Вверенный мне отдел, осуществлявший организацию работы и контроль деятельности служб БХСС, уголовного розыска, наружной службы и службы досмотра подчиненных подразделений, обслуживал Северо-Кавказское управление на воздушном транспорте.
Кроме аэропортов Кавказа, в него входили аэропорты городов Волгограда и Астрахани. Для этого было 5 отделов внутренних дел в Волгограде, Ростове, Краснодаре, Сочи и Минеральных Водах, 12 отделений в других аэропортах (Астрахани, Махачкале, Новороссийске и т.д.) и три линейных пункта (В Элисте. Майкопе и Волгодонске). Отдел
Основным методом контроля было проведение комплексных проверок подчиненных подразделений один раз в три года и через год – контрольных проверок. В целях эффективности работы всем моим 7 подчиненным были выданы годовые билеты (Литер – П) для бесплатного полета во все аэропорты Северного Кавказа, а у меня и начальника УВДТ – (литер – У) для бесплатного полета во все аэропорты страны. Можно было на субботу и воскресенье слетать во Владивосток покупаться в Японском море. Но так я ни разу и не слетал, хотя Приморье – моя родина и я последний раз купался в Японском море в 1949 году, когда мне было 12 лет.
Лично в мои обязанности входил вылет в любой наш аэропорт для организации обеспечения порядка и безопасности при прилете туда членов Политбюро и других высокопоставленных лиц. Вылетал в Сочи для встречи-провода Брежнева, прилетавшего отдыхать (при этом его встречали Суслов и Черненко). Вылетал в Астрахань, куда прилетал Брежнев для охоты на гусей в 1980 г. в низовьях Волги. Там три часа провел вместе с сопровождающими министра Щелокова А.Н., знакомились с городом.
В 1980 году в аэропорту Сочи встречался с Ю. Чурбановым, он давал мне поручение для моего генерала прислать в МВД СССР представление о присвоении звания полковника милиции моему подчиненному – начальнику отдела аэропорта Сочи. Я ответил, что «будет сделано, тем более, что писать представление буду я».
Летать приходилось много, в неделю по 2-3 раза. Были случаи, когда позавтракал в Ростове, пообедал в другом аэропорту, поужинал в третьем, а ночевать прилетал домой в Ростов. Трижды попадал в предкатастрофные ситуации.
За время моей работы произошло две катастрофы: над морем возле Анапы столкнулись два встречных самолета. Пассажиры падали в море с высоты 6 км, разбиваясь о воду больше, чем от падения на землю. Погибло более 80 человек. В 1971 году разбился при посадке самолет ИЛ-18, летевший из Ташкента. Он столкнулся с землей между аэропортом и горой Змейкой. Погибло около 80 человек, находившихся в фюзеляже. Сгорели основательно, потому что ручейки расплавленного металла текли по полю. 12 пассажиров, сидевших в хвосте самолета, который отломался от фюзеляжа, остались живы. Как член комиссии по расследованию катастроф, я обязан был устанавливать личности погибших. Не всегда это удавалось, особенно в случаях, когда сгорали трупы и их документы. Не производилось опознание погибших родственниками. Трупы кремировались и родственникам выдавались урны с пеплом.
Страшно, конечно. Но погибает в автокатастрофах в десятки раз больше. Раньше, в мое время, разбивался один самолет на более чем миллион вылетов. Сейчас – еще меньше – авиация стала надежней.
Уголовное дело, ставшее единственным в стране
Кратко описав обстановку, в которой работал мой отдел, очень хочется рассказать о том, как раскрывали единственное в стране уголовное дело о взятках при ремонте самолетов малой авиации.
В нашем оперативном обслуживании находились три авиаотряда ПАНХ (применения авиации в народом хозяйстве, в основном, в сельском) в Краснодаре, Элисте и Пятигорске. В них было более двухсот самолетов ПО-2 («кукурузников») и вертолетов. Ежегодно они совершали до двадцати авиапроисшествий с повреждением летательных аппаратов. А это уже ЧП. Заключение о годности аппарата к полетом давали только представители авиаремонтных заводов. Они приезжали, осматривали самолет и говорили, что его нужно отправлять на ремонт только на завод на Украине. Командир корабля падал в ноги и умолял представителей решить вопрос на месте. За взятку в 10 тыс. рублей они соглашались прислать своих пару человек ремонтников. Они делали ремонт. Нам удалось выявить и задокументировать два факта взяток работниками двух авиаремонтных заводов. Виновники были осуждены. Были ли подобные дела в стране, мне не известно.
За это оригинальное и единственное в стране уголовное дело я и мой помощник (инспектор БХСС отдела) были награждены почетными грамотами МВД СССР.
Фото: https://fishki.net/1242173-letnaja-molodost.html