В круглой башне Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» сегодня открылась выставка из фондов национального музея республики Адыгея «Адыги: рыцари, всадники, воины …».
Предки адыгов – автохтонное население Северо-Западного Кавказа – одни из первых одомашнили лошадь и по настоящее время в регионе актуальны традиции коневодства, особого отношения к этому верному спутнику адыга.
Посредством уникальных экспонатов на выставке будет представлена эволюция экипировки воина, конского снаряжения, холодного и огнестрельного оружия, видов военного транспорта в разные археологические эпохи и предметы этнографии по данной теме с VIII в. до н.э. до конца XIX в. н.э.
В каждую историческую эпоху именно при изготовлении оружия и конского снаряжения в первую очередь использовались новейшие технические достижения, которые влияли на развитие военного дела. В протомеотский период при изготовлении оружия использовались такие сложные технологические приемы как литье в двусоставные формы и литье по восковой модели; в меотской культуре и в эпоху средневековья уже были известны пакетирование и науглероживание.
Всадническая традиция способствовала воспитанию в адыгской среде высокого воинского профессионализма и востребованности в качестве воинов в эпоху Ассирийского царства и переднеазиатских походов киммерийцев; позволило возвыситься мамлюкам в Египте в эпоху средневековья, а в новое время утвердиться в Османской империи.
Северо-Западный Кавказ стал центром формообразования в области вооружения. На территории исторической Адыгеи происходила эволюция адыгского клинкового оружия от кинжала пятигорского типа до создания совершенной формы – черкесской шашки.
Дух свободы и независимости, стремление к славе и предпочтение смерти бесславной жизни – все эти представления и установки являлись составными элементами рыцарской культуры. Черкесское дворянство, девизом которого было «честь и война», выработало свой рыцарский моральный кодекс — так называемый «уэркъ хабзэ» («уэркъ»- рыцарь, дворянин; «хабзэ» — кодекс обычно-правовых, этикетных норм). Свод правил и принципов, содержащийся в нем, апеллирует к таким категориям, как: чувство личного достоинства, уважение и внимание к людям, мужество, честь, правдивость.
В то же время черкесская цивилизация в своей основе не воинственна поскольку не испытывает потребности к социально-географическому расширению: присоединению новых территорий, покорению других народов. Ценя свою свободу как высшее благо, она не стремится к порабощению других.
Наличие и презентация в рамках выставочного проекта уникальных археологических артефактов, раскрывающих характер и этапы формирования адыгского этноса, его традиций, обычаев и культуры, будет содействовать максимально широкому распространению идей толерантности и консолидации гражданского общества в регионе.
Значимость данной выставки возрастает в связи с ростом потребностей населения в качественно новых услугах в сфере культуры, туризма, усилением внимания к патриотическому воспитанию молодежи, региональному и этнокультурному компонентам в образовании на региональном и федеральном уровне.
Михаил ЕСАУЛОВ