Любовь, неверность и… Опера Моцарта о лабиринтах женской души состоялась на сцене старинного Курзала 

Любовь, неверность и... Опера Моцарта о лабиринтах женской души состоялась на сцене старинного Курзала  Культура

Опера Вольфганга Амадея Моцарта «Так поступают все женщины, или школа влюбленных» была написана композитором по заказу императора Иосифа II. Премьера состоялась  26 января 1790 года в Вене и принята она была довольно прохладно. Либретто было написано Лоренцо Да Понте, который также является автором либретто к операм Моцарта «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». А поводом стала случившаяся незадолго до этого в Вене скандальная история.

Кратко сюжет выглядит так. Молодые офицеры Гульельмо и Феррандо, полностью уверенные в верности своих возлюбленных — сестёр Дорабеллы и Фьордилиджи — поспорив со скептиком доном Альфонсо, согласились подвергнуть их любовь испытанию. Дон трижды пытается склонить сестер к неверности: сообщает сёстрам, что их женихов призвали на войну, затем приводит к ним в дом Гульельмо и Феррандо, переодетых албанцами, которые активно начинают ухаживать за девушками. Но обе эти попытки терпят крах, как и третья: притворившись умирающими, молодые «албанцы» требуют немедленной помощи в виде поцелуя. Этот обман тоже раскрыт, и дон Альфонсо вновь терпит поражение. Однако сердца сестер не остались равнодушными к настойчивым ухажерам, в чем они и признаются своей горничной Деспине, не подозревая, что она помогает дону Альфонсо. При этом каждая из них отдает сердце жениху сестры, а не своему суженому: Дорабелле нравится Гульельмо, а Фьордилиджи — Феррандо. Деспина уговаривает их пойти на свидания, и вскоре девушки соглашаются выйти замуж за лже-албанцев и отправиться к ним на родину.

Переодетая нотариусом Деспина подписывает брачные контракты, но в этот момент под звуки военного марша «албанцы» исчезают, а вместо них появляются настоящие женихи, якобы вернувшиеся с войны, и обвиняют своих возлюбленных в неверности. Однако дон Альфонсо, убедивший их, что «так поступают все женщины», мирит молодых, не желая им зла.

Сегодня опера имеет огромное количество названий на разных языках, что не удивительно: она была поставлена в разных странах 364(!) раза и по этому показателю занимает одно из первых мест. 5 августа этого года исполнится ровно 5 лет со дня  ее премьеры на сцене Северо-Кавказской государственной филармонии им.В.И. Сафонова. И вот в минувшую пятницу в старинном Курзале под музыку Моцарта в исполнении Академического оркестра госфилармонии под управлением лауреата всероссийского и международного конкурсов Александра Жиленкова вновь ожили шесть ее забавных персонажей, в полностью белоснежных одеждах без единого цветного пятна: сестры в исполнении Натальи Говорской и Натальи Старковой, их возлюбленные – артисты Астемир Макоев и Виктор Журавлев, служанка Деспина в исполнении Юлии Колеватовой и Дон Альфонсо (Михаил Ходжигиров). Над оригинальной постановкой и необычными решениями режиссера Аллы Чепиноги с энтузиазмом поработал весь коллектив. Белизна костюмов потребовалась для оригинального видеоконтента, блестяще продуманного и реализованного в 2015 году художником по свету Сергеем Бережным и сценографом Марией Бережной. Марии также принадлежит и идея необычного центрального элемента декорации в виде абстрактной объемной геометрической фигуры из металлических отрезков, способной при определенных поворотах принимать различные формы: храма, дворца, корабля и т.п. (которую, правда, в театральной среде почему-то забавно называют «куб»).

Зрители искренними аплодисментами оценили как высокое мастерство артистов, так и  оригинальность постановки, труд  всех, кто принял участие в работе над ней, сумев и сегодня, спустя 230 лет, увлечь публику: художника по костюмам Дианы Гогичаевой, балетмейстера Татьяны Апплемах, концертмейстера Ирины Лябах, бутафора Ольги Санниковой, ассистентов по свету и видеопроекции Николая Мохнача, Сергея Назарова и Вячеслава Пальмовского, звукооператора Романа Радионова.

Ирина Стрыжкова
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Наталья

    Ирина, большое вам спасибо за прекрасный репортаж с подмостков Большой оперы. Это нескучная классика привлекает зрителя всё больше и больше на фоне скучного интернета.

    Ответить