«Осенний выстопад»

«Осенний выстопад» Татьяна БУЛГАКОВА

Вот и настало прекрасное время, когда природа, кажется, соревнуется с живописцами. Кто победит? Полюбоваться красками уходящего и посему совершенно очаровательного мгновения осени спешат все, кто ловит каждый миг жизни и нанизывает впечатления от потрясающих цветовых оттенков: от приглушенных цветов утренних туманов до ослепительного цвета солнечного дня, от дождливо влажных отблесков на не скинувших свою листву деревьях до ослепительно черных южных ночей, укутывающих наш регион так быстро, что замечаешь звездное небо даже в наших городках.
А что же выставляют живописцы?

В Пятигорском государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова проходит выставка работ художницы Натальи Корсун «Цветущий край». Она напоминает отрывок из произведения Сент-Экзюпери. Помните: «Перед ним был сад, полный роз.
-Добрый день,- отозвались розы.
И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.
-Кто вы? — спросил он, пораженный».

Вот такие же метаморфозы происходят и с посетителями выставки «Цветущий край». Каждый может отыскать свой любимый цветок в этом саду разнотравья и разноцветья и восхититься удивительно подсмотренным сочетанию цветов, сложной технике передачи трепетности мира, насладиться витающим над картинами слегка ощутимым запахом разных времён года.

В Ессентукском историко-краеведческом музее имени В.П. Шпаковского в большом выставочном зале 4 ноября состоялось открытие выставки «На родных просторах» (К 1000-летию города Суздаля) Виталия Черногалова. Любители акварели съехались из всех городов Кавказских Минеральных Вод не только чтобы насладиться столь нежным видом графики , но и поприветствовать одного из немногих мастеров полутонов, освоивших метод «акварель по-мокрому» для передачи хрупкости мира, его сиюминутной изменчивости через передачу атмосферных эффектов. Легкость и воздушность пейзажей передается через многообразие цветовых оттенков и понимания цветовосприятия зрителем акварели в разной среде.
Впервые открытие выставки превратилось в особый мастер-класс для всех, кому интересен данный вид графики: узнать о свойствах разной бумаги для акварельной живописи, о возможностях запечатлеть на пленэре нюансы светоотражения и зафиксировать их, о секретах работы на морозе, об особом состоянии-успокоении, состоянии-спокойствии при написании тончайших деталей в акварельной живописи. Автор отмечает свою настоящую страсть и источник своего вдохновения в работе на пленэре. Большинство работ передают образы прекрасной храмовой архитектуры города Суздаля (Суздаль. На Набережной (Тихвинский храм) 2024г.) Суздаль — это город с вековой историей, художник, проживающий в этом городе, самозабвенно рассказывает и об истории семьи князей Пожарских, и о дружбе Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которые возглавили народное ополчение и освободили Москву от польско-литовской интервенции в 1612 году в столь значимый для всех нас День народного единства. Каждая акварель Виталия Черногалова — это такое признание в любви к этому городу, к каждой улочке, к каждому следу на снегу.
Особым ароматом наполнены две картины из цикла «Море». Художник отошел от стереотипа фиксации бушующей стихии моря. Его акварели запечатлели состояние диалога двух стихий: моря и воздуха — задушевность и теплота, звенящая тишина, как образ назревающего конфликта. Способность передать предчувствие внутреннего состояния пишущего — это высшая форма фиксации эмоции в акварели. Художник с удовольствием работает и на Северном Кавказе. Его с мольбертом можно будет встретить в наших городках.

Есть в Пятигорской городской библиотеке им. Максима Горького такая прекрасная традиция – приглашать творческих людей. Для художников есть совершенно маленький закуток. Это, как маленький ларчик для бриллиантов. Не каждый может заиграть гранью своего таланта, бриллиантик надо вытащить на свет. Этим занимаются сотрудники библиотеки. Я всегда удивляюсь, как им удаётся это делать. Недавно меня поразила крохотная выставка «Мы — вместе». Это такой отсыл к демонстрации того, что и в юности мы были разные, но, спустя тридцать лет, это стало очевидным и для всех. В выставке участвовали 5 художников: Андрей Попов, Кристина Ользятиева, Ольга Биценти, Олег Хейчиев, Олег Чернов. Посыл к выставке ясен, а вот название? Мне понадобилось время, чтобы понять то, что к моменту посещения выставки я в силу не столь глубоких знаний творчества Кен Кизи, естественно, не могла помыслить. Поэтому некая грустинка чувствовалась сразу при просмотре этой крохотной выставки, некий камерный квинтет, где нет ансамбля, а каждый инструмент исполняет своё соло, свою импровизацию, но какую? Пластический язык художников приводил к размышлениям о сегодняшнем дне, на что и указывали даты написания картин, о рефлексии и не удаленности от сиюминутных выплесках их энергии — тем интереснее слушался этот квинтет. Наше поколение увлекается джазом, тогда квинтет — это ударные, контрабас, фортепьяно, саксофон и труба. Но чтобы импровизировать, нужна тема, а я ее не понимаю, не прочитав роман Кен Кизи. На выставках я стараюсь сфотографировать те картины, которые мне понравились. И вот, вымучив роман великого американца, поняв тему, я снова пересматриваю эти произведения, как инструменты, которые импровизируют на тему книги «Порою блажь великая». Теперь можно и продолжить начало цитаты, взятой в название выставки:
«То поля топчу ретиво,
То стремлюсь я в города,
А порою нестерпимо
Хочется нырнуть с обрыва
И исчезнуть навсегда».
Пластический язык передал эту вселенскую грусть, пронесли эту тему все пять художников, выразив её, каждый по-своему.
Ольга Биценти  – через пейзажи родных мест, которые придется покинуть, и ее мелодия фортепианная импровизация – это такой отсыл к невидимым и не выразимым словам, когда только пластина мазка и чистота красок способны заворожить смотрящего. Попов — это ударные: он щёточками-угольками создает могучий образ «Хозяина». И ты не сразу и понимаешь, что изображено перед тобой? Коврик или камень? Спит зверь или притворяется? Такая плакатно-четкая манера графической работы позволяет слышать и «гром, и молнии». И тут на выручку приходит другой образ — «Сладкоежка» — с хитрым прищуром глаз медведь держит, но не ест, а только рекламирует все завезённые в Россию марки сладостей. Медведь композиционно восхищает вас: эдакий «Квазимодо» с кажущимся горбом, который и вызывает сочувствие на миг, но лапки у него затекли, и он … встанет во весь рост, и спадут наклейки брендов. Вот такие плакаты, вот такая манера понимания мира.
Кристина Ользятиева видит мир по-восточному, философски в «Гармонии». Каждая картина — это глубокое размышление о смыслах и отсыл к традициям написания буддийских танк. У Олега Хейчиева яркость касок, их колорит диктует более оптимистический глубокий взгляд на родные просторы и на весь мир в целом.
Сменились белые бриллианты на черные. Пришла зима.
(Продолжение следует)…

Татьяна Булгакова
Фото: Татьяна Булгакова
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.