«Адыги: рыцари, всадники, воины …» Новая выставка открылась в музее «Крепость»

«Адыги: рыцари, всадники, воины …» Новая выставка открылась в музее "Крепость" ВЫСТАВКИ

В круглой башне Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» сегодня открылась выставка из фондов национального музея республики Адыгея «Адыги: рыцари, всадники, воины …». 

«Адыги: рыцари, всадники, воины …» Новая выставка открылась в музее "Крепость"Предки адыгов – автохтонное население Северо-Западного Кавказа – одни из первых одомашнили лошадь  и по настоящее время в регионе актуальны традиции коневодства, особого отношения к этому верному спутнику адыга.

Посредством уникальных экспонатов на выставке будет представлена эволюция экипировки воина, конского снаряжения, холодного и огнестрельного оружия, видов военного транспорта в разные археологические эпохи и предметы этнографии по данной теме с VIII в. до н.э. до конца XIX в. н.э.

В каждую историческую эпоху именно при изготовлении оружия и конского снаряжения в первую очередь использовались  новейшие технические достижения, которые влияли на развитие военного дела. В протомеотский период при изготовлении оружия использовались такие сложные технологические приемы как литье в двусоставные формы и литье по восковой модели; в меотской культуре и в эпоху средневековья  уже были известны пакетирование и науглероживание.

Всадническая традиция способствовала воспитанию в адыгской среде высокого воинского профессионализма и востребованности в качестве воинов в эпоху Ассирийского царства и переднеазиатских походов киммерийцев; позволило возвыситься мамлюкам в Египте в эпоху средневековья, а в новое время утвердиться в Османской империи.

Северо-Западный Кавказ стал центром формообразования в области вооружения. На территории исторической Адыгеи происходила эволюция адыгского клинкового оружия от кинжала пятигорского типа до создания совершенной формы – черкесской шашки.

Дух свободы и независимости, стремление к славе и предпочтение смерти бесславной жизни – все эти представления и установки являлись составными элементами рыцарской культуры. Черкесское дворянство, девизом которого было «честь и война», выработало свой рыцарский моральный кодекс — так называемый «уэркъ хабзэ» («уэркъ»- рыцарь, дворянин; «хабзэ» — кодекс обычно-правовых, этикетных норм). Свод правил и принципов, содержащийся в нем, апеллирует к таким категориям, как: чувство личного достоинства, уважение и внимание к людям, мужество, честь, правдивость.

В то же время черкесская цивилизация в своей основе не воинственна  поскольку не испытывает потребности к социально-географическому расширению: присоединению новых территорий, покорению других народов. Ценя свою свободу как высшее благо, она не стремится к порабощению других.

Наличие и презентация в рамках выставочного проекта уникальных археологических артефактов, раскрывающих характер и этапы формирования адыгского этноса, его традиций, обычаев и культуры, будет содействовать максимально широкому распространению идей толерантности и консолидации гражданского общества в регионе.

Значимость данной выставки возрастает в связи с ростом потребностей населения в качественно новых услугах в сфере культуры, туризма, усилением внимания к патриотическому воспитанию молодежи, региональному и этнокультурному компонентам в образовании на региональном и федеральном уровне.

Михаил ЕСАУЛОВ

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.