В настоящее время к принятию готовится судьбоносный для нашего города документ: концепция развития города. Прочитать ее можно здесь: http://www.files.kislovodsk-kurort.org/kislovodsk_2013.pdf. Готовит его нынешняя команда городской администрации — люди, увы, не имеющие опыта управления курортом, за год своего правления ни малейшей радости ему не принесшие и доверия горожан не заслужившие. Не удивительно, что кисловодчан этот документ очень волнует , о чем свидетельствуют звонки и письма наших читателей. Сегодня мы публикуем мнение известного в городе молодого политика, председателя МО ПП Справедливая Россия в г. Кисловодске Владимира ДАВЫДОВА и предлагаем вам присоединиться к обсуждению.
Стратегия развития Кисловодска
15 июня на официальном сайте Администрации года-курорта Кисловодска размещен документ под названием «Кисловодск – 2030 комплексное развитие». Данный документ, призванный отразить стратегию развития города-курорта, был нужен давно, так как отсутствие какого либо осознанного вектора его развития приводило к его постепенной гибели как курорта.
И вот, в исполнении поручения Президента РФ Владимира Владимировича Путина, в городе и крае заговорили о работе над документом, где впервые за последнее время должна быть определена генеральная линия развития города. Итоговая версия проекта была представлена на совещании, которое провели в Кисловодске 11 июня министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов и губернатор Владимир Владимиров.
Разработчиком программы почему-то назначили начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Кисловодска. По этой причине Максим Бурлак выступил с докладом, по оценке некоторых присутствовавших крайне не выразительным. Возможно, причиной этого стало неполное понимание вопросов, которые были включены в доклад, и это немудрено: они возникли в разное время, задолго до прихода докладчика в администрацию, и предлагались разными авторами. Итог — явные нестыковки, вот лишь один пример: как можно разместить рядом комплекс футбольных полей, спортивных сооружений и медицинский комплекс? Видимо, по мнению докладчика, звуки сирен и крики болельщиков будут способствовать лечению?
Ну, достаточно лирики, перейдем к фактам. Итак, приоритетными вопросами выделены «город без рекламы» и «город без пробок». Разве это самое главное для курорта мирового значения? На мой взгляд, приоритетными должны значиться передовые технологии лечения, уникальная экосистема, врачи с мировым именем. Именно это может стать конкурентными преимуществами города-курорта в привлечении туристов и отдыхающих, а не отсутствие пробок и рекламы. Кто-то может сказать — придираетесь, но нужно понимать, что правильное определение сильных и слабых сторон города-курорта и предпочтений отдыхающих и туристов основа — планирования стратегического развития.
Интересны и некоторые количественные показатели стратегии. Во-первых, показатель плотности населения — в таблице отсутствует, но нагляден. Итак, в Кисловодске существующая плотность населения составляет 1,9 тыс. человек на один квадратный километр, если вычесть территорию Курортного парка, то показатель существенно возрастет. При этом, значение данного показателя превышает аналогичный в приведенных курортах от двух до шести раз, а доля занятых в санаторно-курортной сфере Кисловодска менее 10%. Для справки: в советское время оптимальная численность населения города-курорта определялась в 70 – 80 тыс. человек и это при условии планируемого в тот период увеличения числа санаториев.
Второй интересный показатель — средняя продолжительность пребывания. Метод расчета данного показателя не совсем понятен, но есть ощущение, что это нечто «средней температуры по больнице», где в кучу слили число отдыхающих, находящихся здесь от 14 до 21 дня, и туристов с пребыванием до 2-3 дней. Так вот, согласно стратегии, представленной на следующем слайде, прирост мест размещения определен за счет ввода новых санаторных учреждений в размере 22 000 койко-мест, но тогда почему средняя продолжительность пребывания снижается до 6 дней, когда минимальный период лечения составляет сегодня 14 дней, а по советским нормативам был 21 день?
Большая часть в вопросах территориального зонирования города — это слегка измененная версия генплана 2011 года. Только вот горнолыжная база и биатлонный центр как то «слегка переехали», а на их месте появился туристический кластер, а также появилась игровая зона.
Особое место уделено и формированию безопасной среды, однако будем надеяться, что соотношение «потратили — приобрели» в рамках проекта «безопасный город» будет в пользу «приобрели». Но уже сейчас есть вопросы, например, нужно ли «детектирование праздношатания» в курортном городе, где молодые, а может и не очень, парни или дамы могут праздно прогуливаться в поисках курортного романа или скапливаться в местах отдыха и приема нарзана.
В рамках стратегии, опубликованной на сайте администрации, раскрыта и перспектива развития транспортной сети города-курорта Кисловодска. Непосвященный читатель может подумать, что все, кроме выделенных и пронумерованных участков — существующая сеть, но это не соответствует реальности. Кроме того, что на схеме города существующая дорожная сеть представлена некорректно, так как это проект генплана 2011 года, есть и большие вопросы к трассе, обозначенной на схеме номером 13. Так называемый «Северо-Западный обход» должен обеспечить транзит в направлении Джилы-Су, однако даже в перспективе оптимизированная городская дорожная сеть сможет эффективно справляться с данным потоком. Так же странно звучит пункт о реконструкции Первомайского проспекта между Колоннадой и Октябрьской площадью, дорога новая, тротуары плиткой выложены, расширение нецелесообразно, так как не обеспечивается расширение на всем протяжении, следовательно, итоговая пропускная способность не измениться.
Стратегия развития историко-культурного наследия, социальной инфраструктуры, инженерных сетей, отраженная в том же документе, преимущественно отражает накопившиеся за последние десятилетия нужды города-курорта Кисловодска, в которые добавлены ряд подготовленных в прошлые годы инвестиционных проектов в санаторно-курортной, спортивной и туристической сфере. Таким образом, они не отражают стратегию развития, а представляют собой перечень отдельных задач, в том числе в вопросах инженерных сетей, социально-экономического пространства. К мелким недочетам можно отнести странное несоответствие обозначений на карте и их описания на слайдах.
Подводя итог можно сказать, сегодня есть предмет для подробного обсуждения:
- Районирование города
- Дорожная сеть, включая определение схем движения транспорта
- Приоритетные объекты историко-культурного пространства
- Приоритетные направления развития города, в т. ч. целесообразность и размещение новых объектов
Что касается остальных вопросов, их актуальность назрела давно и будем надеяться, что сложившаяся благоприятная ситуация позволит реализовать изложенное в представленном документе.
Все правильно, Владимир. Поставить главной целью развития курорта на ближайшие 15 лет рекламу и транспорт — глупость и безграмотность!
Просто поразительно, откуда такую команду безграмотную губернатор нашел. Наверное долго искал. Ну какая это стратегия?!