Шамиль КАСЫМОВ: КИСЛОВОДСКУ НЕОБХОДИМА КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА

Шамиль КАСЫМОВ: КИСЛОВОДСКУ НЕОБХОДИМА КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТАЖаркую полемику в городе вызвали грядущие перемены в системе пассажирского транспорта: во-первых, по вопросу регулируемых и нерегулируемых тарифов, а во-вторых — в связи с предстоящим конкурсом на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам. Разногласия, возникшие среди перевозчиков, а также неоднозначный опыт других муниципалитетов требуют от организаторов конкурса не только компетентности и высокого профессионализма, но и осмотрительности, чтобы не допустить непредвиденных последствий. А так как эта тема волнует многих кисловодчан, мы решили обсудить это с ними на страницах газеты. Сегодня своим взглядом на проблему с читателями делится депутат городской думы, генеральный директор ЗАО «Автоколонна 1721» Заслуженный работник транспорта РФ Шамиль КАСЫМОВ.

— Шамиль Солтанович, каким вы хотите видеть кисловодский транспорт?

— Я считаю, что у города-курорта, находящегося под пристальным вниманием Президента, должна быть четкая и разумная концепция его развития до 2020-2030 годов. Как театр с вешалки, город начинается с вокзала: на каком транспорте и по каким дорогам мы повезем прибывших, такое мнение у них и создастся. Транспорт должен быть экологически чистым, не ниже 3 класса по экологии, и комфортным. А еще – общедоступным.

— Как нам известно, вы отрицательно относитесь к переходу на нерегулируемые тарифы, которые, казалось бы, выгодны для перевозчиков. Почему?

— Я убежден, что тариф должен быть один. С 2014 года мы все работали по регулируемым тарифам: стоимость проезда в размере 14 рублей устанавливалась региональной тарифной комиссией, и все одинаково освобождались от налога на добавленную стоимость, эта льгота заложена в налоговом кодексе. 27 января, после вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ, вышел реестр по нерегулируемым тарифам, и с 1 февраля все перевозчики, кроме автоколонны 1721, подняли цену до 17 рублей. Мы же продолжаем работать по регулируемому тарифу. Согласно 131-ФЗ маршрутная сеть принадлежит городу, и я считаю, что Кисловодск, как и любой другой город, включая Москву, должен на ней зарабатывать — в виде налогов. В моем коллективе работают 130 человек, за которых ежемесячно выплачивается 800 тысяч рублей страховых взносов, а налог на НДФЛ составляет 300 тысяч рублей, финансовая деятельность прозрачна. На рынке мы занимаем 30 процентов. А кто можетШамиль КАСЫМОВ: КИСЛОВОДСКУ НЕОБХОДИМА КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА сказать, сколько платят в бюджет остальные 70 процентов? Они в администрацию не отчитываются. Предприниматели уплачивают единый налог  с количества мест в маршрутке, это копейки… Но самое главное, против чего я как депутат настроен решительно, это невозможность изменить ситуацию после перехода на нерегулируемые тарифы. Ведь в этом случае органы власти лишаются права устанавливать не только сами тарифы, но даже их предельные значения, что, как понимаете, чревато неконтролируемым взлетом цен. Пока у перевозчиков на руках временные договора, они прислушиваются к администрации. А что будет, когда все получать свидетельство на 5 лет и полное право самим устанавливать цену проезда? Думаю, соседние города – Ессентуки, Пятигорск, Ставрополь – сделали правильно, установив четкую стоимость проезда в соответствии с постановлениями региональной тарифной комиссии. А вот в Кургане, где поспешили внедрить нерегулируемый тариф, сегодня приходят к выводу, что «промчались под красный», потому что цены за год взлетели на 4 рубля, и губернатор поставил задачу вернуться к регулируемым тарифам…

— 19 сентября состоится подведение итогов открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам. Ваше отношение, ожидания?

— В том-то и дело, что я не знаю, чего ожидать. Ведь не были выполнены обязательства конкурса, проведенного в 2014 году. Работа по обсчету пассажиропотока проходила неправильно — зимой, в застойный для курорта период. И расчеты не соответствуют действительности, соответственно и количество автобусных графиков. Маршрутная сеть раздулась, ее надо серьезно, профессионально пересматривать, обсуждать. На данный момент она еще очень сырая, многие маршруты и графики нуждаются в доработке. Между тем уже были расторгнуты договора со многими перевозчиками, заключенные тогда на 5 лет, и назначена дата конкурса, до которого осталось меньше месяца. Я расторгать договор отказался, и АК 1721 продолжает работать по регулируемому тарифу. Часть наших маршрутов, осуществляемых по действующим договорам, в конкурс не включены. Но что дальше? У меня 6 томов расчетов. Ситуация возникла сложная, вопросов очень много. И я очень благодарен главе города за то, что он изучает ситуацию, старается вникнуть в каждую проблему. Мое мнение и депутата, и транспортника, который проработал в этой системе без малого 40 лет: с конкурсом спешить не надо, благо закон еще позволяет его перенести. Лучше прежде семь раз отмерить и создать продуманный, грамотный основной закон для всех перевозчиков – такой, каким была Концепция организации и развития маршрутного пассажирского транспорта в городе-курорте Кисловодске на 2009-2014 годы. С четкой маршрутной сетью, в которой был компетентно просчитан каждый маршрут, количество автобусов на нем, их вместимость. Мало того — был расписан по годам плавный переход с неудобных, невместительных маршруток на автобусы. Когда дума города приняла эту успешную концепцию и процесс пошел, мы стали кредитоваться, приобретать новые автобусы. В итоге же один из них стоит до сих пор незадействованным, маршрут перевели на обслуживание «газелями». А на кисловодские дороги возвращаются «газели» (в которые вмещаются всего 13 человек и заполняют ее, лишая возможности передвижения пассажиров с других остановок), а по некоторым маршрутам вообще ходит такой старый транспорт, что бывает стыдно.

— Почему?!

— Результат непродуманного, подготовленного наспех конкурса 2014 года. Переломить ситуацию в пользу «газелей», которые удовлетворить сегодняшние потребности никак не могут, постарались перевозчики, которые не хотели или не могли приобретать автобусы. И сегодня доля пассажирских перевозок автобусами до 20 мест – 65 процентов, а больше 20 мест — всего 35. Возникает вопрос: почему пошли этим путем? А некоторые перевозчики специально к конкурсу брали хорошие автобусы, но — в аренду в других городах. А потом начались проблемы: например, хозяин потребовал их обратно в силу каких-то обстоятельств. И в итоге на линии остались старые, изношенные машины. Это лишь один пример, а я могу привести множество доказательств того, что тот конкурс не был нужен городу, не был подготовлен и разрушил хорошую систему, работавшую в 2009 – 2014 годах. Мое мнение, что по ее образцу надо создавать и концепцию на следующие годы. Подавляющее большинство перевозчиков считают, что этот вариант торопить не надо. 220-ФЗ сырой.

— Я не специалист, но сегодня движение пассажирского транспорта выглядит абсолютно бессистемным: скопления на остановках, гонки полупустых автобусов наряду с переполненными, пробки на дорогах и т.д. Почему?

— Недоработки маршрутной сети, в которой сегодня нет логики. Возьмите ЦГБ: не учли большого количества приезжающих, в результате скапливается транспорт, который неэффктивен: в салонах по 1-2 человека, а то и совсем пусто. В советское время было в 5 раз меньше личного транспорта, выходили на линию по 11 маршрутам 60 автобусов средней и большой вместимости. Сейчас сделали дублеров. Например, запуская 25 и 19, убили один из самых стабильных и востребованных маршрутов — «двойку». Сегодня, на мой взгляд, целый ряд маршрутов, как выставляемых на конкурс, так и обслуживаемых автоколонной (как, например, маршрут № 5) нуждаются в доработке, от незначительного корректирования до полного пересмотра: 1, 8, 10. Мне также непонятно, зачем повторно выставляются на конкурс маршруты (например, 21), которые были изменены временно, в связи с ремонтом моста на Вокзальной, а теперь восстановлены… Надо отдать должное новому руководству: проводятся совещания, обсуждения, есть надежда на оптимизацию маршрутной сети, но на это нужно время.

Ирина СТРЫЖКОВА

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.