34 театральный сезон Театра-Музея «Благодать» не устаёт удивлять и восторгать своих почитателей.
И это, правда, мои дорогие читатели, Генеральный директор Валентина Петровна Имтосими и её доблестный коллектив готовы творить и создавать свои чудесные проекты для нас, зрителей, ещё и ещё.
И вот я — здесь, я очень соскучилась по этим музейным залам, где хранятся подлинные факты биографий на исторических персон — замечательных героев спектаклей. Все эти герои любили Россию и служили ей до последнего своего часа: они прославляли страну своим трудом, творчеством и самой своей жизнью! Сколько их было, не сосчитать: Анна Марли, Игорь Сикорский, Александр Колчак, Анна Тимерёва, Сергей Рахманинов, император Николай II, Ольга Чехова, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Михаил Булгаков, Владимир Маяковский, генерал Константин Хагондоков и его дочь Эльмесхан и д.р.
Такие театральные истории, созданные под сенью «Благодати», нужны людям, и они несут им Божественный Свет. Так как нет более важной миссии на Земле, как эта просветительская работа. Главным учителем всех этих земных благородных дел была и остаётся наша несравненная Валентина Имтосими. И я подумала, мой дорогой читатель, как всё взаимосвязано в жизни: усадьба учителя Агафонова с символикой Лиры, которая ждала и знала, что её история будет продолжена. Поистине, пути Господа Бога неисповедимы! Валентина Петровна достойно приняла эстафету жизни усадьбы 19 века и перенесла её в 20 и 21 века. Усадебное русское искусство «Домашнего театра» было спасено!
Итак, Театр-Музей «Благодать» открыл в сентябре 34 театральный сезон, театр неустанно развивается и идёт вперёд, здесь с успехом проходит по 2-3 премьерных спектакля в год. Театр-Музей «Благодать» давно у всех на устах, и все гости, кто приезжал и приедет в Кисловодск на отдых, мечтают посетить столь благословенное место.
Просветительская миссия театра очень важна для развития и сохранения генофонда-памяти России. Мы можем гордиться каждым высоким именем, о котором рассказала «Благодать». Это изюминка Театра-Музея: докапываться до сути, восстанавливать память и «обелять» имена тех великих отвергнутых россиян, которые были вынуждены покинуть Россию и не имели возможности вернуться назад. Все биографические спектакли раскрывают что-то большее, чем завесу жизни этих людей, они показывают сущность личности. Их мысли, мечты, гражданскую позицию и, главное, их линию жизни. Большая плеяда исторических личностей прошла на подмостках «Благодати» за эти годы. А всё, как всегда, начинается с музейной кропотливой работы в архивах многих стран, где когда-то жили наши знаменитые соотечественники, это начало длинного пути к спектаклю. Затем идёт создание книги, как кладези знаний и архивных документов по каждому конкретному делу. Такой героический труд по силу только образованным и талантливым людям, какими являются профессор с мировым именем Александр Дмитриевич Портнягин и его муза жизни и идейная соратница — Валентина Петровна Имтосими.
Затем начинается третий этап работы, где уже трудится весь коллектив «Благодати»: кипит работа над очередным спектаклем и создаётся документальный авторский фильм про важных для России её сыновей и дочерей (такой фильм можно увидеть только здесь и нигде больше). Обычно такие редкие архивные материалы предлагают гостям посмотреть перед спектаклем о герое, про которого будет постановка. Красивую экскурсию всегда проводит Ольга Стасенко. Она умело готовит будущего зрителя к просмотру драматического спектакля. Зрители, подготовленные к восприятию театрального искусства, из рук профессионального экскурсовода плавно переходят в следующий зал, где для них оживают страницы истории. И наши все знаменитые соотечественники снова в Кисловодске с нами, только они на сцене, а мы, зрители, в зале. Живое общение началось. И такое чудо происходит на каждом спектакле!
Мне повезло на днях побывать на таком биографическом спектакле, поставленном по книге знаменитой четы «Рахманинов: Россия в моей душе». Спектакль был поставлен в 2023 году в год 150-летия знаменитого русского композитора под названием «Для музыки и жизни мало!»
Сергей Рахманинов – великий русский композитор. Он остаётся символом России и в наши дни. Везде, где жил, он оставлял о себе добрую память, потому что он русский. Рахманинов говорил: «Мой характер формировался на русской земле, моя музыка – это Россия!»
Знаменательно, что Сергей Рахманинов воспринимал Россию, как белую лиру, запорошенную снегом судьбы. Музыкальная лира также сопровождает усадьбу учителя Агафонова, и вот, по божественному провидению, через 127 лет эти лиры соединились под сенью «Благодати». Проделана гигантская работа всего коллектива в течение пяти лет.
Валентина Петровна Имтосими перед спектаклем взволнованно напутствовала зрителей:
— Это наш выстраданный спектакль, мы к нему шли пять тяжёлых лет, включая год пандемии, работа над проектом не прекращалась ни на один день. Ведь как жил Рахманинов на чужбине, практически ничего не написано, поэтому мы поехали «в гости» к Рахманинову. Мы захотели подышать тем же воздухом, посмотреть на мир его глазами, даже попробовать его пирожные, которые до сих пор готовят в той же кондитерской, побывать в музее и увидеть его любимую картину «Остров мёртвых». Мы с мужем издали книгу, созданную на фактах и воспоминаниях очевидцев, которые передавались от отца к сыну через три поколения. Вы не представляете, нашего великого соотечественника помнят и почитают до сих пор! Мы произносили фамилию «Рахманинов» и нам помогали везде, где мы были: и в Швейцарии, и в Германии и во Франции, и в США. Это был наш пароль. Все ценные материалы, добытые во время нашей творческой командировки, включены в создание авторского документального фильма про композитора, который вам показали в музейном зале. А самое главное — родился этот спектакль, который поставлен по нашей книге. Он заставит волноваться ваши сердца, я в этом уверена!
Спектакль прошёл на одном дыхании всех: и зрителей, и актёров, и музыкантов. Зрители оказались свидетелями жизни Сергея Рахманинова, на их глазах зарождалась любовь молодого композитора, и не одна, пока он не встретил ту единственную — и на всю жизнь, свою музу и супругу, его Наташу. Его дружба со знаменитым Шаляпиным проходит красной нитью через весь спектакль. Эти два русских гиганта, два гения, любили друг друга и были преданы друг другу всю жизнь. Они хорошо дополняли друг друга и вместе принимали решения в тяжёлых жизненных ситуациях. Оптимист по натуре, Фёдор Шаляпин всегда подбадривал своего друга.
Музыкально-драматический спектакль украсили не только арии Фёдора Шаляпина, бессмертная музыка Сергея Рахманинова сопровождала весь спектакль, которая журчала за кадром как ручей с родниковой водой. Это проделала музыкальный руководитель Театра-музея «Благодать» Нелли Дмитриевская. Вот, что она сказала по этому поводу:
— Это самый многогранный мой проект. Музыка Рахманинова очень сложная для восприятия, она глубоко-симфоническая и её тяжело передать одним музыкальным инструментом, и мне пришлось адаптировать его музыку к спектаклю. Вот так в конце спектакля звучит его знаменитая «Итальянская полька», зритель сможет её узнать на званом ужине. Он посвятил эту польку своему отцу, случайно услышав в ресторане в Италии народную итальянскую музыку. Композитор на базе услышанной мелодии создал своё бессмертное рахманиновское произведение.
В спектакле задействовано много молодых актёров. Главные роли сыграли: Сергея Рахманинова – Дмитрий Войсковой; Фёдора Шаляпина — Антон Днепровский; Мариэтту Шагинян – Надежда Новикова. Бабушка композитора – Людмила Лаврова, она же художественный руководитель театра. А маленького Серёжу Рахманинова сыграл Нечукин Георгий (правнук Валентины Имтосими). Идёт преемственность поколений…
Спектакль прошёл на бис. Зрители стоя аплодировали. Это большая удача, триумф. Спектакль рождён, чтобы нести людям правду о нашем знаменитом соотечественнике. Тем более, особенно приятно, что Сергей Рахманинов часто приезжал на лечение в Кисловодск, останавливался он всегда в разных местах. Но последнее его проживание было на Тополевой улице (ныне Курортный бульвар) в гостинице братьев Зипаловых под названием «Россия», где он на третьем этаже снимал несколько комнат. Его там ждал чёрный рояль, заказанный специально для маэстро из Владикавказа, на котором он музицировал перед концертами, поэтому люди часто стояли под балконом, наслаждаясь его игрой. И теперь этот чёрный рояль стоит в музейном зале «Благодати», и каждый вечер волшебная музыка от рук маэстро Павла Левкович разливается в души поклонников театра.
Сергей Рахманинов долго жил в США, где активно помогал нашим соотечественникам, а главное, он помог молодому Игорю Сикорскому организовать выпуск первых в мире четырёх моторных вертолётов. Они были очень дружны, и Рахманинов стал крёстным отцом сына Сикорского Коленьки. Николай Игоревич Сикорский был неоднократно в Кисловодске. Он помог организовать музейный зал, посвящённый его знаменитому отцу. Частые и желанные гости в Театре-Музее «Благодать» — военные, а именно, лётчики. На этот раз «Благодать» посетил большой гость – Командующий Дальней Авиации ВВС, генерал-лейтенант Жихарев Анатолий Дмитриевич. Он сказал приветственные слова всем присутствующим и поздравил коллектив Театра-Музея «Благодать», в лице Валентины Петровны и Александра Дмитриевича, с таким сильным по драматургии спектаклем про великого русского композитора. Он передал в музей от Большой Авиации России много памятных подарков. Среди них были настенные часы, подписанные самим президентом Путиным В.В.
Сергей Рахманинов, будучи выпускником Московской консерватории, в 1892 году для диплома взял поэму А.С. Пушкина «Цыгане» в качестве либретто к своей опере «Алеко». Опера очень понравилась его учителю Петру Ильичу Чайковскому. Поэтому в спектакле и на званом ужине звучала цыганская тема. Сам Фёдор Шаляпин (артист Антон Днепровский) с большим успехом исполнил романс «Эй, ямщик, гони к Яру…». А также уже в зале для гостей красивый молодой цыган (актёр Вячеслав Ткаченко) задорно исполнил романс на бис.
Все музыкальные картинки и романсы были органично вписаны красной канвой в музыкально-драматический спектакль. Спектакль сыгран актёрами профессионально, их игра создала мощную энергетику в зале: дрожь пробирала многих, и трудно было остановить слёзы. Но никто из зрителей этих слёз не стеснялся, так как эти слёзы были от гордости за великого русского композитора Сергея Рахманинова — сына своей матери-России, чьё детство прошло в деревне Ивановке Тамбовской области.
Ссылка на видео https://rutube.ru/video/private/40e28fdf0d115c84236f79a5c497069c/?p=EMT5oBeU_TsjzSpLbLVvzg