Вспышки на солнце. Отзыв на исполнение Концерта для скрипки с оркестром ре минор, опус 47 Яна Сибелиуса

Вспышки на солнце. Отзыв на исполнение Концерта для скрипки с оркестром ре минор, опус 47 Яна Сибелиуса НОВОСТИ

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастьи, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое тёмный ужас начинателя игры!
Н.С.Гумилев. «Волшебная скрипка»

Вспышки на солнце. Отзыв на исполнение Концерта для скрипки с оркестром ре минор, опус 47 Яна Сибелиуса
Фото: Татьяна Булгакова

Выступление скрипача Михаила Усова в Северо-Кавказской государственной филармонии имени Сафонова 25 октября 2025 года разочаровало. Все грамотно, супер виртуозно, но потерян смысл, заложенный Яном Сибелиусом.
Расширенная каденция прозвучала, вероятно, так же, как на премьере в 1904 году, скучно и трудно.
И как не вспомнить все перипетии с исполнением этого труднейшего произведения, когда маститые исполнители хитро отказывались исполнять его под любым предлогом. Они понимали, сколь технически труден данный концерт, поэтому композитору приходилось его перерабатывать несколько раз. Но тем не менее, расширенная каденция в первой части сохранялась в каждой версии. Труднейшие переходы, игра на одной струне, виртуозность –всё это требует величайшего мастерства от исполнителя.( 1 премия конкурса Виктора Третьякова в 2025 году подтвердила это).
Но здесь и встает проблема: точное исполнение, высочайшее мастерство, но что-то теряется, что-то отключает вас от пространства Вселенской гармонии.
Это самое часто звучащее произведение Яна Сибелиуса наряду с «Грустным вальсом».

Скрипач исполнил, а человек-слушатель не взволновался, не пережил то, оставшееся навсегда в его памяти захватывающее каждую клеточку его тела, чувство восторга от страстей и всеохватывающих, до спазма в горле, чувств, вызванных не набором звуковых пассажей и виртуозностью, а прочитанных только данным исполнителем душевных перипетий, невообразимого чувственного опыта, которым делятся двое: композитор и исполнитель перед широкой публикой. Это как высокая степень концентрации перед смертью на эшафоте. (Помните, как извинялась Мария –Антуанета перед палачом:» Pardonnez-moi monsieur.Je ne l ai pas fait expres ( Простите, месьё, я не нарочно»).
Достоинство и самообладание.

Услышать игру скрипача Максима Венгерова, проживающего партитуру концерта Сибелиуса, было для меня сродни покаянию. Ни исполнителя, ни композитора, а моего. Мое всё существо откликнулось на высокую степень духовной практики столь великого мастера, который, как духовник, не виден тобою и молчит, а ты исповедуешься и плачешь от того, что не можешь найти слов для выражения твоих эмоций и только духовник молчит и все прощает.
Прочувствовать исповедь Сибелиуса можно, только изучив его биографию, и понять его безграничную любовь к скрипке.
Музыка поработила меня при простом скольжении по волнам интернета, вдруг-чудо духовного отклика, прощения от неимоверного исполнения произведения Максимом Венгеровым, которое вросло в мою плоть и запомнилось только имя исполнителя, название произведения, да фамилия композитора.

Узнать, что все скрипачи исполняют вторую версию концерта, мне предстояло позже, когда сам скрипач Максим Венгеров представил первую, запрещенную самим композитором после её исполнения в 1904 году к исполнению, версию концерта ре-минор для скрипки с оркестром. И только в 1991 году наследники композитора позволили скрипачу Леонидасу Ковакосу сделать запись авторской редакции.

Тот, кто взял её однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Сколько боли лучезарной, сколько полуночной муки
Скрыто в музыке весёлой, как полуденный ручей!

Так почему же не почувствовалось то, о чем сам композитор писал: «В жизни каждого человека есть своя трагедия».
Травма плеча и мечта стать скрипачом виртуозом оборвалась. Смерть двухлетней дочери. Удаление опухоли в горле, пристрастие к алкоголю и табаку…
Друг Сибелиуса спустя десять лет после смерти дочери нарисовал картину «Смерть ребенка», которую композитор повесил напротив рояля.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.

Усталость после победы в столь престижном конкурсе или вспышки на солнце?
А может быть, только величайший скрипач нашего времени смог прочувствовать все нюансы данного произведения, когда получил травму плеча, взял паузу, а потом погрузился в изучение искусства дирижирования ( «нет худа без добра»), а потом, снова вернулся на сцену, как солирующий скрипач.

Пожелаем победителю IV Международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова, проходившего с 20 сентября по 1 октября 2025 года в Красноярске, отдохнуть и выдержать марафон из доставшихся в качестве призов череды выступлений.
В качестве почётных гостей на Фестиваль Виктора Третьякова в Красноярск в следующем году пригласили Александру Ли и Михаила Усова, разделивших первое место. Михаил также удостоился приза Юрия Башмета — концертов в этом и следующем творческих сезонах.2025-2026.
Художественный руководитель и главный дирижёр Красноярского академического симфонического оркестра Владимир Ланде пригласил для совместного выступления в краевой столице Марию Артееву и Михаила Усова.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой…

Татьяна Булгакова

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.