история. Не знаю, как ее преодолевать и надо ли? Архив Высоцкого был разделен на две большие части. Одна хранится в ЦГАЛИ, а другая — в музее Высоцкого. И то, и другое — на государственном хранении. Но – разные ведомства, разные подчинения. Это случилось, потому что в свое время Марина то, что было у нее, и что она забрала,  решила передать в ЦГАЛИ. Еще музея не было тогда. А потом его создали. Многое из того, чем владела наша семья, было передано в этот музей. Как директор музея, я отвечаю за эту часть архива. Но многие рукописи, фотоматериалы, документы различные, существенная часть архива отцовского хранится в ЦГАЛИ.

— Расскажите о вашей работе в музее в таком аспекте: помогает ли государство, есть ли поддержка на федеральном уровне?

Это государственный музей, заметный в Москве. Там есть и гигантские музеи, этот — небольшой, но тем не менее, это пятьдесят тысяч единиц хранения. Рукописи, фотографии, вещи, документы. Достаточно большая, богатая и хорошая коллекция. Музей находится в подчинении Москвы. Нас поддерживал и предыдущий мэр Лужков, он фактически дал распоряжение о создании музея Высоцкого в Москве. И нынешний мэр Собянин бывал у нас. И Президент был в музее. На государственном уровне к наследию Высоцкого, на мой взгляд, относятся с уважением, с пониманием, что это не просто очень популярный человек, это — культурное достояние  всего народа.

Есть и проблемы, но они есть у всех. По большому счету, у нас все нормально. Недавно открылась экспозиция о Высоцком, его жизни, творчестве, которую мы сделали. Было принято решение департамента культуры Москвы, очень серьезные деньги в это дело были инвестированы, многие говорят, что это один из лучших, если не лучший проект за последние десять лет, среди музейно-выставочных проектов. Он с современными выставочными технологиями, моделями, почти игровыми. Но сохранены и исконно музейные традиции.

-Расскажите подробнее б этой экспозиции?

— Там есть возможность у каждого человека самому быть исследователем творчества Высоцкого. Во-первых, посетитель может послушать любую песню, посмотреть любую кинороль, все, что сохранилось от театральных записей. Есть большая инсталляция, посвященная тому, что мало известно широкой публике: его работе в радио-спектаклях. Он сыграл в последний год два раза Дон Гуана. Все знают того Дон Гуана, которого он сыграл в телевизионном фильме «Маленькие трагедии», но тогда был еще такой радио-спектакль, который поставил великий режиссер Эфрос. Но про него забыли…

У нас в эксплозии много таких вещей, которые вроде бы забыты, а они сделаны, они явлены. Главное, что человек может коснуться, услышать, посмотреть, увидеть практически все документальные фильмы. У нас есть небольшой кинозал, в котором люди могут набрать название на планшете и смотреть любой фильм. При этом работают живые экскурсоводы, есть реальные вещи из его бытовой жизни, которые он носил, любил собирать, среди которых он жил. Его театральные костюмы, реквизит, кинокостюмы. Экспозиция насыщенная, интересная, а главное, очень современная. Главный герой, конечно, Высоцкий и его время. Это как раз та ситуация, когда всего не расскажешь – надо посмотреть.

-Молодежь сейчас интересуется Высоцким?

— Очень сложный вопрос. Есть молодежь, которая интересуется. Молодежь разная, очень с этим все непросто. И это касается не только творчества Высоцкого, а общий такой процесс: с одной стороны огромное количество информации, а с другой — отсутствие вкуса, понимания истинной культуры. Преобразования, которые претерпели наши образование и культура за последние несколько десятилетий, дают о себе знать. И современное поколение надо привлекать. Тот период, когда достаточно было включить запись Высоцкого и люди поворачивались, вслушивались – прошел.

  «Ни единою буквой не лгу»

После интервью Никита Владимирович отправился на встречу со зрителями. Вечер, погрузивший зрителей в гениальный мир поэзии Владимира Семеновича, был наполнен талантливым прочтением и  яркими эмоциями его сына.

Стихи Высоцкого, с их мощной энергией, глубоким смыслом, уникальной образностью,  через которые он любил, воевал, летал, ходил в море и горы, надеялся, мечтал, болел, мучился  — требуют особого исполнения. Никита Высоцкий, произнося строки отца его голосом, наполняя их своим талантом, не читал – проживал каждое произведение. На высоком накале и с полной самоотдачей звучали гениальные стихи: как крик, стон разрываемого сердца. Поэзия Высоцкого шокирует, удивляет, восхищает,  она стала выражением таких народных струн, которые, благодаря талантливому исполнению Никиты, в этот вечер открылись по-новому.

Никита Высоцкий рассказывал об уникальном наследии отца. Поделился историей собственного пути в качестве актера, сценариста, режиссера и директора музея Владимира Высоцкого. Отвечал на вопросы зрителей.  На встречу пришли истинные поклонники творчества Владимира Семеновича, знающие и изучающие его поэзию на протяжении всей жизни. Состоялся важный и интересный разговор.

 

 

Никита Высоцкий — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, директор Государственного культурного центра-музея В.C.Высоцкого, учредитель и исполнительный директор Благотворительного фонда Владимира Высоцкого, автор сценария «Высоцкий. Спасибо, что живой», озвучил в нём роль своего отца.

 

Лидия Ткачева
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.