Поэты и композиторы – не боги, но настоящая музыка и поэзия имеют божественное происхождение.
(из романа «Совесть человечества»)
Вот молодые говорят, «вам старикам не понять хитов наших кумиров, да и песни ваши пропахли нафталином — не заводят, не зажигают». В самом деле, способен ли завзятый любитель музыки, проживший большую часть жизни в прошлом веке, объективно оценивать, к примеру, творчество такого популярного певца, поэта и композитора, как Ярослав Дронов (псевдоним Шаман). И правда ли, что у каждого времени свои музыкальные кумиры, которые не постижимы для предыдущих поколений?
Постараюсь ответить на эти вопросы примерами из своей жизни
Когда в 12 лет я впервые услышал по радио старинный русский романс «Не пробуждай воспоминаний», к тому же в исполнении великого тенора Ивана Козловского, то слезы восхищения выступили у меня на глазах. Еще дольше пришлось утирать слезы душевного потрясения во время прослушивания арии Каварадосси из оперы Пуччини «Тоска». И это при том, что я буквально бредил в те годы песнями группы The Beatles. В дальнейшем — другими рок-коллективами. Среди них — The Rolling Stones, Led Zeppelin. Deep Purple, Grand Funk Railroad, The Doors, Pink Floyd, Bee Gees, Eagles, Aerosmith, Queen, Boney M, АВВА и др.
Если бы только это! Каждый новый шлягер отечественной или зарубежной эстрады, который доводилось услышать в «Голубом огоньке» или в передаче «Ритмы и мелодии зарубежной эстрады» или в заграничных фильмах, например, в «Пусть говорят», в котором пел Рафаэль, я сразу же напевал, и эти песни украшали мою жизнь, сглаживали ее неприятные моменты, вдохновляли, придавали сил. Господи! Сколько имен, сколько музыкальных жанров, стилей, направлений, течений уживались и по сей день уживаются в моем музыкальном мире. Моими кумирами советского прошлого были Георг Отс, Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Алла Пугачева, София Ротару. Среди зарубежных — Том Джонс, Шарль Азнавур, Рафаэль, Челентано, Демис Руссос, Джо Дассен. Если назвать имена всех, то не останется места для статьи.
И каждый новый исполнитель восхищал и дарил бесценные минуты радости.
А как насчет классики?
С классикой тоже было все в порядке. Фуги Баха, фортепианные сонаты Бетховена, симфонии Моцарта, этюды Шопена вальсы Штрауса вторгались в мой музыкальный мир, помогали жить и бороться за место под солнцем.
В этом необъятном океане, находящемся в вечном движении, где сливались в гармонию тысячи голосов и мелодий, где музыкальные волны накатывали на серые будни, окрашивая их в радужные тона, прибавляли грусти глубины и нежности, холодной тоске дарили надежды на светлое будущее, смывали негативную энергию с души.
Я жил в этом мире и благодарил Господа, сознавая, что музыка имеет божественное происхождение.
Вряд ли современная молодежь способна представить, каким музыкальным богатством обладают любители музыки старшего поколения?
Может, я вообще ничего не понимаю в музыке, отсюда и такая музыкальная «всеядность»? Да нет, музыку надо не понимать, ее надо уметь расслышать и прочувствовать. Как-то великий Арам Хачатурян сказал, что «не важно, какого жанра музыка – главное, чтобы она была содержательной».
Я уверен, что подобных мне любителей музыки — миллионы во всем мире. И что мы не просто способны объективно оценивать современную музыку и песни — мы еще знаем и то, что молодым только предстоит узнать, прочувствовать, пережить.
И нас рано списывать со счетов.
КАК РОЖДАЮТСЯ ШЛЯГЕРЫ
Почему некоторые на первый взгляд простые песни становятся хитами, нравятся миллионам. Как, казалось бы, скромная песня «Подмосковные вечера» обрела мировую известность? А как песня «Белые розы», написанная поэтом и композитором без музыкального образования и спетая детдомовским подростком, стала шлягером на века? И почему песни с богатой гармонией, обещавшие жить долго, побеждавшие на международных конкурсах, в том числе Интервидении, которые пела вся Европа, быстро забывались, как будто их и вовсе не было? А все потому, что есть песни написанные, сделанные по каким-то уже известным музыкальным лекалам. И есть такие, которые рождаются с благословения небес. Проще говоря, у песни должна быть душа. А это привилегия Создателя.
Интересный факт. В конкурсе на лучшую музыкальную версию гимна СССР участвовали многие выдающиеся композиторы 20-го столетия. Более ста сорока человек. В том числе великие Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян. А победил – Александр Александров. Талантливый композитор, но не лучший из лучших.
Так что не самый лучший композитор может сочинить песню, востребованную временем, созвучную народным ожиданиям, лучшую из лучших. Это случится – если ее рождение этим автором будет угодно небу!
О ШАМАНЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ — БЕЗ ШАМАНСТВА
Нечто подобное я испытал, когда мальчишкой услышал песню великого Муслима Магомаева «Синяя вечность». Или — не менее популярную и любимую в народе — «Как молоды мы были» в исполнении Александра Градского.
В такое же состояние восторга и полета ввергали меня зарубежные хиты. Назову некоторые: Without You (Мэрайя Кэри), All By Myself (Селин Дион), I Will Always Love You (Уитни Хьюстон) и др.
Поразительно, но во всех этих песнях (а перечислил я не все), припев взмывает на октаву выше куплета, унося слушателя в свой мир высоких переживаний, и звучат они словно под куполом вселенной. И если бы эти замечательные композиции исполнил другой вокалист, то вряд ли б они обрели долгую жизнь, не говоря о бессмертии.
Предвижу возможные возражения и упреки: дескать, как можно сравнивать состоявшихся мировых звезд с начинающим певцом и его песнями, пусть даже безумно популярными. Извините, но я и не думал сравнивать — ни заслуги, ни популярность, ни вокал, ни вклад в музыкальный фонд человечества этих исполнителей, ни композиции, исполненные ими, Ни о какой рейтинговой иерархии речи не идет. Я говорю только о том мгновении, когда песня подхватывает и уносит в свой мир, и ты понимаешь сердцем, что она появилась с благословения небес.
ЕСЛИ КРИТИКА НЕОБЪЕКТИВНА, ТО ЭТО НАЕЗД
На каждую тысячу поклонников и фанатов всегда найдется хотя бы один гневный критик. А когда поклонников и фанатов миллионы, то критиков таких – тысячи.
Следовало ожидать, что после грандиозного ошеломляющего успеха на Ярослава Дронова обрушится шквал необъективной и недоброжелательной критики. И «костюм у него не такой», и «псевдоним подозрительный», и «выступает за большие деньги», и «государство его раскручивает, и «творчество его и он сам — кремлевский проект», иначе не стал бы таким популярным».
Это действительно проект, но не кремлевский. Повторюсь: все мировые хиты рождаются сверху, это проект, ниспосланный небом в поддержку России в ее тяжелое судьбоносное время.
Это мое личное мнение.
И совершенно неуместны и выглядят мелкими склоками завистливых интриганов обвинения артиста в неискренности, лжепатриотизме, меркантильности. Какой он на самом деле, время покажет. Но я говорю о песнях, а они, эти песни, выступают в его защиту — как знамя, поднятое над головой.
Однако по-прежнему делаются попытки принизить его талант, высмеять его песни и перессорить со звездами старшего поколения, противопоставляя его тому же Киркорову, Газманову, Расторгуеву и др. Вот этого тем более делать не стоит. У каждой поющей звезды своя звездная дорожка, хотя и небосклон один. В конце концов, это не спорт, где можно определить кто лучше, кто хуже. Не стоит также, уважаемые доброжелатели, восхваляя Шамана, причем вполне заслуженно, умалять при этом заслуги других певцов и композиторов. И, наоборот, не надо преуменьшать сегодняшний вклад Шамана, когда очевидно, что песни его нужны стране, созвучны времени, а песня «Встанем» и вовсе звучит как молитва.
Нравится кому-то или не нравится, но сегодня Ярослав Дронов — в ряду лучших и заслуженно выходит с ними на одну сцену, а не благодаря чьему-то покровительству.
Вместе с тем постоянные разговоры о том, что Шамана притесняют, тоже не следует вести. В конце концов, это может вызвать обратную реакцию. Люди могут посчитать, что ажиотаж разжигается искусственно, в реклaмно-коммерческих целях, что, конечно, не созвучно его песням, проникнутым любовью к России.
Эта статья не в защиту песен Шамана. Его песни в защите не нуждаются. Эта статья адресована критикам, которые не желают или не могут спокойно пережить чей-либо звездный успех, чтоб не исходить ядом зависти. Если критика необъективна, то это не критика, а банальный наезд. Совершенно бессмысленно разбирать тексты песен в отрыве от музыки и голоса певца, тем более такого, как Ярослав Дронов. Бессмысленно, даже наивно, оценивать каждую фразу песенного текста на соответствие требованиям высокой поэзии. Более всего умиляют — претензии к рифмам. Дескать, не такие точные, как, у поэтов 19 века. Господа, вы это серьезно? Это же песня, а не детская считалка, не стишки из букваря для первоклашек! Не надо искать глубинных смыслов в каждой фразе — они в самой песне. Они в сочетании музыки, слов, голоса, духа и атмосферы нашего времени, когда страна вошла в сложной исторический период.
Слова, подхваченные музыкой, господа критики, значат гораздо больше, чем без музыки. Это могут быть очень простые слова, но это простота, открывающая невиданные дали, необозримые просторы. Это простота, которая чем проще, тем глубже.
Как будет эволюционировать творчество Ярослава Дронова, появятся ли новые песни высокого полета, останется ли его сценический образ таким же светлым и ярким в своей беззаветной и всеобъемлющей любви к России — время покажет.
Ни для кого не секрет, что звезды на музыкальном небосклоне то приближаются, то отдаляются и даже случается, что сгорают дотла.
Будем надеяться, что звезда Шамана никогда не погаснет, не померкнет и не потускнеет, а только будет светить ярче.
Владимир, я целиком с вами согласна. Статья хорошо разъясняет, чем отличается шедевр от хорошего искусства. И ничего здесь не поделаешь, божественное провидение в искусстве имеет право быть всегда и везде. Это помогает человечеству выжить, это ему в помощь. Душам людей необходима эмоциональная пища. А сейчас у нас есть Шаман. Его звезда освещает путь многим путникам, заблудившихся в жизненных перипетиях. А значит, Бог не оставил Россию, поэтому у нас всё будет хорошо.