На фестивале кантата «Весна» и опера «Алеко» Рахманинова гармонично дополнили друг друга.
4 августа прошло необыкновенное театральное действо, состоящее из двух одноактных музыкальных произведений разных жанров: кантаты «Весна» и оперы «Алеко» композитора Сергея Рахманинова. Фестиваль, посвящённый 150-летию великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова в Государственной филармонии им. В.И. Сафонова, вновь покорил и удивил поклонников классической музыки. В этом ярком и самобытном театральном действии участвовали Академический симфонический оркестр им. В.И. Сафонова под управлением дирижёра Алима Шахмаметьева; филармонический хор им. В. И. Сафонова, хормейстер Елизавета Письменная; Государственный хор республики Калмыкии им. А.О.Г. Цебекова, хормейстер Ольга Сердюкова и ведущие оперные солисты филармонии.
Опера «Алеко» — дипломная работа молодого композитора (ему было 19 лет), написана она по произведению А. С. Пушкина «Цыгане». Эту оперу так полюбил Пётр Ильич Чайковский, что он желал, чтобы его одноактная опера «Иоланта» всегда проходила в одном концерте с рахманиновской оперой — этим он признавал молодого композитора как равного себе.
Триумфальный успех оперы вдохновил молодого музыканта на дальнейшую творческую деятельность. Но произошло одно событие. 15 марта 1897 года Первая симфония Рахманинова не была принята публикой. Во всём был виноват дирижёр Глазунов, который недостаточно ознакомился с партитурой, оркестр играл отвратительно, и даже сам автор был в ужасе от своей симфонии. Вот так чужая небрежность повлияла на судьбу талантливого композитора, который шёл «вверх», а теперь «топтался» на месте. Провал симфонии был началом глубокого творческого кризиса Сергея Рахманинова.
Четыре года молчания композитора, мучительные искания – и большая утрата для всего музыкального мира. Сколько он мог бы создать? Но, увы! Сергей Рахманинов больше не писал музыку, но он много работал как пианист и репетитор, позже он поступил на службу дирижёром в частный театр к Савве Мамонтову, где познакомился со своим ровесником, начинающим певцом Фёдором Шаляпиным. В этой дружбе было его спасение. Оптимистичный, шумный, весёлый Шаляпин повлиял на Рахманинова с положительной стороны. Через четыре года, в 1901 году, композитор вновь начнёт писать музыку, он создаст Второй фортепианный концерт, который принесёт ему долгожданный успех.
В 1902 году он пишет свою первую кантату «Весна» на стихи Н.Некрасова «Зелёный шум». Арию крестьянина в кантате исполняет сам Шаляпин. Участие Шаляпина в кантате в прямом и переносном смысле спасает молодого композитора от депрессии. Великий певец своей поддержкой придал композитору силу и уверенность. Теперь перед нами молодой Рахманинов, но уже уверенный в себе. Да еще и счастливый муж – Сергей Рахманинов сочетался в законном браке с Натальей Сатиной.
В первом отделении на сцене зала им. Сафонова была сыграна кантата «Весна» в постановке режиссёра Аллы Чепинога. Астемир Макоев (баритон) исполнил главную роль — крестьянина. Его игра была очень убедительна. Хоровое пение завораживало зрителя магией звучания слов: «Люби, покуда любится, прощай, пока прощается, и Бог тебе судья!» Как будто сама Судьба говорила с крестьянином, который мучается в выборе решения, как поступить с неверной женой. Он мечется между Зимой и Весной. Зима ему говорит: «Убей!» А Весна советует: «Прости её!» И он прощает свою жену.
Второе отделение было посвящено опере «Алеко» в постановке режиссёра Андрея Ногина и помощника режиссера Виктора Журавлёва. Это красивое и красочное действо соответствовало высокому уровню музыки Рахманинова. «Алеко» -необыкновенно живая опера с красочным колоритом во всём: в декорациях, костюмах, цыганском быте, цыганских танцах.
Здесь бурлят любовные страсти, «любовный треугольник» не разорвать, настолько сплелись в клубок несдерживаемые эмоции главных героев. И только смерть двоих из них успокоила всех. Партии героев-любовников великолепно исполнили солисты государственной филармонии: Алеко пел Сергей Майданов (баритон), Земфиру — Елена Филимонова (сопрано), молодого цыгана – Иван Буянец (тенор).
Зрители с замиранием сердца смотрели на надвигающуюся трагедию на сцене.
Как страдает главный герой Алеко! Он продолжает сильно любить свою Земфиру, он готов её простить. Но безуспешно, Земфира только смеется над старым мужем. Звучат знаменитые арии из оперы. Как они гениально пели, в их голосах были все ноты настроения героев: от любви до ненависти!
Прекрасная и соблазнительная Земфира, благодаря таланту Елены Филимоновой, выглядела очень убедительно, такая может вскружить голову любому молодому цыгану, поэтому А.С. Пушкин даже имени не дал своему герою.
Очень красиво звучит на сцене серебряный голос Ивана Буянца, его герой — молодой цыган-любовник — безвинно погиб за свою любовь.
Сильное впечатление у зрителей от заключительной сцены оперы, когда цыгане изгоняют Алеко из табора. Солисты двух хоров слились в один мощный глас народа: «Но жить с убийцей не хотим…»
Хоровые выступления — это очень сильный акцент, как в опере, так и в кантате. Опера «Алеко» и кантата «Весна» — эти два музыкальных шедевра -были ключевыми в судьбе композитора, и они «встретились» на сцене старинного зала им. Сафонова. Опера «Алеко» – факт рождения Рахманинова как композитора, а кантата «Весна» — возвращение в мир великой музыки. Творчество молодого Сергея Рахманинова в этот вечер покорило сердца своих поклонников так же, как много лет назад.
Спасибо за интересные информациию,,,, с удовольствием читала,,,,, как будто бы я это видела и слышала,,,,,