8 июня в широкий прокат вышла работа Ивана Капитонова «Голова-жестянка» — фильм, чьей целевой аудиторией являются подростки и который не просто пытается говорить с молодыми людьми на одном языке, а действительно справляется с этим.
Повествуя о школьниках, персонажи кинокартины интересны зрителям любого возраста, и объясняется это достаточно просто: некоторые проблемы человеческой личности не искореняются даже многократными сменами поколений. То, что «Голова-жестянка» не пытается быть стереотипно «молодежным» фильмом, забрасывая ничего не подозревающего зрителя тоннами современного сленга разной степени понятности, выгодно выделяет его среди прочих отечественных подростковых кинолент, создатели которых все еще ошибочно считают этот прием действенным, и также помогает не отвернуть от себя зрителей постарше.
О технической части фильма можно отозваться четко и коротко: операторская работа, как и актерская, достойны называться хорошими, но не выдающимися. Эмоциональная же составляющая «Головы-жестянки» заслуживает куда более объемного обсуждения.
Нахождение проблемы, способной тронуть как взрослого человека, так и ребенка, скорее, заслуга автора оригинальной повести, но это не соревнование между первоисточником и экранизацией, поэтому можно спокойно записать это, как неравноценное, но все же достижение и писательницы, и режиссера. Нередко детали, уместные в тексте, получаются совершенно несуразными в живом действии, но Капитонов вполне справляется с подобным переносом. В фильме используются кинематографические приемы, часто несвойственные российскому массовому кино, что позволяет ему успешнее доносить собственные идеи до зрителя. Матч-катами (переходами между схожими кадрами) смешиваются сон и реальность, обида и радость, драка и проявление нежности. Все это углубляет мир киноленты, приближает переживания главной героини Жени к смотрящему; стирается грань между зрителем и персонажем, эффект повествования от первого лица ощущается еще сильнее. Без этого главный сюжетный поворот ударял бы с меньшей силой.
Мир фильма – мир самой Жени. Субъективный взгляд юной девочки по прозвищу «Жесть» наполняет окружение новыми красками, позволяет обратить внимание на детали, важные именно для рассказчицы, наделяет остальных персонажей дополнительными чертами. Только так мы можем разделить с ней чувство одиночества и отчаяния от того, что окружающие не понимают тебя, но всеми силами пытаются доказать, что на самом деле делают это. Но полностью доверяться восприятию девочки не стоит: отдалившись от персонажа, становится понятным то, что она сама вполне вписывается в это «общество непонимающих людей» и, лишь найдя в себе силы измениться, героиня может прийти к счастливому финалу. Прощение, понимание, решимость и любовь – квартет, держащий «Голову-жестянку». У фильма нет страха показаться жестоким, абсурдным, простым или, наоборот, излишне пафосным, распертым наполняющими его отсылками и параллелями. Он шероховатый и настоящий – его герои такие же, большинство зрителей, вероятно, тоже. Его не нужно принимать, забывая все ошибки и недовольства, не нужно притворяться излишне строгим или же снисходительным. Этот фильм нужно принимать, как себя, что-то анализируя, а что-то прощая. Именно так принимает себя и своего «друга-предателя» Приходько Женя-Жесть.
Лента наполнена духом правдоподобной юности, это можно отметить в каждой мизансцене. Здесь даже неопытность режиссера, которая обычно лишь негативно влияет на итоговый продукт, ощущается важной деталью общего настроения притягивающей наивности. Это фильм про любовь, и любят здесь все: Женя любит Приходько, родители любят своих детей, руководитель кружка робототехники любит свое дело, а сам режиссер безбожно влюблен в кино, — никто, даже люди вне кинематографического пространства, не остаются не затронутыми этим чувством. Эта любовь неловкая, неидеальная, в ней нет изящества, уровня «Ромео и Джульетты», она способна ранить, но от нее и не требуется быть другой, ведь именно эти свойства делают ее настоящей.
МАРИНА ШПИЛЬКОВА, юнкор студии «Парус» пятигорского Дворца детского творчества