«Мама два паспорта мои сожгла, чтобы я не ездил на гастроли и бросил цирк…»  

«Мама два паспорта мои сожгла, чтобы я не ездил на гастроли и бросил цирк…»    Цирковое искусство

Милый, добродушный клоун Харри уже 30 лет смешит детей и взрослых на манеже цирка. Больше десяти из них исполнитель этой роли, Заслуженный артист России Игорь Яшников работает в шоу «Бурлеск», которое сейчас гастролирует в кисловодском цирке. Он обладатель «Серебряного клоуна», «Бронзового льва» и множества других престижных цирковых наград и премий. Наш журналист Елена Тюменёва встретилась со знаменитым ковёрным и узнала, как череда случайностей повлияла на его выбор профессии.

Игорь, почему вашего клоуна зовут Харри?

— Был такой знаменитый дуэт американских комиков Лорел и Харди. Когда начинал создавать свой образ, я решил использовать в своих выступлениях музыку, которая звучала лейтмотивом в их короткометражках. Но между собой в разговорах мы этих актеров часто называли Харри и Ларри (так нам слышалось), а имя Харри оказалось очень созвучно с Гарри или Гарик, так меня часто звали друзья и коллеги, это производная форма от имени Игорь. Вот так и появился мой Харри.

А совсем недавно одна из журналисток написала в статье про меня «харизматичный Харри», получается Харри от слова «харизма». Такая интерпретация имени мне тоже нравится.

В жанре клоунады вы работаете уже больше 30 лет. А с чего все началось, как вы попали в цирк?

-Случайно. Я вообще не собирался становиться артистом. Я хотел быть летчиком. В 16 лет пришел в цирковую студию, чтобы натренировать вестибулярный аппарат, развить силу и выносливость. На занятиях я пробовал разные цирковые жанры: ездил на моноцикле, лазил по канату, крутился на трапеции, стоял на катушках, кидал булавы, шляпы. Но так случилось, что в летное училище меня не взяли из-за треснутой барабанной перепонки. Я ушел в армию, а когда вернулся, тут тоже в мою судьбу вмешался случай.

У нас был прекрасный педагог Валерий Акишин. Он договорился, и весь наш самодеятельный коллектив взяли на работу в Ташкент в «Цирк на сцене». (прим. ред. Это цирковая организация, которая существовала в нашей стране с 1950 по 2018 год. Артисты, которые в ней работали, ездили по отдаленным районам, выступали в домах культуры, парках и сельских клубах.)

Когда я вернулся, основной состав артистов был уже сформирован. В коллективе оставалось только одно свободное место — осветителя. Мне предложили его занять, я согласился и вместе со своими друзьями отправился в Ташкент. Если бы я вернулся из армии дней на 10-20 позже, то всё, они бы уехали, а я бы остался дома в Мурманске и не попал в профессиональный цирк.

Что заставило остаться в цирке? Вы почувствовали свое призвание или захотели прославиться?

— Мне с детства всегда нравилось выступать. Я читал стихи перед родными у бабушки в деревне, играл в кукольном театре. Я никогда не считал, что я очень талантливый. Было много друзей, более одаренных и перспективных для цирка, но они не стали выступать. Многие не пошли в цирк из-за мизерной зарплаты. Денег нам начинающим артистам платили очень мало – 1 рубль в день. Столько же стоил в кафе «Цыпленок табака», поэтому всю свою зарплату мы проедали. Когда возвращались с очередных гастролей, то фактически жили за счет родителей. Я тогда нашел выход —  на овощебазе подрабатывал.  А у нас вынужденный простой (прим. ред. промежуток между выступлениями) мог длиться по несколько месяцев. В это время мы репетировали, клеили декорации, дорабатывали реквизит. На том этапе многие ребята из коллектива ушли. Родители тоже были против моей работы в цирке. Мама 2 паспорта мои сожгла, чтобы я не ездил на гастроли.

Так мы просуществовали пару лет. Потом нас пригласили выступить на фестиваль «Молодежи и студентов» на сцене Театра Советской армии. Это и стало толчком. Нас заметили. Номер «Веселые скакалки» взяли в лучшую программу «Цирка на сцене». Потом был конкурс, где мы получили первое место. Это был фурор. Начались зарубежные гастроли. Мы приобрели всесоюзную известность. Все так и закрутилось.

Вы 10 лет проработали артистом-акробатом. Почему решили сменить жанр и уйти в клоунаду?

— Я понял, что «вырос из этих штанишек». Коллектив тогда работал в США, я ушел из него и вернулся в Россию. Это были сложные 90-ые годы, и я, как и многие тогда, ушел в торговлю. Так я зарабатывал деньги. Но параллельно устроился в Театр Терезы Дуровой, стал работать клоуном. Мне всегда нравилась эксцентрика. Мы в коллективе «Веселые скакалки» выступали в образе клоунов, поэтому гримироваться я уже умел. Вечерами я закрывал магазин, а потом ехал в цирковую студию, где снимал зал, и репетировал трюки.

Как рождаются репризы? На кого они рассчитаны на детей или взрослых?

— Большинство моих реприз мне помогал придумывать режиссер, знаменитый клоун и мой хороший друг Александр Сарнацкий. У меня их очень много и в зависимости от программы я их меняю. Конечно, с годами репризы трансформируются, я что-то убираю, что-то добавляю. Юмор меняется. Есть несколько номеров, которые сам придумал. Я стараюсь следовать традициям советской клоунады, когда главным в репризе был трюк. Разучить их не так просто. Например, на подготовку репризы, когда я бросаю шарик в шапку, закреплённую на перше (цирковом шесте), ушло 8 месяцев. Сложность в том, что я бросаю его ракеткой. Такой трюк больше никто не делает. Чтобы научиться прыгать на ходулях, я целый год репетировал. А на номер с раскладушкой у меня ушло целых три.

Зрителей я не разделяю, не делаю реприз специально для детей или для взрослых. У меня смеются все и всегда. Любая реприза — это история. Хорошей считается та, у которой есть яркий финал. Например, реприза с бабочкой. Она простейшая. Когда ее у меня отнимают, зал так переживает за меня. А потом, когда я достаю целых три бабочки, все так радуются!

Игорь, после получения звания Заслуженный артист России, что-то изменилось? Вы получили самоудовлетворение, ощущение того, что достигли в профессии всего, чего хотели?

Звание я получил в 2006 или 2007, может чуть раньше, точно не помню. Все получилось спонтанно. Я рассказывал о себе одному знакомому, мы стали друг перед другом меряться регалиями, я рассказал про свои победы на фестивалях. Нас услышал руководитель программы и сказал: «Игорь, я не знал, что у тебя столько наград и ты у нас такой известный». После этого разговора он «подал» меня на Заслуженного артиста, и я получил звание. Сам не просил, за меня тоже никто не просил. Конечно, чувство самоудовлетворения после этого у меня появилось, но в остальном ничего не изменилось. Теперь я шучу, что «почиваю на лаврах».

Многие цирковые артисты рано уходят на пенсию. Сейчас Вам 67 лет. Гастрольная жизнь не надоела?

Если считать по годам, которые я работаю коверным, то я еще молодой клоун, я же не сразу в этом жанре начинал. Цирк — это мое внутреннее состояние. Я очень люблю гастрольную жизнь. В 33 года я считал себя уже старым для цирка и хотел уйти, а сейчас говорю жене, что клоуном можно и до 80 лет работать.

Кстати, а как родители, они в итоге смирились с вашей профессией?

Конечно. Когда я съездил на гастроли в Японию, а во времена СССР это считалось «блатной поездкой», в которой хорошо платили, я вернулся с магнитофонами и деньгами. Мама поняла, что и в цирке можно хорошо зарабатывать и смирилась.

ЕЛЕНА ТЮМЕНЕВА

Фото: ФОТОАРХИВ ШОУ «БУРЛЕСК»
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.