Любовь, неверность и… Опера Моцарта о лабиринтах женской души состоялась на сцене старинного Курзала 

Любовь, неверность и... Опера Моцарта о лабиринтах женской души состоялась на сцене старинного Курзала  Культура и искусство

Опера Вольфганга Амадея Моцарта «Так поступают все женщины, или школа влюбленных» была написана композитором по заказу императора Иосифа II. Премьера состоялась  26 января 1790 года в Вене и принята она была довольно прохладно. Либретто было написано Лоренцо Да Понте, который также является автором либретто к операм Моцарта «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». А поводом стала случившаяся незадолго до этого в Вене скандальная история.

Кратко сюжет выглядит так. Молодые офицеры Гульельмо и Феррандо, полностью уверенные в верности своих возлюбленных – сестёр Дорабеллы и Фьордилиджи – поспорив со скептиком доном Альфонсо, согласились подвергнуть их любовь испытанию. Дон трижды пытается склонить сестер к неверности: сообщает сёстрам, что их женихов призвали на войну, затем приводит к ним в дом Гульельмо и Феррандо, переодетых албанцами, которые активно начинают ухаживать за девушками. Но обе эти попытки терпят крах, как и третья: притворившись умирающими, молодые «албанцы» требуют немедленной помощи в виде поцелуя. Этот обман тоже раскрыт, и дон Альфонсо вновь терпит поражение. Однако сердца сестер не остались равнодушными к настойчивым ухажерам, в чем они и признаются своей горничной Деспине, не подозревая, что она помогает дону Альфонсо. При этом каждая из них отдает сердце жениху сестры, а не своему суженому: Дорабелле нравится Гульельмо, а Фьордилиджи — Феррандо. Деспина уговаривает их пойти на свидания, и вскоре девушки соглашаются выйти замуж за лже-албанцев и отправиться к ним на родину.

Переодетая нотариусом Деспина подписывает брачные контракты, но в этот момент под звуки военного марша «албанцы» исчезают, а вместо них появляются настоящие женихи, якобы вернувшиеся с войны, и обвиняют своих возлюбленных в неверности. Однако дон Альфонсо, убедивший их, что «так поступают все женщины», мирит молодых, не желая им зла.

Сегодня опера имеет огромное количество названий на разных языках, что не удивительно: она была поставлена в разных странах 364(!) раза и по этому показателю занимает одно из первых мест. 5 августа этого года исполнится ровно 5 лет со дня  ее премьеры на сцене Северо-Кавказской государственной филармонии им.В.И. Сафонова. И вот в минувшую пятницу в старинном Курзале под музыку Моцарта в исполнении Академического оркестра госфилармонии под управлением лауреата всероссийского и международного конкурсов Александра Жиленкова вновь ожили шесть ее забавных персонажей, в полностью белоснежных одеждах без единого цветного пятна: сестры в исполнении Натальи Говорской и Натальи Старковой, их возлюбленные – артисты Астемир Макоев и Виктор Журавлев, служанка Деспина в исполнении Юлии Колеватовой и Дон Альфонсо (Михаил Ходжигиров). Над оригинальной постановкой и необычными решениями режиссера Аллы Чепиноги с энтузиазмом поработал весь коллектив. Белизна костюмов потребовалась для оригинального видеоконтента, блестяще продуманного и реализованного в 2015 году художником по свету Сергеем Бережным и сценографом Марией Бережной. Марии также принадлежит и идея необычного центрального элемента декорации в виде абстрактной объемной геометрической фигуры из металлических отрезков, способной при определенных поворотах принимать различные формы: храма, дворца, корабля и т.п. (которую, правда, в театральной среде почему-то забавно называют «куб»).

Зрители искренними аплодисментами оценили как высокое мастерство артистов, так и  оригинальность постановки, труд  всех, кто принял участие в работе над ней, сумев и сегодня, спустя 230 лет, увлечь публику: художника по костюмам Дианы Гогичаевой, балетмейстера Татьяны Апплемах, концертмейстера Ирины Лябах, бутафора Ольги Санниковой, ассистентов по свету и видеопроекции Николая Мохнача, Сергея Назарова и Вячеслава Пальмовского, звукооператора Романа Радионова.

Ирина Стрыжкова
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Наталья

    Ирина, большое вам спасибо за прекрасный репортаж с подмостков Большой оперы. Это нескучная классика привлекает зрителя всё больше и больше на фоне скучного интернета.

    Ответить