30 апреля 2023 года совместными усилиями театра им. Евгения Багратионовича Вахтангова и руководства Северной Осетии был открыт «Дом Вахтангова» во Владикавказе. Год спустя Дом Вахтангова получил статус объекта культурного наследия федерального значения.
Вспомню поездку во Владикавказ 28 марта 2024 года.
Зачем человек куда-то рвётся? Это не мечта, а такой каприз — успеть бы и это. Успела… Увидела «Дом Вахтангова», который открыл театр им. Евгения Вахтангова во Владикавказе. Есть ещё люди, которым и такие дела по плечу. Я читала о мытарствах артистов этого театра: о том, как ужаснулась моя любимая актриса Юлия Константиновна Борисова, что дом основателя их театра, в котором Евгений провел своё детство, под снос; как переживали, в каком состоянии дом, потом вняли мольбам жителей этого дома, расселили…
И пошла работа. Я смотрела прямую трансляцию из дождливого в тот день Владикавказа, когда открывали дом-музей, так и запала эта шальная мысль: так здесь же рядом с Кавминводами, так надо побывать в этом доме.
Желание увидеть музей привело меня к 10 часам к входу. Дверь открылась, и на пороге появилась миловидная женщина, вслед которой появилось круглое лицо артиста Александра Олешко. Я знала, что он будет выступать в маленьком кафе при музее, но билетов на его спектакль уже не было, да и не было возможности оставаться с ночевкой в этом городе. Женщина так строго ограждаючи произнесла, что музей закрыт. Но было поздно. Артист вышел из здания и остановился предо мной. Ситуация требовала моей реакции. Я поздоровалась и поблагодарила его за посты о Ширвиндте. Это его как-то вернуло на Землю этим ранним прекрасно-солнечным утром, он произнес: «Это нам всем повезло, что он нам позволял быть с ним рядом». Пока я всматривалась в лицо столь интересно мыслящего артиста, чтобы как-то разрешить ситуацию, артист предложил, видя в моих руках мобильный телефон: «Давайте сфотографируемся», чем удивил меня, но его сопровождающая так ловко подхватила из моих рук аппарат, а Олешко полез в карман и вытащил стопку своих фотокарточек. «Я как-то с …незнакомыми … не фотографируюсь». Моя фраза застигла этих милых людей врасплох. «Скажите ваше имя», — не унимался артист. Я произнесла имя, отчество и фамилию, он подписал фотку и протянул мне. «Извините, но я не ношу своих книг с собой, чтобы вам вручить». Эта фраза заставила актера слегка порозоветь, и он властно так обратился к женщине: «Фотографируй же нас», но я находилась в явном замешательстве, он настаивал, а потом… разыграл мизансцену: «Ну вот, я Вас прошу, Вы же видите, вот теперь Вы будете рассказывать, что это я Вас просил сфотографироваться со мной». Это уже был мини-спектакль для меня. Чтобы как-то остановить всё это, я спросила у женщины, когда откроют музей и что я могу посмотреть рядом до одиннадцати часов. Рядом оказалась армянская церковь. Пока я выспрашивала попутчицу, актер послушно стоял, но когда закончился наш диалог, и я произнесла:
«Спасибо». Он снова вступил: «Так не забудьте, это я Вас долго уговаривал», вызвал всё же улыбку на моем лице, вручив своё фото с автографом, и удалился.
Церковь просто роскошная. Помянула моих родственников: муж моей сестры был армянином, и мой племянник — тоже армянин. Всем живым — за здравие, всем…- за упокой.
Позавтракала рядом в кафе на набережной Терека, любуясь цепью снеговых гор и шапкой Казбека, дождалась открытия музея. Заплатила деньги за вход. Меня предупредили, что билет без экскурсии, т.к. я одна, но если что-то будет не ясно, там мне помогут, указав путь по лестнице на второй этаж.
Что ведёт человека в музей? Думаю, что музеи, как и храмы, — это места силы.
Не успела я оглядеться, как заметила женщину, вероятно, смотрителя, но её красота меня просто смутила. Я растерянно просто разглядывала её, пока она что-то открывала. Это были совершенно правильные черты лица, обрамленные совершенно превосходно созданной причёской каре: черные эластично-сочные волосы застыли в правильном контуре. Ровность кромки подстриженных волос зачаровывала.
Я фотографировала экспонаты с её разрешения, вероятно, моя просьба о разрешении сфотографировать экспонаты ее тоже как-то подкупила, она стала мне показывать достижения их музея — новые для России мультимедийные технологии: виртуальное приспособление-экран для поиска нужной информации. Но я её остановила, потому что ещё в начале 90-х видела подобные технологии в музеях Франции, а в более позднее время эти устройства превратили в игры-отвлекалки для детей, чтобы им было с чем поиграть, пока родители разглядывают комнаты музея. Наше поколение смотрит музеи иначе.
Как-то само собой случилось, что мы разговорились и просто приросли друг к другу. Это не была экскурсия по музею, это был наш диалог о предмете нашего любования и обожания.
Театр-это особый мир, куда не каждый и хочет попасть, а уж если попал, то пропал в ином мире. Там всё иное, загадочное… Вот этот другой мир и открылся нам двоим в стенах дома, где родился великий режиссер Евгений Багратионович Вахтангов. Мистика. Каждый экспонат вызывал у нас разные воспоминания: переносил нас в Европу, где и я и моя собеседница бывали; прекрасно сервированный на французский манер стол вызвал бурю воспоминаний о гастрономии и о приборах на столе. А уж «порт-жиго» –это просто попадание в наше семейное блюдо. Конечно, в 20-21 веках уже мы не выставляли столь изысканный столовый прибор, но баловали себя и всех приятелей этой прекрасной бараньей ногой. Воспоминание о первом посещении театра Вахтангова, рассказы о том, как появилась мысль создать во Владикавказе музей. Потихонечку заглядываю на террасу, откуда открывается вид на маленький дворик, который, вероятно, в скором времени превратится… Но не надо забегать в будущее, ведь театр накладывает отпечаток и на этот музей: все происходит по задумке сценариста, а воплощается по воле режиссера, но обязательно появятся и все остальные… Директор театра Кирилл Крок воплотил замысел коллектива, главный художник театра Максим Обрезков создал в музее атмосферу… Актеры приезжают с моноспектаклями и одухотворяют эти помещения…
Появляется зритель… и вот тогда наступает очередь этой милой женщины Альбины Салбиевой — мгновение, и она определяет, кто перед ней: просто забежавшая группа туристов или специально приехавший издалека театрал, утопающий в своих впечатлениях от всего, что дорого истинному ценителю этого искусства. Или… преподаватель высшей школы, внимательно всматривающийся в экзаменационную книжку студента юридического факультета Императорского московского университета. Начинающий поэт прильнул к стенду с первыми стихами Евгения, напечатанными в журналах мужской и женской гимназий. И наш кисловодчанин, Заслуженный художник России Юрий Багдасаров передал в дар к открытию «Дома Вахтангова» свою линогравюру… Но об этом в другой раз.