Этюд

Этюд Татьяна БУЛГАКОВА

Я прилетела в Стамбул.                                                                                                                                                                  Полное потрясение от встречи с другой культурой. И, как обычно бывает,  не хотела лететь в Турцию, но именно эта страна обожгла совершенно противоположным впечатлением, перечеркнув мое предубеждение.

Этюд
В Международном аэропорту Стамбула

Вот самолет приземлился в Новом аэропорту Стамбула. Но еще на подлете к столице из иллюминатора открылись виды на Босфор, на новые районы Стамбула…. Даже с высоты птичьего полета виден размах строительства быстроразвивающейся экономики — это такая огромная стройка, где рядом с высотками и между ними, бассейны, лужайки, парки…. Эта забота о тех, кто будет здесь там. Это не просто стройка — это строительство для преуспевающих людей, которые уверены в своем завтрашнем дне, способных купить такое жилье. Удивили изыскания архитекторов — нет одинаковых районов.

Я многими видами транспорта пользовалась в разных странах, но как назвать этот? Сорок минут наш самолет ехал по посадочным полосам, хвастаясь огромными просторами нового аэропорта — около миллиона трехсот тысяч квадратных метров! И, как утверждает интернет: достроят его в 2023 году, мощность возрастет до 150 миллионов пассажиров в год, и будет «крупнейшим в мире».

Встречает башня управления в виде тюльпана — это символ города, а сам терминал напоминает своды мечети.

Если вы не знаете турецкого или подзабыли английский — не беда: радушие, благодеяние жителей Стамбула будет сопровождать вас повсюду, стоит только поискать что-либо или внешним видом показать, что вы что-то ищите, к вам тут же подойдет кто-нибудь из местных жителей и поможет. Самое главное, чтобы вы были готовы к такому виду контактов: пишите адрес на бумаге, печатайте на мобильнике, вводите фразу в переводчик в гугле, показывайте картинку достопримечательности, карту города…. Вас отведут к остановке, вам подскажут (только поймите), как купить карту для транспорта, вас оградят от использования крупных купюр для автомата — только 20 лир! Автомат сдачи не дает.

Такого обволакивающего радушия вы не встретите больше нигде. Будьте готовы открыться ему навстречу, и тогда город подарит вам новые встречи, и покажет вам жизнь в этом шумящем и поющем 5 раз в день городе. Ведь зов муэдзина на молитву — это песня души этого города, она везде слышна, она всегда напоминает, что надо быть готовым делать добрые дела. Но не забудьте взять беруши. Для нас очень странно, что в 4.30 утра вдруг рядом с вашим отелем запоет «голос ангела» с призывом на Фаджр (молитву).

Итак, что удивило? Система удобства для всех: транспорт. Он работает безупречно и очень комфортен для города, где воздух может прогреться выше сорока градусов. Все виды транспорта обеспечены кондиционерами, поэтому надо быть очень внимательным к перепадам температур, иначе простуда просто испортит вам пребывание в турпоездке.

Самое главное, что никуда не нужно торопиться — вы везде успеете, если проснетесь рано. Придете в мечеть, когда там идет служба, вас попросят подождать, и это будет всегда в прохладных аллеях садов и парков.

Умение следить за ростом растений и деревьев достигает просто небывалой заботы о них: лужайки вовремя подстрижены, деревья вовремя подрезаны и, кажется: как же так, зачем прекрасные тутовые деревья на набережной так коротко подрезать? Оказывается, чтобы их не повалил ветер с моря. А розовые кусты надо непременно освобождать каждый день от завядших цветов …. Искусство ландшафта доведено до совершенства: каждый склон укреплён деревьями, каждая автострада зеленеет лужайками и клумбами. Морской ветерок напоминает о возможности прокатиться на пароме через бухту Золотой рог или пролив Босфор.

ЭтюдА если захочется узнать, где отдыхают стамбульцы, то, милости просим, на Принцевы острова — это такой архипелаг в Мраморном море, состоящий из девяти островов, четыре из которых заселены и принимают гостей.
Мы же выбираем самый отдалённый, чтобы вкусить запах морского воздуха и поесть свежевыловленной рыбы. Не будем утомлять себя хождением по музеям, безусловно понимая, что смотреть на остатки дома, где жил когда-то в изгнании Лев Троцкий, в 21 веке — смешно. Нам повезло — было тепло, и мы просто пешком бродили по улочкам острова, наслаждаясь музыкой архитектурных композиций. Создать свой дом, но не как крепость, а как произведение искусства — это мастерство и талант жителей. Нет ни одного похожего домика — каждый зачаровывает необычным дизайном. Хочется фотографировать и фотографировать…. Но потом понимаешь, что твоя память сохранит и вместит больше, если ты забудешь о своем мобильном телефоне, и просто предашься медленному плаванию среди театральных декораций к жизни других и этот свето-цветной спектакль с перемещающимися декорациями раскроет такие глубины человеческого воображения, такие гармоничные напевы, но наслаждение не затмит урчащий и требующий еды желудок. В ресторанчиках уже выставлены в витринах выловленные морепродукты и ждут посетителей. Время обеда — это песня для любителя морской пищи: морские огурцы и красный маринованный перец с салатом ждут пожаренную на углях дорадо или сибас, но ценители предпочитают омлет из анчоусов или жареные в кляре мидии с жареной барабулей. Нарезанный на четыре части лимон ожидает на столе. Еще минута — и корзина со свежеиспеченным хлебом запахнет рядом, а прожорливая чайка, нет-нет, да украдёт лакомый кусочек со стола. И вы еще не успеете помыть руки, а ласковый котик начнет тереться о ваши ноги, давая понять, что не одна вы ждете рыбку.

Кошки-кеди — эти животные напоминают об истории двух цивилизаций:
их чтят и любят и здесь и в Риме.

Сколько дней нужно, чтобы влюбиться? Уже смешно от поставленного вопроса.

А понять город? А хоть что-то увидеть? Все зависит от вас, от вашей всеядности, от вашего интеллектуального голода, от ваших амбиций и уж точно — от вашего здоровья. Сознаюсь. Мне семьдесят, и всё только начинается. Если я не умерла от ковида, то нужно ловить секунды жизни и наслаждаться жизнью, ведь ковид унес самого дорогого мне человека. А мне — подарил возможность продолжить жизнь.

Будем ЖИТЬ! И, желательно, с утра.

Так легче в огромном городе, когда знаешь, что часть его жителей — молится в мечетях.

Конечно, начинать надо с собора Святой Софии, какую бы религию вы не практиковали и не исповедовали. Ведь его называют «восьмым чудом света». По приказу христианина Юстиниана I храм построили архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, а назван он был в честь мудрости Божьей (мне кажется, соединение религий под одной крышей и символизировал раньше эту вселенскую мудрость).

Сегодня просто удивляешься той мудрости, которая посещала умы правителей. Не уничтожались мозаики с гигантскими изображениями христианских святых, когда-то они были покрыты известняком, а сейчас закрыты шторками. Жаль, что эти шторки не открываются, и нет доступа ни к мозаикам второго этажа, ни к колонне желаний.

Так, в 1935 году Мустафа Кемаль Ататюрк и Совет Министров приняли решение о переводе мечети в статус музея: не до выяснения вопросов религий было в то время.

А в 2020 году статус музея снова изменили, но забыли о том, что храм был и православным, и католическим, и мусульманским. Под сводами собора одни читают молитвы, а другие — крестятся. И этот, притихший под сводами великого купола, люд всматривается с восхищением в своды, в купол, и каждый про себя произносит молитву или загадывает желание, либо неистово просит всех богов вселенной о помощи и о мире.

Если вы подъехали раньше девяти, то стояние в очереди принесет вам новые контакты и впечатления. Нам повезло — впереди нас стояла семья русскоговорящих казахов. Мама-казашка решила показать мир своим пятерым детям. Пять! И пятый, по обычаю, будет досматривать родителей в старости. А позади нас — немцы, не выдерживающие даже теплых утренних лучей, побежали и сели под раскидистым деревом, в тени.

Вот и открыта мечеть для посетителей. Сразу устремляемся совершить омовение, а потом накинуть платок на голову, выключить мобильник, снять обувь и с правой ноги войти в мечеть.

Посетить Стамбул и не увидеть его мечети — это было бы странно.

Безусловно, городу в пятнадцать миллионов жителей нужно много мечетей. В этом году их насчитывается более трёх тысяч трехсот шестидесяти пяти. Посетить главные — это очень занимательный процесс, особенно, если температура воздуха переваливает за тридцать градусов, а в мечети — прохладно. Мы выбрали ещё одну — самую большую в Турции на сегодняшний день. Новую мечеть Чамлыджа открыли в 2019 году. Вся Турция называет её «мечетью Эрдогана». На ее строительство было потрачено сто десять миллионов долларов. Но самое интересное, что мечеть строили знаменитые турчанки Бахар Мизрак и Харийе Гюль Тоту в течение шести лет. Если вы были в Московской мечети, то мечеть Чамлыджа не отличается роскошью, в которой утопает Московская — от света потрясающей люстры. Стиль мечети — минимализм, если не считать ковра ручной работы площадью семнадцать тысяч квадратных метров, на котором одновременно могут разместиться двадцать пять тысяч мусульман.  А пейзажи, открывающиеся со смотровых площадок, просто завораживают: Мраморное море, Бухта Золотой Рог, пролив Босфор, городская панорама….

Голубая мечеть приоткрыла нам маленький кусочек своего величия — идет её реставрация. На реставрацию закрыта и Цистерна Базилика.

Дворцов султанов тоже достаточно в городе. Мы выбрали Долмабахче: нам он приглянулся из-за своей архитектуры (строился по проекту турецких армян архитекторов Бальянов), из-за рассказов о его роскоши, о том, что последние дни своей жизни здесь провел Кемаль Ататюрк — первый президент Турецкой республики и, безусловно, из-за наличия во дворце 17 работ Ивана Константиновича Айвазовского, чью живопись любил и собирал султан Абдул-Азиза, который сам был художником. После посещения грандиозной выставки работ Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее на Крымском Валу в 2016 году, мы узнали историю с получением Айвазовским из рук султанов, Абдул-Меджида, Абдулы-Азиза и Абдул-Хамида, орденов («Нишан Али» IVстепени, «Османие» второй степени и «Меджидия» первой степени) за свой талант всемирно признанного русского художника армянского происхождения, и легенду о его жесте протеста против геноцида армян, когда Мастер (Ованес Гайвазян) выбросил в море усыпанные бриллиантами ордена. К сожалению, добраться до дворца «небесной воды», или Гёксу Касры, чтобы увидеть шедевры нашего художника на стенах залов дворца, нам не удалось. Но прекрасная экспозиция его работ в музее живописи дворца Долмабахче, первого художественного музея Турецкой Республики, открытого в 1937 году в помещениях наследников престола и отреставрированного в 2014 году, нас просто покорила. После яркого, и уже палящего, весеннего солнца снаружи, здесь — прохлада и затемненность залов экспозиции. Затемненность — это такой отсыл к временам наивысшего расцвета исполнительского мастерства Вячеслава Рихтера в музыкальном мире, эта такая всепоглощающая сосредоточенность на искусстве, когда ничего не отвлекает, ни прекрасный интерьер здания музея, ни бесконечная вереница людей, просто прохаживающихся между картинами, ни яркий свет солнечного дня. Это пространство без окон напоминает казино, где не существует времени. Увидеть работы импрессионистов, а также турецких живописцев — прекрасно…. Времени и здесь, на выставке шедевров Ивана Константиновича Айвазовского, тоже нет. И только искусная подсветка выхватывает из вечности живописные полотна Мастера, и ты невольно приседаешь на банкетку, чтобы просто остаться, хотя бы на миг, в тех мирах, которые создал этот художник и подарил мгновения вдохновения и нам, вселив в нас неимоверную энергию своего таланта, как подарок ушедшего, но оставшегося навека, огромным количеством своих шедевров в мировой культуре, трудолюбивейшего и благороднейшего человека, истинного патриота своего народа. Удивили картины, подаренные султану Абдул-Азизу: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве». Сидя в затемненном зале рядом с полотнами, восхищаешься тому, как живописец «обставлял свои картины… случайностям». А где-то теперь висит и шедевр «Исаакиевский собор в морозный день», проданный на аукционе Christie’s более чем за два миллиона долларов. Хотелось вслед за Уильямом Тёрнером, известным английским живописцем, посвятившем свое стихотворение И. Айвазовскому, после увиденных полотен, вторить ему: «…искусство твоё высоко и/ монументально…».

Побывав в Феодосии в коварном августе 2008 года, наша семья потратила последние обмененные деньги (это время дефолта в России), чтобы посетить музей Айвазовского и увидеть знаменитое полотно « Девятый вал». С того памятного посещение Феодосии, запала в памяти эпитафия на могиле живописца, написанная на древнеармянском языке, которую перевёл экскурсовод: «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память».

Этюд
Картина Ю.Багдасарова «Дорога-это есть путь»

Эти слова историка V века написаны Мовсесом Хореваци, образ которого запечатлел наш современник, кисловодчанин, Заслуженный художник России Юрий Багдасаров. Это наш «Роберт Нантель», а если серьёзно, то его станковая графика — это особые графические листы переосмысления мира, его дорисовка и окраска философских воззрений на мир и личность, как не уходящую в безвременье, а застывшую в веках, мысль. Это памятник-камень, о который, только споткнувшись, можешь увидеть и разглядеть застывшую мудрость, увиденных Юрием Багдасаровым лиц, которых нет, которые ушли, но остались в веках.
Вот и сейчас, в этом прохладном зале Стамбульского музея изобразительных искусств, перед пейзажами Ивана Айвазовского, мои мысли оживляют образы запечатленного времени, а душа парит в родных местах, воскрешая в памяти ушедших и ныне живущих, вызывая во мне эмоциональный ответ.

ФОТО: Наталия ПЕЛЛЕТЬЕ

 

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Владимир

    Большое спасибо! Как будто опять побывал в Стамбуле. Узнал много нового и интересного!

    Ответить