В ГОД своего 35-летнего юбилея Кисловодская городская организация Союзы журналистов с особой гордостью обращается к творческой биографии тех своих коллег, кто ныне составляет «золотой фонд» коллектива. Среди таких — Юрий Петрович Жванко, известный, высокопрофессиональный фотохудожник, чьи творческие работы давно уже шагнули за границы нашего региона.
Еще в середине 70-х годов Жванко «вышел» на страницы газет и журналов, понял: его фотоснимки востребованы, оценены по достоинству. Тогда и решил — пора присоединиться к престижному Союзу журналистов СССР, который, несомненно, расширит его творческое общение, позволит перенимать опыт старейших и делиться своим опытом с коллегами помладше. А делиться уже было чем.
Фотожурналист несколько раз бывал на Всесоюзной ударной стройке Сургут- Уренгой, где летом жара — свыше 30, а зимой стоят 40-градусные морозы. Вспоминает ныне, как родственники экипировали Юрия да зимнюю съемку: где-то одолжили богатую, сшитую на заказ по стилю «а ля Шаляпин» меховую шубу до пят, с шалевым воротником умопомрачительного оранжевого цвета.
«Неадекватность своего одеяния, — с улыбкой вспоминает ныне Юрий Петрович, — на Севере «оценили» сразу: кто — усмешками, а кто — и гомерическим хохотом… Понял — почему Объекты моих снимков, трассовики, были одеты в ватники и овчинные полушубки».
Смех — смехом, а снимки получались замечательные, разноплановые. Тут и красивейшие заснеженные пейзажи; и тысячи горящих факелов; и тайга, усеянная опорами высоковольтных электропередач и т.п. Был и такой эпизод: как-то, шутки ради, запечатле л фотограф одиноко стоящий в тайге деревянный туалет, внутри блестяще-белый от инея Руководство трассы, увидев снимок, попросило его увеличить чуть ли не до метра и сделать с полсотни экземпляров: мол, наклеим на деревья, и пусть прибывшие на работу смотрят — выдержат это «коммунальное удобство», пусть остаются, «добро пожаловать» Не выдержат — «скатертью дорожка»…
И такой, со смешинкой, вспоминается момент. Прибыл Юрий на вертолете в стойбище оленеводов. Поснимал оленей, а гут заметил хантов, одетых в колоритные малицы — одежды из оленьих шкур, отороченные мехом. Красивые! Как тут молодому человеку не «увековечить» себя с какой-то юной симпатяшкой в эдаком наряде. Выбрал, знакомится. А та — в ответ: «Валера». В общем, оказалось — парень. При всех прочих перипетиях, поездка была плодотворной. Позднее в Кисловодском кинотеатре «Россия» прошла персональная фотовыставка Жванко; снимки из этой серии публиковались в союзном журнале «Журналист». Немало интересного довелось снять в те годы и в Узбекистане — прекрасные пейзажи, исторические примечательности, именитые хлопководы, заслуженные люди республики. Многое из того увидело свет в календарях, подборке открыток.
Сегодня трудно перечислить все творческое богатство, содержащееся в активе фотомастера, так оно велико. К примеру, бесспорно ценными можно назвать: фотоиздание, вышедшее в 70-х i-одах, о цветущем тогда, прекрасном городе Грозном, книгу к200-летию Георгиевского трактата, изданную совместно с грузинским издательством «Советская Грузия» и издание о городе химиков «Певинномысск».
В последние годы огромную популярность завоевали юбилейные фотоальбомы «Кавказские Минеральные Воды — 200» (пятое его издание вышло в Москве, в Министерстве экономического развития и торговли — в департаменте по туризму), а также — «Пятигорск»-225 и «Железноводск» -195.
Примечателен факт: окончив институт иностранных языков, Юрий Петрович попал в красивейший французский город-побратим не как специалист французского языка, а как человек с фотоаппаратом. Будучи в начале 90-х годов руководителем ассоциации дружбы «Кисловодск-Экс-ле-Бен», он снимал там подписание и пролонгацию договора дружбы между главой г. Кисловодска и мэром города-побратима; там же в 1992 году фотографировал кисловодский фарфор от «Феникса», который с блеском представил во дворце экспозиции города его директор I I.Б. Лобжанидзе; не раз фотодокумеитировал другие многочисленные визиты но Францию кисловодских делегаций.
На мой вопрос к Ю. П. Жванко о выбранном творческом пути он ответил: «Я благодарен своей профессии зато, что опадала мне уникальную возможность встречаться с интереснейшими людьми, и не только встречаться: у меня ведь есть такая особенная привилегия, я могу их увидеть только своим взглядом, через призму аппарата, приблизившись вплотную к их лицам — от руководителей государства, выдающихся артистов, писателей, спортсменов, космонавтов до просто приятнейших людей, с которыми мне было комфортно как профессионально, так и чисто по-человечески».