Об историко-культурной значимости кисловодского Старо-Слободского кладбища 

НЕТ –«бизнесу на костях»! Краеведение

Об историко-культурной значимости  кисловодского Старо-Слободского кладбища Знаменитый российский курорт с международной славой – Кисловодск имеет богатую историю. Она может показаться кому-то короткой – всего 220 лет. Действительно, за условную дату основания города принято начало строительства Кисловодской крепости в 1803 г. Однако два с небольшим века истории Кисловодска выделяется особой насыщенностью неординарными и яркими событиями и явлениями, нередко выходившими по своей значимости не только за границы курорта и региона Кавминвод, но и имевшими общероссийский уровень или резонанс.

В процессе развития Кисловодск накопил большое и разнообразное культурное наследие и неслучайно он еще более 50 лет назад  в 1970 г. занял свое место в первом государственном перечне исторических городов России. Около 400 памятников истории, археологии, архитектуры и искусства находятся на государственном учете и охране в настоящее время. Но и это еще далеко не весь историко-культурный потенциал города.

Серьезно «не повезло» историческим кладбищам Кисловодска (основанным не менее 100 лет назад и закрытым для погребения), большая часть которых, к сожалению, утрачена, а на них покоились многие жители и гости города-курорта, среди которых было немало заслуженных и известных наших сограждан и соотечественников, внесших свой вклад в становление и развитие уникальной курортной местности и особого поселения на ней. Судьбы этих людей органически вплелись в вехи и этапы эволюции городского пространства и среды. Необдуманно снося памятники с эпитафиями и разрушая сами могилы, наши современники уничтожают не только ценные известия о предшественниках и предках, но рушат все связи и нити преемственности.

Еще до конца 1980-х – начала 1990-х гг. в Кисловодске с утратами, но все же сохранялись: Старо-Слободское кладбище, основанное не позднее середины 1820-х гг., кладбище бывшей Кисловодской станицы второй половиныXIX – 1950-х гг., организованное в 1915-1916гг. Братское кладбище. Станичный некрополь сейчас полностью снесен и застроен многоэтажными домами. Братское кладбище фактически уничтожено, за исключением его поздней нижней западной и участка северной части, на которой в 1960-х гг. был устроен воинский мемориал«Солдатам Родины», открытый 9 Мая 1970 г., к 25-летию Победы (Авторы его — скульпторы братья Л.Е. и М.Е. Роберманы и Н.А. Санджиев; архитекторы – И.М. Фриденталь и Ю.А. Хоменко.). Ряд десятилетий поэтапно проходит и уже завершается разрушение Старо-Слободского кладбища, несмотря на многолетнее противостояние и протесты городской общественности. А оно же первое в городе!

После окончания строительных работ по возведению Кисловодской крепости, которые проходили в период с 13 (25) июня по 10(23) октября 1803 г., на месте были оставлены 2 роты 16-го егерского полка под командованием первого коменданта майора князя А. Уракова. Эти солдаты, вместе с артиллерийской командой из Георгиевска, стали первыми постоянными жителями Кисловодска. И на казачьем посту, построенном на возвышенности у источника Нарзан, постоянно находилось до 50 человек. В дальнейшем во время курортного сезона к ним прибавлялись еще 2 роты пехоты, несколько эскадронов кавалерии и сотня казаков.

Военно-политическая обстановка была тогда на Кавминводах нестабильная, не все лечившиеся на Водах получали облегчение от необычных лечебных средств курортной местности и их состояние могло резко ухудшиться, что неоднократно и случалось. Да, к тому же, в 1804-1808 гг. в Предкавказье разразилась эпидемия холеры. И хоть в горную Кисловодскую котловину эта страшная болезнь тогда не проникала, или распространялась в ослабленном виде, потребность в кладбище возникла фактически сразу. Да и авторитет лечебной местности быстро возрастал на Кавказе и во всей России. Знаменитый столичный врач Ф.П.Гааз, посетивший курорты в 1809-1810 гг., сказал о районе Кислых Вод, что он «…возможно, является самым целебным местом России, а обладание им – бесценный дар, коим должно гордиться Отечество».Поэтому сюда ежегодно тянулись все более представительные и многочисленные вереницы больных и отдыхающих.

В настоящее время нам пока не известно, где хоронили умерших или погибших кисловодчан в первые годы истории крепости и курортного поселения. Не исключено, что многих из них увозили в Константиногорскую крепость, или в город Георгиевск  и погребали там. Но, наверняка последнее удавалось сделать не всегда. Поэтому не исключено, что самые первые захоронения проводились в непосредственной близости от крепости или даже на ее территории.

Уже в первые годы истории Кисловодска часть вспомогательных строений возводилась за крепостными валами и рвами вдоль Ольховки, в направлении к источнику, и на правом берегу р.Березовки.На выявленном исследователем плане местности Буцковского, ориентировочно отнесенном к 1812 г., запечатлена группа небольших, вероятно, солдатских  домиков, на левом берегу Ольховки.Так стала зарождаться слобода у крепости, и число местных жителей постепенно возрастало за счет различных гражданских лиц.Процесс ускорился на рубеже 1820-х гг. и особенно в 1825 году. В 1819-1820 гг. начали предоставляться участки под домовые строения вблизи Нарзана, на которых, как на раннем этапе, так и в последующем, селились наиболее состоятельные  и известные кисловодчане.Слобода стала ускоренно развиваться после того, как в 1825 г., в крепость была переведена женатая рота  3-его батальона Тенгинского полка и ее служащим предоставлено право заселять пространство у крепости. К концу 1820-х годов историческая часть слободы полностью оформляется. Это хорошо видно, например, на плане 1829 г. полковника Озерского и топографа Кречетова(Илл.1). На нем показаны уже сложившиеся и намеченные слободские улицы с переулками и около 100 строений у восточного и северного подножий рельефной возвышенности овального плана, располагающейся на 150-200 м к юго-западу от крепости. На северном и западном ее склонах отмечены два участка (северный и западный) слободского кладбища (Илл.3).

Позднее это кладбище фигурирует на всех исторических планах слободы и курорта до и после придания Кисловодску в июне 1903 г. статуса города (Илл.2). Возвышенность еще в ранний период городской истории названная «Солдатской», на планах и картах нередко обозначается как «Кладбищенская» или «Могильная». Кладбищенской называлась тогда и улица (ныне – Ермоловская) вдоль западного склона горы, с которой и заходили на большую по площади часть кладбища.

На площади между слободой и крепостью, используемой для базарной торговли, рано выделилась и церковная часть. На ней уже в середине 1830-х гг. на пожертвования слобожанки Толмачевой был возведен деревянный храм Святителя и Чудотворца Николая, на месте которого к 1888 году усилиями и содействием многих известных кисловодчан, был построен и каменный «белый» Свято-Никольский собор. Его сложную судьбу продолжает новое монументальное православное культовое сооружение конца 1990-х гг. с прежним наименованием.

Еще возле деревянного храма, а потом на участке и в ограде собора оформился относительно небольшой церковный некрополь для погребения священнослужителей и особо отличившихся благотворителей из числа слобожан и горожан. Но основная часть слобожан, служащих и гостей курорта упокоивались на старом Слободском кладбище. На рубежеXIX-ХХвв. на нем выделился обособленный еврейский участок.

В 1892 г. на ул. Кладбищенской было построена и освящена небольшая часовня во имя равноапостольных Константина и Елены для отпевания усопших и панихид. В 1901 году она была преобразована в Константино-Елененскую церковь с сохранением ранее определенных функций. К большому сожалению, это культовое сооружение было снесено как и многие другие храмы и соборы в 1930-е гг.

Только на одном архивном «Плане слободы Кисловодской Терской области Пятигорского отдела» (РГИА, СПб. Ф.37. Оп.66.Д.№2810. Л.67) по состоянию на 10.1897 г. почему-то, кроме кладбища на г. Могильная, указаны также «Кладбища православное и еврейское на 500-700 м восточнее от нее. Сейчас в этом районе проходит городская улица Прудная и не о каких кладбищах на ней ничего не известно. Возможно кладбище на указанном месте планировалось, но так и не было устроено.

В основанной в 1825 г. станице Кисловодской Волгского казачьего полка тоже были кладбища – старообрядческие и православное. Но станица до 1959 г. была самостоятельным от курорта и города населенным пунктом, хотя к началу ХХ столетия она уже почти соединилась и срослась с Кисловодском.

Т.о., Старо-Слободское было единственным в городе до середины 1910-х гг., хотяпотребности в организации новых кладбищ в Кисловодске возникли еще в конце XIX — в начале ХХ в., в связи с тем, что после открытия движения по Минераловодской ветви Ростово-Владикавказской железной дороги в 1894 г. резко увеличилось число посетителей курорта, многие из которых строили себе здесь дачи и жилые дома, и, соответственно, увеличилось и количество постоянных жителей курорта.

В 1906 г. была построена новая Пантелеймоновсквя («Красная») церковь в курортно-дачной зоне Кисловодска.И в1914 г. священник этой церкви Павел Колмаков сообщал во Владикавказскую духовную консисторию, что Кисловодская городская управа рассматривала несколько мест с целью отвода одного из них для нового кладбища данной церкви, но подходящих для этой цели мест не оказалось. Тогда было принято решение об отводе общего кладбища на ограниченном, специально огражденном для этого соборном приходе (ГА РСО-А. Ф.143, оп.2. Д.306 – «Об устройстве нового кладбища в г. Кисловодске»). Вероятно, речь шла об уже упомянутом сквере возле городского Свято-Никольского собора, где в этот период, помимо элитных могил священников и высокопоставленных гражданских лиц и военных в церковной ограде, стали появляться и простые могилы, не помещавшиеся на Старо-Слободском кладбище. В 1913 г. летом городская управа передала старое кладбище Свято-Никольскому собору. Эта мера напряженности вопроса об устройстве нового кладбища в городе не сняла, о чем свидетельствует тот факт, что в Смете доходов и расходов по городу Кисловодску на 1915 г., опубликованной в 1916 г., фигурировали средства в размере 4220 руб. на устройство нового кладбища. Вполне возможно, что именно тогда появилась идея организовать его на возвышенности за городской больницей и Пятницким рынком- будущего Братского кладбища.

В 1914 г. Старо-Слободское кладбище официально было закрыто. Позднее на нем совершались только единичные подзахоронения на участки родственников и (или) в виде исключения.В 1915 г. на средства местных жителей и городской казны на Солдатской горке был обустроен сквер с сохранением исторического кладбища.Все сказанноедает нам веские основания достаточно точно определить хронологию использования Кисловодского Старо-Слободского кладбища с середин 1820-х до середины 1910-х гг. Т.е. этот некрополь отражает период развития слободы и города-курорта в течение 90лет и является, в связи с этим, помимо вышеуказанного, ценным, в чем-то незаменимым историческим источником. Это подтверждаетсяважным обстоятельством. В 1911 г. в Кисловодске работал известный некрополист, археограф и генеалог Виктор Ильич Чернопятов (1857-1935), который переписал сведения с большого числа значимых надгробий именно на старом Слободском кладбище и опубликовал из в труде «Некрополь нескольких мест Кавказа» (1913). В результате мы имеем достаточно обстоятельный развернутый список людей, погребенных на этом историческом кладбище города с середины XIX до начала ХХ в. Из 204 фамилий, внесенных В.И. Чернопятовым в опубликованный перечень эпитафий Кисловодского некрополя, среди которых: 79 действующих и отставных военных и казаков (ок. 40% от общего числа) чином от подпоручиков до высших офицеров и генералитета, включая 3 генерал-лейтенанта заслуженных кавказских и российских полков и иных частей – участников Отечественной войны 1812 г., русско-турецких, русско-персидских и ряда других внешних войн и внутренних вооруженных конфликтовXIX —  нач. ХХ в., а также 2 князя, 10 дворян, десятки чиновников, в том числе статских советников, врачи, учителя, поэты, артисты, 6 священников. И это лишь небольшая часть сведений о захороненных. В ранний период до 1850-х гг. и для солдат и унтер-офицеров Кисловодской крепости и позднее редко устанавливались каменные кресты и памятники с эпитафиями. Лишь небольшая часть этих лиц удостоилась быть похороненной в ограде или вблизи Свято-Никольского собора, среди них большинство священников, генерал-лейтенант И.И. Сафонов, генерал-майор и известный художник — передвижник Н.А. Ярошенко (в списке В.И. Чернопятова ошибочно отдельно указаны генерал и художник Ярошенко) и некоторые другие. А абсолютное большинство указанных персон и других слобожан были погребены на рассматриваемом нами Старо-Слободском кладбище.

К огромному сожалению, это историческое кладбище не дошло до нас в полном объеме. Поэтапное его разрушение началось в предвоенные годы и в 1953 г., когда на нижней западной части его обширной территории по ул. Ермолова было построено здание обувной фабрики. В 1970-е гг. появились еще и дополнительные корпус и строения фабрики. Но основная часть территории мемориального характера продолжала сохраняться вплоть до 2008-2009 гг. (Илл.4).Особенно широкие масштабы откровенное кощунство и вандализм приобрели, начиная с 2009 г., когда крупные и состоятельные предприниматели региона развернули на исторической территории Старо-Слободского кладбища масштабное строительство, связанное с устройством огромных котлованов, в ходе которых разрушались могилы, сносились гробы и склепы разбрасывались человеческие останки, включая военную форму заслуженных защитников Кисловодска и всей России. В последние годы реализуется проект возведения многоэтажного дома с парковками на этом историческом месте и человеческих костях. Стройку несколько раз останавливали по инициативе местных активных общественников, но застройщики вновь находили лазейки в действующем российском Законодательстве, и опирались на поддержку различных управленческих и правовых структур. Поэтому,несмотря на то, чтов последнее десятилетие и начале 2020-х гг. было обнародовано большое число публикаций, репортажей, телесюжетов и Интернет-материалов, как местных, краевых, так и центральных компаний и редакций, стройка сейчас остановлена, но не прекращена, а на месте кладбища зияет огромный котлован, в стенках которого продолжают висеть полуразрушенные могилы и фрагменты скелетов. В юго-восточной части исторической территории пока еще сохранился участок примерно 80-90 на 40-50 м, а также отдельные участки,полностью не утраченные и на территории между и рядом со строениями 1950-х – 1970-х гг.

Исходя из того, что уважительное отношение и, прежде всего, к военным захоронением,было и должно быть типичным для нашего общества и государства,считаем целесообразным сохранить хотя бы те части исторического некрополя, которые выстояли против бездумного варварства. Статус охраняемой историко-культурной территории поможет сделать это. Считаем целесообразным привести сохранившуюся часть в нормальное санитарно-экологическое состояние, благоустроить сохраняющуюся еще территорию исторического сквера на Солдатской горке и создать мемориальный знак на этой территории с исторической справкой о Старо-Слободском кладбище и указанием наиболее заслуженных лиц, погребенных на нем.

С.Н. САВЕНКО, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ, завсектором ГБУК СК «Пятигорский краеведческий музей»

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

  1. Боглачев С.В., Савенко С.Н. Архитектура старого Кисловодска. Изд. 2-е доп. Пятигорск: Изд-во «СНЕГ», 2012. – 520с.: ил. См.: С.92-93,247-248,323,325 и 377 (фото на фоне Солдатской горки с востока),406-407 (фото с видом на северный участок Старо-Слободского кладбища с северо-востока),418-419 (виды на Солдатскую горку с северо-востока).
  2. Чернопятов В.И. Некрополь нескольких мест Кавказа. Оттиск из Т.IVЛетописи Историко-родословного общества в Москве. Москва: тип. А.П. Петцман, 1913. 75 с., 1 л. ил.

 

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.