В Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость» вновь событие. На этот раз в знаменитой «Башне» 15 ноября открылась персональная выставка кисловодского художника Виталия Григорьевича Поленова «Очарованный странник». Экспозицию торжественно открыл директор музея Сергей Степанович Лузин, который провёл историческую линию биографии художника В.Г. Поленова, члена Союза художников СССР с 1967 года. А биография художника удивительна. Тысяча живописных полотен за тысячу вёрст, пройденных с тяжёлым рюкзаком по тропам нашей необъятной России. А главная его жизненная тропа была связана с Кавказом, который нашёл достойное место на его полотнах. Об удивительно реалистических картинах Поленова говорили его соратники и друзья-художники: председатель Кисловодской городской организации Всероссийского творческого объединения «Союз художников России», заслуженный художник Российской Федерации Юрий Арамович Багдасаров и Почётный член Академии Художеств, его заместитель Евгений Константинович Горин, а также Инна Михайловна Котова. Выступил старинный друг художника Владимир Афанасьевич Лунёв, который хорошо знал его, часто бывал с ним в походах на пленэрах. Он поделился с посетителями выставки своими воспоминаниями о былом.
Поленов заслуженно стал любимым и родным в Кисловодске. Мало того, что он здесь родился в 1933 году и пережил мальчишкой войну — здесь с босоного детства он насквозь пропитался величием природы Кавказа. Его снежные вершины, изумрудные пастбища, чистые горные ручьи вошли в широкую русскую душу художника и сделали из него вечно влюблённого «зачарованного странника» гордого Кавказа. Куда бы ни заносила его судьба, душой он всегда стремился на Кавказ. Талант Виталия Поленова призван прославлять свой родной край. Жизнь ему преподносила немало сюрпризов, которые помогали ему закрепить мечту и идти чётко к цели – быть живописцем.
Голодное военное детство, ранняя трудовая биография только закалили его волю к победе. Всё равно он продолжал возвращаться к рисунку, чего бы это ему ни стоило. Поленов получил профессию столяра-краснодеревщика (мастера по изготовлению мебели). Трудился в мастерской столяром 2-го разряда, затем стал инструктором по туризму и водил туристов по Северному Кавказу. Постоянным его попутчиком была Природа, без неё он не мог жить, она была и его главным учителем — в горах он постигал тайны мироздания. Художник хорошо знал и любил Кавказ, уже тогда писал свои первые этюды. Неизвестно, сколько он и оставался бы художником-самоучкой, если бы не его большая любовь. Об этом гостям выставки поведала дочь живописца Надежда Витальевна Поленова:
— Волей случая Виталий в одном из походов встретил Ирину, туристку из Саратова. Ей чуть ли не насильно дали путёвку в далёкий, тогда почти неизвестный Кисловодск. Юноша так был влюблён в Ирину, что поехал с ней в Саратов. Они поженились. Волей случая в пяти минутах ходьбы от их дома находилось Саратовское художественное училище, куда Поленов и поступил. Так, любовь привела его к выбору профессии. Разве это не судьба! За отличные результаты в учёбе в качестве исключения ему разрешили предоставить на дипломную комиссию творческую картину вместо производственной. Несомненно, это была блестящая работа. Семья вернулась в Кисловодск. Мои родители шли по жизни, вместе преодолевая трудности и во всём поддерживая друг друга. Мама к тому времени уже имела два образования: среднетехническое и высшее филологическое, окончив Саратовский Государственный университет. В Кисловодске она поступила в только что основанный музей Н.А. Ярошенко и быстро поняла, что для серьёзной обработки постоянно поступающих новых, а также архивных художественных произведений необходимо образование искусствоведа. Поэтому мама, первая в Кисловодске, поступила и в 1975 году блестяще окончила Ленинградскую Академию художеств им. И.Е. Репина, одновременно продолжая службу в музее. После окончания Академии она была назначена заместителем директора музея Ярошенко по научной части, постоянно пополняла свои знания о знаменитом художнике, объездила многие библиотеки и архивы страны, состояла в переписке с людьми, которые ещё помнили Ярошенко и его окружение. Результатом многолетней кропотливой и интереснейшей работы стали две книги: «Ярошенко в Петербурге» и «Ярошенко. Письма. Документы. Воспоминания о художнике». Папа стал всеми признанным Мастером натюрморта и пейзажа, был одним из создателей и активнейших членов Кисловодского отделения Художественного фонда СССР. Материал для своего творчества он добывал в длительных походах и экспедициях. Исходил не только тропы Кавказа, но и пустыни Средней Азии, путешествовал по сибирской тайге и даже тундре, плавал по реке Лене до её дельты. Папе всё было интересно, путешествия захватывали его меняющимся колоритом природы и новизной впечатлений. Отец навсегда запечатлел эту красоту России на своих полотнах. Суровость тайги, величие горных вершин — всё это подчёркивает хрупкость самой жизни. Его работы такие разные, но все они написаны для людей, чтобы они ещё больше ценили то, что для них создал Бог! Папа при этом никогда не стремился угодить зрителю, а наоборот, стремился воспитывать его художественный вкус. Ведь главное в его творчестве — правдивое отображение природы, без фальши переданные её характер и состояние. По скромным подсчётам, В.Г. Поленов написал около тысяч полотен. Некоторые из них находятся в частных коллекциях и музеях мира. Ряд картин папа подарил музею Н.А. Ярошенко и историко-краеведческому музею «Крепость». Я благодарна директору музея «Крепость» Сергею Степановичу Лузину, устроителям выставки за поддержку, соратникам папы и вам, дорогие гости, за то, что вы пришли к папе на открытие выставки. Здесь представлены одни из лучших его работ, как продолжение его души.
Действительно, все работы нашего прославленного соотечественника Виталия Поленова полны очарования и лёгкой грусти «зачарованного странника». Эта выставка, по праву, так называется. В работах художника есть всё, что открывает нам знания о жизни. На полотнах отражена любовь Мастера к горам, ручьям, полевым цветам и любимому старому Кисловодску, с его кривыми улочками и дутыми балконами. Здесь представлены полотна, которые несут добрую энергетику художника. Они светятся для нас радостью, которую испытывал живописец, когда их писал. Насладитесь и вы, мои дорогие читатели, по возможности, «своим» Поленовым и откройте для себя его творчество.